Posted 11 июня 2021,, 11:01

Published 11 июня 2021,, 11:01

Modified 23 февраля 2022,, 16:40

Updated 23 февраля 2022,, 16:40

«Какое похищение, она его мама!» Мать разыскиваемой омички рассказала о судьбе внука

11 июня 2021, 11:01
Город55 пообщался с Орынбасар Макеновой — матерью Жамили Тынысовой, объявленной в федеральный розыск вместе с сыном в рамках уголовного дела по статье «Самоуправство». Семья бывшего мужа Жамили добивается, чтобы дело переквалифицировали на более тяжкую статью — «Похищение». Мать Жамили считает, похищения не было.

Как рассказала Городу55 Орынбасар Макенова, ее дочь и Муса Тынысов прожили в браке около пяти лет. Жамиля работала продавцом-консультантом в фирме по продаже снегоходов, трудовой день длился до 20:00. Муса был безработным.

Родители Мусы и Жамили дали молодым деньги на первоначальный взнос для ипотеки — по словам Орынбасар Макеновой, ежемесячные платежи за квартиру на Заозерной вносила она с мужем. Жамиля постепенно обставляла жилье: купила стиральную машину, кухонный гарнитур и другую мебель. Ездила на своей машине. Ее отец, который работал железнодорожником и получал пенсию, дал деньги на холодильник. Меньше года назад мужчины не стало: его супруга говорит, здоровье мужа подкосили переживания за старшую дочь.

«Родители Мусы, Хакимжан и Кульжян, не лезли в их семью, но когда появился ребенок, у них будто крышу снесло. Несколько раз в неделю приезжали из деревни ранним утром, стучали в дверь с вопросом: „Вы что, спите, что ли?“ Сумки пустые, ничего с собой не везут. Хакимжан мог пнуть дверь со словами: „Это моя квартира!"»

Как подчеркнула собеседница Города55, когда Жамиля ушла в декрет, Муса не устроился на работу. Порой молодая мама звонила родителям и говорила, что ей очень хочется мяса — семья Жамили по возможности помогала продуктами. Тынысовы же заботились прежде всего о малыше. Орынбасар запомнился случай, когда Кульжян Тынысова привезла молодым три гусиных печени, завернутые в пищевую пленку, и уточнила: «Это для внука».

В молодой семье происходили конфликты. «Начал Муса гулять налево, направо. Дома не ночевал. Кто-то присылал ему смс-ки с признаниями в любви. Дочь приезжала ко мне в темных очках: снимает, а под ними синяк. Однажды дочь нашла у мужа в кармане презервативы, назначили „семейный совет“, приехали мы и родители Мусы. Свекровка говорит Жамиле: „Ну и что, пусть гуляет, хоть от тебя отдохнет!"», — рассказала Орынбасар Макенова.

Как отметила женщина, Хакимжан и Кульжян Тынысовы нередко забирали ребенка к себе. Когда в молодой семье происходила ссора, Муса звонил матери, Тынысовы-старшие приезжали в любое время суток и забирали внука к себе в деревню Авлы Любинского района. Семья Жамили предоставила Городу55 запись с камеры видеонаблюдения, установленной на фасаде дома на Заозерной — девушке удалось запросить этот материал через управляющую компанию. На видео запечатлен конфликт: родители Мусы в очередной раз увозят внука, Жамиля пытается их остановить, но родственники мужа непреклонны.

Летом 2016 года Тынысовы в очередной раз забрали внука, после этого ребенок находился в деревне Авлы на протяжении полугода. В распоряжении Города55 есть диктофонная запись, сделанная во время одного из визитов Жамили в деревню. На записи женщина просит дать ей возможность побыть с сыном наедине. «Дайте, я хоть подержу его на руках, пообщаюсь, я же соскучилась по нему. Почему не отдаете-то ребенка?» — спрашивает Жамиля.

Родные девушки также предоставили видеозапись, сделанную в день визита в Авлы Жамили и ее младшей сестры Нагимы. На видео Хакимжан Тынысов находится в кадре с палкой в руках.

«Еще раз зайдете, я вас переломаю там, в ограде. Поймите меня правильно, я хозяин!» — говорит мужчина.

В 2016 году Муса и Жамиля Тынысовы развелись. «Она пришла к нам — еще отец живой был. Спрашивает: „Что мне делать? Это жизнь разве? Я подам на развод, как вы на это смотрите?“ Я говорю: „Подавай на развод“. Неужели она должна всю жизнь мучиться?»

Оранбасар Макенова представила свою версию событий, произошедших в декабре 2016 года. Ранее сообщалось о том, что в дом Тынысовых в деревне Авлы ворвались несколько мужчин, избили брата Мусы Жаслана и силой забрали мальчика, которому на тот момент было 2,5 года. Об этом сообщили Муса и его родные.

«Неужели столько людей за крошечкой поедут? Мы поехали и забрали. Я была, муж был и Жамиля. Она же шесть месяцев не видела его. Заходим в дом, стоит ребенок и говорит: „Мама“. Вы представляете? Он даже не говорил это слово раньше — ни „мама“, ни „папа“. Никто не пытался нас остановить. Какое похищение? Она его мать!» — рассказала Орынбасар.

Женщина рассказала и о судебном заседании, на котором приняли решение оставить мальчика с отцом — оно прошло на следующий день после того, как ребенка забрала мать.

«С нашей стороны было три человека, а с их — 10-15. Группа поддержки Хакимжана. Сидят мужчины, перебирают четки. Хакимжан туда уверенный шел, он знал, что выиграет — говорил нам, что принял некие меры для этого. Как только огласили решение, он встал и сказал своим друзьям: «Все ко мне, обмывать будем!»

Муса Тынысов и его юридический представитель Мария Хохрина заявляли о неком недуге Жамили, из-за которого перспектива проживания ребенка с мамой вызывает у них определенные тревоги. Со слов отца мальчика, именно этот недуг оказал решающее влияние на вердикт суда. Однако, как уверяет мать Жамили, ее дочь совершенно здорова: госпитализация и лечение пришлись на студенческие годы девушки, но болезнь осталась в прошлом, сейчас 37-летняя мать не состоит на учете с указанным заболеванием.

Мальчик проживает с матерью, в этом году он пойдет в школу, а пока ходит на подготовительные занятия. Мальчик привязан к маме. Умеет читать по слогам, считать. Орынбасар Макенова говорит, что Жамиля боится любых контактов с семьей бывшего мужа, который якобы грозился навсегда отобрать сына и поместить экс-супругу в медучреждение. Орынбасар говорит, что ее дочь поступила как настоящая мать: не стала фокусироваться на личной жизни, а полностью посвятила себя воспитанию ребенка. Что до Тынысовых, женщина думает, что упорствовали в желании единолично воспитывать ребенка прежде всего родители Мусы: по старой казахской традиции, первенца — продолжателя рода растят бабушка с дедушкой. Традиция эта, по мнению Орынбасар Макеновой, давно устарела.

"