Posted 4 апреля 2022,, 02:30

Published 4 апреля 2022,, 02:30

Modified 4 апреля 2022,, 03:02

Updated 4 апреля 2022,, 03:02

За год телефонные мошенники выманили у омичей более 600 млн рублей

Больше бюджета района. На какую сумму обманули омичей «службы безопасности банков»

4 апреля 2022, 02:30
Фото: Медиахолдинг 1Mi

За год телефонные мошенники выманили у омичей более 600 млн рублей

Сумма, на которую цифровые и телефонные мошенники обманули омичей, больше, чем бюджет некоторых сельских районов Омской области.

Город55 уже рассказывал, что с началом специальной военной операции на Украине в Омской области в разы сократилось количество звонков от так называемых «служб безопасности банков», после разговора с которыми граждане зачастую теряли от нескольких тысяч до десятков миллионов рублей, оформляли кредиты, занимали у родственников и друзей, а некоторые продавали жилье и, по сути, оставались на улице.

На этот раз — история о том, сколько омичей пострадало от действий таких аферистов в прошлом году, каков общий ущерб и к каким уловкам чаще всего прибегали мошенники.

Цифры обмана

У силовиков в категорию преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, средств мобильной связи и банковских карт, попадают «Кража», «Мошенничество», «Мошенничество с использованием электронных средств платежа» и «Мошенничество в сфере компьютерной информации».  Здесь и звонки от служб безопасности банков с последующим списанием денег со счета, обман при покупке или продаже товаров в Сети, и вовлечение в игру на фондовых биржах, и даже расчет по чужой банковской карте в магазине.

По данным омского УМВД, за 2021 год от подобных преступлений жители региона лишились 663.1 млн рублей. Эта сумма превышает годовой бюджет таких районов, как  Знаменский, Колосовский, Крутинский, Нижнеомский, Оконешниковский, Саргатский, Седельниковский, Тевризский и Усть-Ишимский.

При этом львиная доля всего ущерба пришлась на жителей Омска — 536.119 млн рублей. Так, в областном центре за минувший год полицейские зарегистрировали 4 311 преступлений данной категории. Лидером по количеству стал отдел полиции № 7 с 603 фактами, на втором месте отдел полиции № 9 с 531, на третьем — отдел полиции № 6 с 516 случаями.

«Наибольшее количество преступлений в этих районах объясняется тем, что именно на их территории находятся центральные офисы омских филиалов крупнейших банков, клиенты которых и лишились своих сбережений от действий подозреваемых. Это Сбербанк, ВТБ и „Альфа-банк“», — пояснила Городу55 руководитель отдела по расследованию  преступлений, совершенных  с использованием  информационных технологий, средств  мобильной связи, сети Интернет и вредоносного программного обеспечения, УМВД России по городу Омску Людмила Захарова.

Добавим, что минимальной суммой, которую в прошлом году мошенники выманили у омичей, стали 6 тысяч рублей, максимальной — 6.9 млн рублей.

Архитектура преступлений

По информации Захаровой, наибольший процент преступлений совершается под предлогом блокирования или списания денег с банковского счета или карты. На такие в 2021 году по городу Омску пришлось 36,7%. Вторую строчку с небольшим отставанием заняли преступления, связанные со стремлением омичей приобрести или продать что-то в интернете, — 32,5%.

«Замыкают тройку так называемые контактные преступления, которые совершены путем хищения  банковской  карты  непосредственно  у  владельца  либо через доступ к мобильному телефону, имеющему привязку к мобильному банку», — сообщила Людмила Захарова.

Другие типы распределились следующим образом:

  • Преступления, совершенные  под предлогом  инвестирования денежных средств в различные «финансовые пирамиды», — 4,2%;
  • Преступники использовали  взломанные личные  страницы в социальных сетях — 2,4%;
  • Потерпевшие пополняли  счета, указанные  преступниками в качестве оплаты процента за псевдовыигрыш, под предлогом возврата денег за ранее направленные им некачественные  медицинские приборы, лекарства или БАДы, а также  в качестве оплаты  страховых сумм за положенные им социальные выплаты — 1,7%;
  • Потерпевшие с плохой  кредитной историей пытались получить кредиты, используя  интернет-сайты, направляли денежные средства преступникам в качестве страховых выплат, оплаты услуги курьеров и т. д. — 1,5%;
  • Подозреваемые похищали  денежные средства,  используя сайты-клоны интернет-банков и интернет-магазинов — 1,4%.

Мужчины и женщины

В омской полиции проанализировали обращения людей, пострадавших от действий мошенников, и пообщались с ними.

«Всего с 22 августа по 30 декабря 2021 года мы опросили 130 потерпевших, 37 из них отказались от общения. Вывод следующий: в подавляющем большинстве жертвами таких мошенничеств становились женщины — пострадали 82 омички против 48 мужчин. Возраст пострадавших варьируется от 20 до 80 лет», — рассказывает Захарова.

Среди мужчин-заявителей были жители Омска в возрасте от 20 до 70 лет: студенты и продавцы, операторы и охранники, токари и фрезеровщики, а также представители других рабочих специальностей. Однако в списки жертв дистанционного мошенничества попали также 70-летний преподаватель ОмГУПСа, директор коммерческой фирмы, который лишился 2.5 млн рублей, и руководитель проекта, который приехал в Омск из Нижнего Новгорода (перевел аферистам 6.9 млн рублей).

Из представительниц прекрасного пола были зарегистрированы потерпевшие в возрасте от 18 до 77 лет со средним или чуть ниже среднего социальным статусом. Среди пострадавших больше всего пенсионерок — 27, а также есть продавщицы и студентки, инженеры и медсестры, домохозяйки и преподаватели, госслужащие и лифтеры. Присутствуют в списке фитнес-тренер, менеджер и технолог.

 

От банкиров до силовиков

Как сообщалось выше, чаще всего дистанционные мошенники выходили на потерпевших через мобильный телефон и при этом представлялись работниками банков. Так, на Сбербанк пришлось 38 случаев, на «Альфа-банк» — 19, на Центральный банк РФ — 17, на ВТБ — 11 эпизодов.

«За четыре месяца, которые мы анализировали, было зафиксировано довольно-таки большое число звонков от якобы сотрудников правоохранительных органов. Также было 8 звонков, где неизвестные представлялись специалистами портала «Госуслуги», — рассказала Людмила Захарова.

Проанализировали в омской полиции и причины таких звонков:

  • оформление кредита сторонними лицами — 42 случая;
  • несанкционированное снятие денежных средств — 37;
  • похищены личные данные — 12;
  • оформление кредита через «Госуслуги» либо взлом аккаунта — 8;
  • подозрительные операции со счетом — 7 случаев. 

Ключевые фразы

Чаще всего мошенники и аферисты использовали в разговорах с потенциальными жертвами следующие фразы:

  • «На вас пытаются оформить кредит»;
  • «Нужно успеть быстрее мошенников!»;
  • «Вдруг мошенники все еще могут взять кредит за вас!»;
  • «Вы никому ничего не говорите, вы видели, как ведут себя сотрудники банка (называется какой-то конкретный). Они все воры!»;
  • «Мы будем следить за вашими передвижениями по видеокамерам»;
  • «Я сотрудник МВД (или ФСБ), вы обязаны пойти с нами на контакт, иначе вы будете привлечены к уголовной ответственности как мошенник!».
«Подозреваемые использовали в своих разговорах данные реальных работников банков или силовых ведомств. Например, человек засомневался, звонит в банк или в какой-то отдел полиции и спрашивает, работает ли у них такой-то и такой-то. Слышит утвердительный ответ, верит аферистам и продолжает общение с ними», — поясняет Захарова.

Отдельно отметим, что практически всегда мошенники использовали персональные данные граждан, и это не только имена, фамилии и отечества с паспортными данными, но и номера банковских счетов, суммы на вкладах, оформленные кредиты и последние банковские операции.

Портрет жертвы

На основе опубликованных выше данных можно составить типичный портрет жителя Омской области, который попадается на удочку дистанционных мошенников.

Итак, в подавляющем большинстве случаев (63%) это женщина в возрасте от 20 до 40, либо от 60 до 80 лет. Часто это пенсионерка или домохозяйка, госслужащая, работница торговли или представительница рабочих специальностей, имеющая невысокий или средний доход.

У таких потерпевших, по данным городского УМВД, наблюдается дефицит общения и высокий порог страха, особенно за сохранность своих сбережений.

Часто у потенциальных жертв имеется дебетовая или кредитная карта, заем или сберегательный счет в Сбербанке, «Альфа-банке» или в банке ВТБ.

Такие потерпевшие безоговорочно верят на слово даже посторонним людям, они легко внушаемы и поддаются скрытому принуждению к каким-либо действиям.

"