Posted 18 мая 2020,, 08:30

Published 18 мая 2020,, 08:30

Modified 23 февраля 2022,, 14:40

Updated 23 февраля 2022,, 14:40

Посттравматический синдром: почему отмена режима самоизоляции дастся омичам нелегко

Посттравматический синдром: почему отмена режима самоизоляции дастся омичам нелегко

18 мая 2020, 08:30
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Жизнь омичей, несмотря на увеличивающееся количество зараженных COVID-19, постепенно возвращается в норму. Режим самоизоляции смягчается, а люди могут позволить себе больше передвижений по городу. Но что будет, когда ограничения полностью снимут?

О проблемах горожан, оказавшихся отчасти запертыми в своих домах, сказано уже немало. Город55 решил рассмотреть неочевидную сторону режима самоизоляции. Станет ли выход на работу стрессом для омичей? Есть ли подводные камни в отмене режима самоизоляции? Решатся ли все проблемы горожан, появившиеся во время самоизоляции? Об этом и многом другом — в материале Города55.

Новые страхи

Для того, чтобы понять, что ждет омичей в случае отмены режима самоизоляции, редакция связалась с ведущими психологами и психотерапевтами города. Для наглядности всем им были поставлены одинаковые условия — вести рассуждения в рамках гипотетической ситуации: с завтрашнего дня режим самоизоляции отменяется.

«Стоит понимать: люди уже адаптировались к режиму самоизоляции. Как любая перемена, выход из него — стресс. Плюс мы возвращаемся в чуть иную реальность. Будет немного лениво, немного тревожно. Допускаю, что увеличится количество фобий. На адаптацию вновь потребуется время. Психика не такая хрупкая вещь, как кажется; человек может приспособиться практически к чему угодно. И, уверяю вас, мы приспособимся», — отметил психолог Дмитрий Гусев.

По его словам, тревожность омичей значительно вырастет. Причем и в общественных местах — как в транспорте, так и на работе (для тех, кто вынужденно сидел дома во время режима самоизоляции).

Нервозность вызовет обострение и появление новых фобий у горожан. Большинство из них, по мнению Гусева, будет связано со страхом смерти или же заражения болезнью.

«На ситуации неопределенности психика всегда реагирует напряжением, тревогой. Неопределенности стало гораздо больше. Перспективы пандемии, работа, финансовый, политический кризис и прочее», — отмечает психолог.

При этом страхи омичей редко будут проявляться напрямую. Танатофобия (страх смерти — прим. ред.) будет проявляться, скорее, через боязнь заболеть чем-то неизлечимым или попасть в катастрофу.

«Ну или в стремлении смотреть фильмы ужасов», — иронизирует эксперт.

Запертые проблемы

Выход из самоизоляции, по мнению психиатра Максима Дубовца, приведет к росту числа пациентов с ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) на 30%, пациентов с генерализированным тревожным расстройством (в том числе депрессией) на 40%.

«Это оценки очень приблизительные. Но могу сделать прогноз, основываясь на своем опыте — у меня прием пациентов вырос во время режима самоизоляции. И чем ближе мы к выходу из режима, тем больше их становится. А после выхода их станет еще больше», — считает Дубовец.

Психиатр отмечает, что уже сейчас в регионе растет число людей с обсессивно-компульсивными расстройствами (когда человек фиксируется на каком-то определенном действии, с помощью которого, как ему кажется, обретает контроль, например, моет руки с мылом). По словам Дубовца, ему во время режима самоизоляции уже приходилось общаться с пациентами с психозом, вызванным COVID-19.

При этом, уверяет психиатр, влияют на психику омичей и сами врачи. Как отмечает Максим Дубовец, доктора, не беспокоясь о психическом состоянии людей, делятся с ними своим мнением, забывая, как сильно те сейчас испуганы.

«Достаточно сейчас зайти в Facebook и просто посмотреть, что там пишут врачи, какие слезливые истории они публикуют и как люди их друг другу пересылают. Это же просто ужас», — говорит Максим Дубовец.

По данным социологического опроса сервиса «Леди Mail.ru», 14% живущих вместе пар начали чаще ссориться после ввода режима самоизоляции. Кроме того, 5% влюбленных подумывают о разрыве отношений: 2% намерены просто расстаться, а 3% хотят развестись.

Часть россиян надеются, что выход из режима самоизоляции поможет сохранить их отношения, однако эксперты уверены, что семейные проблемы таким образом не решить.

«Люди стали больше времени проводить вместе, что выбросило на поверхность уже имеющиеся у них проблемы. Они, к слову, могут быть самыми различными — люди могут просто не уметь прислушиваться к партнеру, не сходиться во вкусах, банально им может быть неинтересно проводить время друг с другом. И если раньше им удавалось как-то маскировать эти проблемы уединением, то сейчас приходится столкнуться с ними лицом к лицу. Да, отмена режима самоизоляции поможет им и дальше продолжать эти проблемы игнорировать, но решить их никак не сможет», — считает психотерапевт Григорий Овцов.

Отрицание, гнев, торг, депрессия, разочарование

Выход из режима самоизоляции далеко не всем может принести спокойствие, уверены эксперты. Психиатр Максим Дубовец считает, что омичи могут столкнуться с целым кругом разочарований, так как раньше их основной проблемой был запрет на выход из дома, но решив ее, люди столкнутся с множеством других проблем.

«Омичи, как мне кажется, забыли, что режим самоизоляции не является лекарством от коронавируса. Это мера сдерживания роста заболеваемости, чтобы не допустить эпидемиологического взрыва. То есть, выйдя из самоизоляции, люди поймут, что риск заболеть остался таким же, а, может, еще и повысился. При этом старые проблемы никуда не делись — в Омске все так же нет работы, зарплаты все такие же маленькие, цены в магазинах все так же растут и даже не думают падать», — считает Максим Дубовец.

Столкновение с новой неопределенностью и ведет к последующему разочарованию — люди поймут, что сами они никак на ситуацию повлиять не могут. Все это приведет к выплеску гнева. И если раньше люди ругали коронавирус и действия властей, то со временем отсутствие объекта для направления гнева приведет к одной из двух вероятностей — он либо будет направляться на все окружение, либо заставит людей все больше разочаровываться.

«На кого полагаться в таких условиях? С одной стороны, на медиков, но мы видим, что в городе отделения больниц закрываются на карантин, а некоторые медучреждения и вовсе перепрофилируются для борьбы с COVID-19. А куда идти людям, если у них, например, заболела голова? Можно полагаться на полицию, но к ней у нас в стране за последние несколько лет и так доверие подорвано, а в текущей сложной ситуации ее еще принуждают наказывать людей штрафами», — отмечает Максим Дубовец.

В итоге эксперт уверен, что в такое сложное время люди выйдут из самоизоляции с настроем, близким к настрою россиян в начале 90-х годов ХХ века — «доверяй только себе». Но человеческая психология так устроена, что людям надо во что-то верить. Это приведет к тому, что люди станут внушаемыми, причем на уровне тех же 90-х годов, когда такие псевдоэкстрасенсы, как Григорий Гробовой, собирали с людей последние деньги на воскрешение погибших детей.

Психотерапевт Григорий Овцов считает, что негативно могут повлиять на омичей даже позитивные стороны все еще не отмененного режима самоизоляции. Во время него, отмечает эксперт, люди смогли себе позволить делать то, чего не могли в обычной жизни, — например, пройти онлайн-обучение, заняться рукоделием или найти удаленную подработку.

«Особенно это касается тех людей, которые любят себя загонять, у которых день расписан по минутам и нет места ничему новому в жизни. В какой-то момент они начнут задумываться над своей жизнью — так ли им нужна их работа, которую они на время изоляции потеряли, так ли их устраивает их досуг, интересы, даже партнер по жизни. Ведь сейчас они поняли, что можно жить иначе, не так, как раньше. И это может породить в них глубокие, порой не самые приятные размышления о том, что делать со своей жизнью», — считает Овцов.

Во всем виноваты журналисты?

Об опасности COVID-19 говорится на любом новостном сайте и телевизионном канале, любой выпуск новостей с него начинается и им же заканчивается. Психиатр Максим Дубовец считает, что СМИ чересчур стимулируют и пугают людей.

«Омичи сейчас перестимулированы, перепуганы, „перестраханы“, если так можно сказать. От этого они и выходят на улицы, оттого и нарушают режим самоизоляции, потому что приобрели толерантность к этим словам, статистике заболевших. Эти вещи стали для них безразличны. Для них сейчас есть единственный выход — вести себя так, будто никакой эпидемии не существует», — считает эксперт.

Статистика некоторых региональных СМИ это наглядно подтверждает — с началом режима самоизоляции суточные просмотры новостей на некоторых сайтах увеличились в три раза, как и количество посетителей. Однако со временем эти цифры постепенно начали снижаться и сейчас упали практически на треть от своего апрельского максимума.

Все дело в том, что новости и материалы на коронавирусную тематику первое время привлекали огромное число посетителей на сайты. В погоне за ними региональные информационные агентства практически стали вестниками COVID-19, выдавая большинство материалов сквозь призму эпидемии.

Подобные тревожные настроения, вызванные огромным потоком информации о коронавирусе, по словам психологов, способны сделать людей настоящими эгоцентриками, а их реакцию на какие-то события непредсказуемой.

«Взять недавний пример — объявили выплаты на ребенка. И люди ломанулись за ними в Пенсионный фонд. И пускай даже оцепление из полицейских будет это здание защищать, люди туда будут прорываться. Потому что они перемотивированы, они сейчас думают только о собственном благополучии», — продолжает психиатр.

Эксперты едины во мнении, что больше всего сейчас люди нуждаются в положительных новостях и социальной помощи. Больше всего их психологическое состояние угнетает бомбардировка негативом в СМИ и по телевидению.

Что дальше?

Специалисты считают, что в подобных стрессовых условиях сработают те же советы, что и во время режима самоизоляции — необходимо сократить пользование гаджетами и снизить потребление новостного контента. Это позволит понизить уровень тревожности и мотивации.

Необходимо продолжить заниматься сторонними активностями, которыми люди занимались во время самоизоляции. Если во время сидения дома человек нашел хобби, необходимо продолжить им заниматься, при этом нельзя с головой погружаться в ту деятельность, которая преобладала в жизни до режима самоизоляции. Желательно начать погружаться в рабочие процессы раньше полного выхода из самоизоляции.

Нужно провести «инвентаризацию» своих знакомых и друзей — спросить, как у них дела, запланировать встречу. Людям важно насыщать свою жизнь как можно большим количеством приятных моментов, часть из них должна быть тем, чем во время самоизоляции заниматься не получалось. Не менее важно соблюдать баланс в своих активностях — не отдавать приоритет развлечениям и не стремиться нагнать упущенные за время самоизоляции возможности.

«Спокойствие и удовлетворение от жизни состоит из целей, окружения и среды. Нужно уже сейчас начать строить планы и формировать свое окружение. Пессимистов, скажем так, лучше пока оставить в стороне. Не менее важна среда — городским властям было бы неплохо подготовить город к к массовому выходу омичей. Лучше, чтобы улицы были чистыми и аккуратными, это бы помогло нам всем», — резюмирует психиатр Максим Дубовец.

"