Posted 23 июля 2019,, 05:00

Published 23 июля 2019,, 05:00

Modified 14 декабря 2023,, 15:51

Updated 14 декабря 2023,, 15:51

В Омске в асфальт закатывают асбест. Кому это выгодно и насколько опасно для жителей?

23 июля 2019, 05:00
Использование асбеста в строительных работах запрещено в 63 странах мира, но, как оказалось, не в России и точно не в Омске. Местные рабочие на дорогах используют щебень, который открытым способом добывается в асбестовых шахтах. В том, чем опасна асбестовая пыль и как она попадает в легкие омичей, разбирался Город55.

Омск, как известно, и так является одним из пяти городов России с самой плохой экологией. Поэтому президент России Владимир Путин обязал к 2024 году сократить количество выбросов в атмосферу на 20%. Это касается и промышленных предприятий, и теплоэнергетики, и автотранспорта. Однако пагубное воздействие на омичей могут оказывать не только вредные примеси в атмосфере, но и материалы, используемые для ремонта дорог. Речь в данном случае идет об использовании асбестовой примеси.

Два брата

Дело в том, что асбест разделяют на два вида: хризотил и амфибол. Последний у нас в стране, как и во всем мире, считается крайне опасным и токсичным веществом, его использование в строительных и ремонтных работах категорически запрещено. А вот по поводу хризотила единой позиции нет. В Европе он также считается крайне вредным, отнесен к первому классу опасности и запрещен к использованию в промышленности и строительстве в 25 странах ЕС.

В США и Канаде существует множество благотворительных фондов поддержки пострадавших от работы в асбестовой промышленности. От частых контактов с асбестовой пылью у людей развивается асбестоз, мезотелиома, рак легких, рак желудка и рак яичников, утверждают медики. Ежегодно в мире от заболеваний, вызванных асбестом, умирает более 107 тысяч человек.

В России никогда не добывали и не использовали амфиболовый асбест, но все же запретили его (СанПиН 2.2.3.757-99). А вот запрещать хризотил не стали.

Редакции Города55 не удалось обнаружить в России ни одного благотворительного фонда или общества, помогающего пострадавшим от асбеста. Зато с легкостью обнаружилась «Хризотиловая ассоциация» — движение, которое пропагандирует использование асбестосодержащих материалов в строительстве и ремонте дорог. Интересно, что для разъяснения различий между опасным и безопасным асбестом было создано два выпуска видеокомиксов, посвященных двум братьям-богатырям — Хризотилу и Амфиболу. По сюжету комиксов оба брата понимают, что не боятся огня. Хризотил решает спасать людей и помогать им, а Амфибол становится пленником корысти, что в итоге приводит к убийству некоего министра, карикатурно похожего на англичанина.

Памятна еще одна акция «Хризотиловой ассоциации» — клип, в котором Василий Уриевский, участник шоу «Голос», читает рэп про хризотилцементный шифер и то, как тот помогает людям и как безопасен для них.

Учредителями «Хризотиловой ассоциации» значатся несколько самых крупных российских производителей асбестосодержащих материалов. Большинство из них занимаются поставками нерудных стройматериалов (щебень, песок) в регионы России. Отношение контролирующих ведомств к торговле асбестом в стране легко увидеть в том же списке учредителей ассоциации — в него входят НИИ медицины труда РАМН и Екатеринбургский медицинский научный центр Роспотребнадзора.

При этом медики признают вред, который асбестовая пыль оказывает на организм человека, но не запрещают, а лишь ограничивают использование хризотила. Например, в «Рекомендациях по охране труда при использовании асбестосодержащих материалов и изделий в административных и непроизводственных зданиях» есть абзац (п. 4.3, п. 4.5):

«Опасной для здоровья человека является асбестосодержащая пыль, витающая в воздухе. При значительных концентрациях и длительном воздействии вдыхаемая пыль может способствовать развитию ряда профессиональных заболеваний. Асбестосодержащая пыль отнесена к вредным веществам фиброгенного и канцерогенного действия <…> При строительстве зданий к наиболее опасным по выделению пыли относятся операции по обработке асбестоцементных материалов и изделий (сверление, пиление и т. п.), изоляционные работы, а также работа с сыпучими непропитанными материалами (щебень, песок и др.)».

Поэтому в России приняты ПДК асбестосодержащей пыли в воздухе.

А в СанПиНе указано, что при добыче асбеста работники должны быть предупреждены о его вредном воздействии на организм. Но нигде не сказано, что жители города должны быть предупреждены об использовании асбеста при строительстве зданий и ремонте дорог.

Основания для использования асбеста

В Омской области при использовании материалов с содержанием асбестовых волокон заказчики руководствуются ГОСТом № 32703-2014. В нем, например, сказано, что «щебень и гравий применяют в бетоне без ограничений, если содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам, не более 0,25% по массе свободных волокон асбеста». Есть примеры и сознательного отношения, когда, несмотря на ГОСТ, заказчики полностью отказываются от использования материалов с примесями асбеста. Впрочем, это, вероятно, вызвано заботой не об экологии региона, а о свойствах самого асбеста.

Например, в 2016 году компания Якова Вагнера «СтройСервис» отремонтировала дороги, которые при дальнейшей эксплуатации стали «шелушиться». Сами строители заявляли, что виноват некий «экспериментальный битум», произведенный на Омском НПЗ.

Однако на самом заводе про такой битум услышали впервые. В попытках очистить свое имя нефтяники при участии лаборатории московского Инновационного технического центра и рязанского НИИ «Газпром нефти» провели экспертизу образцов дорожного покрытия с отремонтированных «СтройСервисом» проспекта Мира, Космического проспекта и улицы 70 лет Октября. Экспертиза показала: при ремонте дорог применялся некачественный щебень с использованием асбеста. В результате верхний слой отвалился от основного покрытия и постепенно превращался в пыль.

Фактов ограничения использования материалов с асбестом при строительстве и ремонте дорог в Омске редакции выявить не удалось. При строительстве дорог в мэрии руководствуются ГОСТом 8267-93, где указано, что использование «материала в бетоне» допускается без ограничений, если количество асбеста не превышает 0,25% от общего количества щебня. Но, как пояснили Городу55 в Управлении дорожного хозяйства и благоустройства администрации Омска, чиновники не обладают возможностью должной экспертизы для определения наличия и количества примеси асбеста в материалах подрядчиков.

Как асбест попадает в Омск

Наибольшие залежи хризотила находятся на Урале. Основным поставщиком асбестосодержащего щебня в Омск является АО «УралАсбест» (директор Владимир Галицын). Компания занимается добычей на одном из крупнейших месторождений Урала — Баженовском.

Получить оперативный комментарий от руководства компании не удалось. Именно у «УралАсбеста» закупают солидную часть щебня две омские компании — ООО «СССК» и ООО «СКК».

Так, «СССК» с начала 2019 года закупило у уральских поставщиков 66.7 тыс тонн щебня, добытого в асбестовых шахтах открытым путем. Еще 36.9 тыс тонн щебня были закуплены у ООО «Спецтехпроект», добывающего щебень в Челябинской области. Всего же компания, по данным сайте Brokenstone.ru, закупила 134 тыс тонн щебня.

Аналогичная ситуация и с ООО «СКК» — компания, по информации того же сайта, на 2019 год закупила 49.2 тыс тонн щебня. Из них 39.3 тыс тонн были куплены у «УралАсбеста», еще 3.9 тыс тонн — у «Спецтехпроекта». Всего же, по данным Brokenstone.ru, «УралАсбест» продал омским компаниям 187.9 тыс тонн щебня, добытого открытым способом.

ООО «СССК» и ООО «СКК» принадлежат уже упоминавшимся в материалах Города55 бизнесменам Виталию и Марии Шильниковским. Бизнесмены арендуют участок земли, тупик и ж/д пути по адресу улица Доковская, 5. Все объекты, расположенные на территории, и подъездные ж/д пути принадлежат ИК № 7.

При этом между субъектами оформлялись договоры на хранение материалов, а не на аренду. Рыночная стоимость аренды такого участка могла приносить колонии 10-20 млн рублей в год. За хранение материалов Шильниковский платил 400 тыс рублей в год. После публикации Города55 руководство ИК № 7 в одностороннем порядке расторгло договор на хранение материалов, однако предприниматель оспорил действия учреждения в арбитражном суде и чудесным образом добился восстановления договорных отношений значительно ниже рыночной стоимости. ИК № 7 обжаловало решение арбитража в 8-м арбитражном апелляционном суде.

Неизвестно, какой объем щебня Виталий Шильниковский хранит на складах, принадлежащих ИК № 7, однако территория тупика и объектов на нем позволяет вместить весь объем щебня, закупаемого обеими компаниями (в среднем 230 тыс тонн в год, согласно данным Brokenstone.ru). В том числе там может храниться щебень из асбестовых шахт Урала. Если добавить к этому объемы выбросов в атмосферу от промышленных предприятий северной промзоны Омска, то Советский округ может оказаться самым опасным для проживания районом города.

На каких дорогах Омска лежит асбест

ООО «СКК» под руководством Марии Шильниковской является частым участником тендеров на поставку щебня. Только в 2019 году компания поставила бюджетному учреждению Омска УДХБ 4.7 тыс тонн щебня на сумму в 7.3 млн рублей. В среднем одну тонну щебня УДХБ закупает по цене в 1.5 тыс рублей. Учитывая, что в 2018 году из бюджета Омска на закупки у «СКК» потрачено 15 млн рублей, а в 2017 году — порядка 27 млн рублей, можно предположить, что в этом году закупки еще продолжатся.

Небольшая часть щебня, закупленного УДХБ, пойдет на изготовление асфальтобетонной смеси для нужд БУ «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства». Остальной щебень пойдет на ямочный («аварийно-восстановительный») ремонт омских дорог. Так, в планах на 2019 год у УДХБ ремонт 387 дорожных объектов площадью 255 тыс кв. метров.

На август 2019 года запланировано всего 78 объектов, а значит, на 309 участках работы либо идут сейчас, либо уже закончены. С полным списком работ можно ознакомиться здесь.

Вторая компания Шильниковского — «СССК», покупая в три раза больше щебня, чем «СКК», практически не участвует в поставках материалов бюджетным учреждениям региона, однако на сайте, где указан железнодорожный трафик, Brokenstone.ru не удалось отследить поставок в другие субъекты РФ. Можно уверенно предположить, что щебень с примесями асбеста «СССК» реализует в Омске.

По словам одного из участников рынка дорожного строительства в регионе, компании Виталия Шильниковского давно себя зарекомендовали и в 2019 году являются основными поставщиками нескольким компаниям. Так, собеседник Города55 в числе заказчиков назвал ООО «Арт-Ремстрой» (Карен Мартоян), ООО «СибДор» (Лазар Погосян), «Строительная производственная компания „Дорстрой“» (Рафаэл Авеян), ООО «Компания РДС» (Норик Сароян).

По данным сайта госзакупок, «Арт-Ремстрой» работает с несколькими госзаказами в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». В частности, речь идет о ремонте на улицах 3-й Разъезд (от ул. 20 лет РККА до ул. Универсальной); 10 лет Октября (от ул. Думской до ул. Лескова); дороге к пос. Учхоз (от ул. 10 лет Октября до ул. 1-й Заречной); Ленинградской площади (от ул. Ленина до пр. К. Маркса); улицах Лермонтова (от ул. Б. Хмельницкого до ул. 3-й Разъезд); и Масленникова (от пр. К. Маркса до ул. Н. Худенко).

«СибДор» и «СПК «Дорстрой» уже заканчивают ремонт дороги по Черлакскому тракту (от ул. 13-й Комсомольской до границы города Омска) и дороги к пос. Большие Поля (от Пушкинского тракта до границы города Омска). Помимо этого, «СибДор» должен до конца лета 2019 года отремонтировать улицу Гагарина (от моста Комсомольского до ул. Гусарова); улицу Герцена (от ул. Октябрьской до ул. 36-й Северной; и Пушкинский тракт (от ул. 36-й Северной до границы города Омска).

Не имея документального подтверждения словам источника, редакция Города55 обратилась за комментарием к руководству всех трех строительных фирм. В приемной «Арт-Ремстроя» отказались соединять с директором Кареном Мартояном, сославшись на его занятость. Но взяли телефонный номер корреспондента и пообещали передать его самому Мартояну или одному из его заместителей.

В приемной «СибДора» также отказались соединять с директором Лазаром Погосяном. Редакции заявили, что Погосян не комментирует собственную работу прессе, а для получения комментария его нужно «ловить на объектах». В компании «ДорСтрой» (директор — Рафаэл Авеян) в приемной на звонок корреспондента не ответили.

В итоге складывается ситуация, когда в миллионом городе, и без того включенном в список городов с критической экологической обстановкой, при строительстве дорог используются материалы с веществом, оказывающим вредное воздействие на организм человека. При этом в администрации Омска не имеют возможности контролировать количество асбеста в привозном щебне. Пользу от этого получает небольшая группа предпринимателей, а пострадать могут многие жители.

"