Posted 1 июня 2021,, 07:46

Published 1 июня 2021,, 07:46

Modified 3 апреля 2022,, 20:08

Updated 3 апреля 2022,, 20:08

иллюстрация

Олды здесь: изменился ли рынок поставщиков омского минздрава после ухода Солдатовой

1 июня 2021, 07:46
Фото: Медиахолдинг1Mi
иллюстрация
В 2020 году Город55 неоднократно обращался к теме госзакупок, проводимых минздравом Омской области. В этот раз редакция подготовила новый материал и рассказывает, изменилась ли спустя год закупочная политика ведомства.

С начала 2020 года министерство здравоохранения Омской области претерпело несколько больших изменений и кризисов. Сменилось два министра (Андрей Вьюшков отдал свой пост Ирине Солдатовой, которую затем сменил Александр Мураховский), прогремело несколько скандалов (очередь из скорых, нехватка мест в больницах, уголовное дело министра Солдатовой, пропажа министра Мураховского). При этом 2020 год стал для министерства самым тяжелым за последнее время — виной всему коронавирусная инфекция, которая стала настоящим стресс-тестом для системы омского здравоохранения.

Особняком стоят траты омского минздрава и подведомственных ему учреждений — в 2020 году они стали самыми высокими за всю историю наблюдений, а в условиях спешки из-за коронавируса к некоторым из отыгранных ведомством конкурсов возникли вопросы. Часть из них стала почвой для уголовного дела в отношении Солдатовой.

В 2021 году ведомство продолжило активно приобретать медикаменты и оборудование через площадку госзакупок. Город55 сравнивает траты, поставщиков и контракты областного минздрава за первые пять месяцев 2020 и 2021 годов.

Числа и сферы

Всего за первые пять месяцев 2021 года минздрав Омской области заключил 175 контрактов на поставку лекарств, медицинских изделий, оборудования и услуг. В 2020 году за аналогичный период было заключено 270 контрактов. Существеннее всего отличается закупка медоборудования — в 2020 году ради этих целей было заключено 23 контракта, в 2021 году — лишь два.

Всего на новое оборудование в первые пять месяцев 2021 года омский минздрав потратил 6.6 млн рублей. На эти деньги были закуплены специальные наборы к инсулиновым помпам. А в 2020 году в рамках 23 контрактов на оборудование минздрав потратил 988.4 млн рублей. Самый крупный контракт, на 535 млн рублей, достался компании «Никмед», с которой может быть связан бывший супруг экс-министра здравоохранения Ирины Солдатовой.

При этом от обилия негативных маркеров при закупках ведомство не избавилось — все торги в прошлом и нынешнем году имеют один и более признак нарушения. Чаще остальных в 2020 году встречались индикаторы «торги без снижения» (174 контракта), «единственный участник закупки» (142 контракта), «контракт меньше цены заявки исполнителя» (135 контрактов) и «есть неучаствующие заявки» (32).

Однако в 2021 году список главных индикаторов несколько изменился: чаще всего встречается «контракт меньше цены заявки исполнителя» (117 случаев), «торги без снижения» (110 случаев), «единственный участник» (88 случаев), заметно реже встречаются «штрафы и неустойки по контракту» (29 случаев) и «неучаствующие заявки» (26 случаев).

До сих пор чрезвычайно

2020 год был примечателен обилием закупок, совершенных вследствие чрезвычайной ситуации, коей для всей России стала пандемия коронавируса. За первые пять месяцев 2020 года минздрав региона заключил 28 контрактов на общую сумму почти 1.2 млрд рублей. Примечательно, что два контракта (на 207 млн рублей — прим. ред.) были заключены 1 апреля 2020 года — за день до назначения на пост главы министерства Ирины Солдатовой. Остальные 26 закупок (на общую сумму в 949.6 млн рублей) проведены при ней.

Все контролирующие организации признали ситуацию с COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы, из-за чего министерства здравоохранения могли закупать товары, работы и услуги у единственного поставщика по пункту 9 части 1 статьи 93 44-ФЗ, то есть вследствие ЧС. Оспорить или наказать поставщиков за срыв сроков поставки или исполнения контракта при таких условиях почти невозможно, так как подрядчик всегда может сослаться на то же обстоятельство непреодолимой силы.

Силовики же, в свою очередь, посчитали часть закупок, совершенных ведомством, подозрительными. Проверка вылилась в уголовное дело в отношении Солдатовой, а сама она неожиданно уехала за границу. В 2021 году ситуация изменилась кардинально — минздрав заключил вследствие ЧС всего 11 контрактов на общую сумму в 53.2 млн рублей, что в 22 раза меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Все они прошли в марте — апреле 2021 года.

В 2020 году часть контрактов минздрава можно было заподозрить в ангажированности по отношению к некоторым поставщикам. Помимо уже упоминавшегося контракта с ООО «Никмед» на 525 млн рублей, минздрав вел работу и с другими поставщиками. Например, компания «Уникхелз» (также фигурирует в уголовном деле Солдатовой) получила пять контрактов на 90.7 млн рублей, «Ньюмедтех» — четыре контракта на 43 млн рублей, а компании «Крэт» для получения 93.1 млн рублей понадобился всего один контракт.

Впрочем, в 2021 году у министерства появился новый поставщик, готовый взять на себя львиную долю поставок в рамках контракта вследствие ЧС. Им стало АО «Р-Фарм» — пять контрактов на общую сумму в 41 млн рублей (порядка 80% всех денег, потраченных минздравом в рамках борьбы с коронавирусом в 2021 году).

Поставщики

О предпочитаемых омским минздравом поставщиках в 2020 году Город55 подробно рассказывал в материале «Одинаковые суммы и любимые поставщики». Их же в основном можно отметить и в 2021 году, так как список практически не изменился за прошедший год.

На первом месте среди поставщиков минздрава — прошлогодний фаворит из Москвы, ООО «Игия-Фарм» (владелец и директор Дмитрий Мартынов). В 2021 году фирме досталось 12 контрактов на сумму в 45.8 млн рублей, что уже лучше, чем в прошлом году. В 2020 году компания тоже успешно выступала на сайте госзакупок — только за время работы Ирины Солдатовой она получила 24 контракта на общую сумму в 46.1 млн рублей.

На втором и третьем месте по количеству контрактов с минздравом оказались компании известного бизнесмена Игоря Левитова — «СМТ» и «Экофарм». Так, за последние пять месяцев «СМТ» получила 12 контрактов на общую сумму в 13 млн рублей, а «Экофарм» — 10 контрактов на 19.1 млн рублей.

Отметим, что плодотворное сотрудничество предпринимателя и региональных чиновников длится уже более двух лет. Например, суммарно в период с 1 апреля по 5 ноября в 2020 году на них пришлось 43 контракта на общую сумму 75 млн рублей. В 2019 году за аналогичный промежуток времени обе компании получили от минздрава региона 100 млн рублей в рамках 76 контрактов.

На четвертое место в списке самых частых подписантов контрактов попало доселе малоизвестное ООО «Волна» из Рязанской области. Вероятно, это связано с личностью его владельца — Сергея Прокопова. Предприниматель является медийным лицом крупной управляющей компании «Арматор» (занимается отельным бизнесом). «Волне» досталось 10 контрактов на общую сумму 8.8 млн рублей.

Однако самым крупным в денежном выражении поставщиком для омского минздрава было и остается федеральное АО «Фармстандарт». Компания является практически монополистом на рынке больших медицинских поставок — из 543 контрактов компании, заключенных по всей стране за пять месяцев 2021 года, 432 подписаны по результатам закупок, при которых «Фармстандарт» выступил единственным участником конкурса. В Омске за это время у фирмы заключено 10 контрактов на общую сумму в 331.7 млн рублей (восемь конкурсов прошли при участии только «Фармстандарта»). Из них три контракта на 164.6 млн рублей заключены непосредственно с минздравом (два при участии единственного поставщика).

Итоги

Все вышеперечисленное позволяет полагать, что отсутствие конкуренции при закупках в медучреждениях Омской области — системная проблема, тянущаяся уже несколько лет. Фактически ни один из омских чиновников в сфере здравоохранения этого так и не признал и, как показывает анализ госзакупок, изменить не попытался.

Какие-то постоянные поставщики приходят с назначением новых министров, какие-то вместе с ними и уходят. При этом на омском рынке есть компании, которые постоянно выходят на контракт с министерством, вне зависимости от того, кто это министерство возглавляет. Как правило, это видные местные игроки, например, аптечная сеть «Омское лекарство», или крупные федеральные гиганты вроде «Фармстандарта».

Пора больших закупок вместе с тем ужасом, который принесла с собой коронавирусная инфекция, прошла. Министерство при сокращении федеральной поддержки стало намного меньше тратить, оттого и признаков нарушений в его работе стало меньше. Главный плюс работы омской системы здравоохранения в 2021 году — попытка отказа от крупных закупок вследствие ЧС. Это не только позволяет ведомству экономить деньги, но и снижает вероятность появления коррупциогенных факторов.

"