Posted 28 июля 2020,, 09:02

Published 28 июля 2020,, 09:02

Modified 23 февраля 2022,, 14:34

Updated 23 февраля 2022,, 14:34

Особенности госстроительства в России. Почему стройки за счет бюджета такие затяжные

Особенности госстроительства в России. Почему стройки за счет бюджета такие затяжные

28 июля 2020, 09:02
Фото: Медиахолдинг1Mi
В России строительство за счет бюджета зачастую затягивается и сильно выбивается из графика, но строительство «ковидных» госпиталей показало, что если сильно захотеть, можно и уложиться в сроки. «Новые Известия» разбирались, почему так вышло и какие существуют проблемы госстроительства в России.

В середине июля с подачи вице-премьера Марата Хуснуллина ускорилось строительство домов и школ в пострадавшем от наводнения Тулуне и возведение сразу двух мостов — у Улан-Удэ и в Якутии. Во многих регионах пандемия не приостановила, а наоборот, подтолкнуло строительство на бюджетные деньги, пишет издание. Мотивировало чиновников на местах скоростное возведение коронавирусных госпиталей Минобороны — в Омске такой построили чуть менее, чем за два месяца.

Как выяснилось, строительство ускоряется не только под угрозой распространения страшной болезни. В России есть и более скоростные, но не менее масштабные проекты. Например, Харанская спортивная школа открылась в Якутске в конце прошлого года, а на ее строительство с нуля ушло всего полгода. Работы обошлись в 500 млн рублей, выделенных из федерального бюджета.

Однако такие случаи — скорее исключение, и большинство госстроек затягивается на долгие десятилетия. Из восьми крупнейших российских долгостроев сразу восемь — медучреждения: больницу в Нижневартовске на 1 100 коек и поликлинику в Подольске не могут достроить уже 10 лет, краевую больницу на Камчатке начали возводить в 2009 году, а строительство больницы в Петрозаводске тянется с конца 80-х годов.

Такого количества долгостроев нет нигде в мире. Самые известные долгострои Европы — Миланский собор (почти 600 лет) и собор Святого Семейства в Барселоне (строят с 1882 года, и завершить его планируют не раньше 2025 года). Но эти соборы давно стали достопримечательностями, а у больницы в Петрозаводске вряд ли выстроится очередь из туристов.

В Китае могут легко построить 30-этажную гостинцу за две недели, поменять мост за 43 часа или за 8.5 часов построить новую железнодорожную развязку. Может показаться, что дело в численности рабочих и низком качестве, но эксперты уверены, что суть быстрого строительства — в технологиях, планировании и подготовке. Эксперты рассказали «Новым Известиям», почему в России не действуют правила китайского скоростного строительства.

«Чем быстрее строится — тем меньше плановые накладные, расходы на менеджмент. Поэтому нормальные девелоперы ускоряют процесс: оптимизация позволяет сэкономить 10%-15%», — считает предприниматель и некогда руководитель одной из крупнейших девелоперских компаний Mirax Group Сергей Полонский.

Профессор международной академии архитектуры Максим Перов тоже отмечает, что чем быстрее стройка, тем дешевле строительство. И в таком случае оно становится неинтересно заказчикам, которые получат большие деньги из бюджета.

«Стройка краевой больницы на Камчатке встала потому, что люди, близкие к губернатору, не могли договориться, как „попилить“ эти деньги. Освоили уже порядка 1.5 млрд рублей при общей стоимости порядка 4 млрд рублей. Все дело в коррупции. Корейские строители, которые изначально должны были возводить здание, не были готовы к „откатам“. Им предложили — они отказались. А местные строители были не готовы к таким объемам», — пояснил журналист, глава регионального отделения партии «Яблоко» Владимир Ефимов.

После распада Советского Союза по всей стране остались недостроенными объекты, которые когда-то возводили ударными темпами. Не ускоряют строительство его масштаб и уровни контроля: на возведении космодрома «Восточный» похитили более 10 млрд рублей. Часто строительство начинается лишь для того, чтобы освоить бюджетные деньги или отчитаться перед вышестоящим руководством. А некоторые объекты просто консервируют в надежде когда-нибудь достроить. Такая участь постигла знаменитое омское метро, состоящее всего из одной станции.

Эксперты объяснили «Новым известиям», что в стране недостаточно фирм, у которых есть финансовая подушка и организационная структура, и в случае проблем или увеличения цен на рынке они смогут продолжить строительство. Однако специалисты считают, что госстройки как явления давно устарели: государство должно оказывать качественные медицинские, образовательные, транспортные услуги, и совсем не обязательно тратить деньги на объекты, которые строят лишь для «отмывания» денег. Проще отдать проекты частным инвесторам, которые заинтересованы именно в быстром строительстве, так как воровать будет просто не у кого.

Издание считает, что надеяться на перемены в области госстроительства можно, но рассчитывать на это — более, чем наивно.

"