За что и кому россияне платят по квитанциям ЖКХ

За что и кому россияне платят по квитанциям ЖКХ

30 января 2019, 22:13ОбществоPhoto: pxhere.com
Повышение тарифов на услуги ЖКХ уверенно держится на первом месте среди самых обсуждаемых населением тем. Новая система вывоза мусора, грядущее двойное повышение тарифов, соцнормы с отменой льгот для домов с электроплитами - и это еще не все.

Чиновники говорят о равенстве и повышении качества услуг. Вместе с «Новыми известиями» пытаемся понять, сказывается ли повышение цен на чем-то, кроме кошельков граждан.

По оценке Сбербанка, в среднем россияне тратят 11,4% от семейного дохода на оплату ЖКХ. В разных регионах цифры разные: в республике Тыва за «коммуналку» отдают рекордные 24,5% от семейного бюджета, в Северной Осетии процент самый низкий – всего 6%.

Однако в правительстве о гражданах позаботились, и увеличивать тарифы ЖКХ будут постепенно. Нас ждет не разовое, а двухэтапное повышение: с 1 января они поднимутся на 1,7% из-за повышения НДС и с 1 июля — на 2,4%. В совокупности, стоимость коммунальных услуг в среднем вырастет на 4,1%.

Новый пункт расходов на «коммуналку» в 2019 году возник буквально из кучи мусора. С 1 января страна перешла на новую систему утилизации отходов, а платить за это будет население. Теперь плата за вывоз мусора, в среднем, увеличится примерно в 2-4 раза, а иногда (как на Крайнем Севере) эта цифра умножится на 50. Чем дальше от цивилизации, тем дороже стал вывоз мусора.

Платить все будут по нормативам вне зависимости от реального количества мусора: на сумму будет влиять только количество проживающих в доме людей. Другими словами, если даже вы все лето проводите на даче и не бываете в городской квартире, счет будет таким же, как и у ваших соседей, не покидающих мегаполис.

Остались регионы, где тарифы все еще не приняли. В результате региональные операторы могут остановить вывоз мусора, поскольку не знают, сколько им заплатят. Россияне останутся при деньгах, но и мусор тоже останется при них.

Для увеличения «коммуналки» необязательно сильно повышать тарифы. Для этого просто переписывают нормы потребления. Это легко сделать, если в доме нет счётчиков. Эксперты отмечают, что о «незначительном повышении тарифов» не может быть и речи: повышение тарифов дважды в год заведет маховик инфляции, который разгонит цены на другие товары и услуги.

«Рост тарифов на ЖКХ, а также все дополнительные налоги и сборы производители товаров и услуг уже закладывают в свои расценки», - подчеркивает директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ Светлана Разворотнева.

Ситуация с качеством услуг такая же плачевная. По данным реестра, 140 ведущих компаний в сфере водоснабжения, уже через 7-9 лет износ водопровода достигнет 100%. Модернизировать и улучшать за новые деньги будет попросту нечего.

По России в год в среднем на 1 км коммунальных сетей приходится 1,8-2,4 поломки. В странах Евросоюза эти цифры равны 0,15-0,2 поломкам на 1 км. Несколько примеров аварий, которые случились из-за изношенности коммунальных сетей:

  • Самара. 30 декабря 2018 года из-за сбоя на ТЭЦ без тепла остались жители домов в Промышленном и Кировском районах. На следующий день из-за утечки горячей воды отопление отключили в Ленинском и Железнодорожном районах. В январе из-за аварии на теплотрассе 4 человека получили ожоги, а 11 застряли в трамвае, который не мог преодолеть затопленный участок.
  • Барнаул. В 5 утра 20 января 2019 года без отопления остались 55 жилых домов. Практически на этом же участке в ноябре 2018-го года также произошло повреждение теплосети. И опять же тепла лишились жильцы полсотни домов.
  • Красноярск. 23 января из-за очередного «фонтана» из-под земли без тепла остались 13 домов и детский сад.
  • Тверь. В январский 20-градусный мороз остались без тепла 30 тыс. жителей из-за аварии на магистральном трубопроводе, снабжающим теплом 50 домов.

На вопрос о том, есть ли шансы на исправление у отечественной системы ЖКХ, эксперты отвечают очень неоднозначно.

«Сейчас ситуация в ЖКХ не самая лицеприятная. Существующие в сфере проблемы - «бомба» замедленного действия. Именно от некачественного обслуживания и несвоевременных ремонтов страдают обычные граждане — пользователи этих самых услуг. Иными словами, большая часть граждан платит регулярно по счетам, размер которых только растет даже не раз в год, но при этом регулярно подвергаются риску техногенных аварий, что влечет перебои подачи тепла или иных ресурсов»,— отмечает эксперт ГК «Алор» Алексей Антонов.

Сфере ЖКХ, по его словам, необходимы серьезные вложения. Однако в таком случае стоимость слуг будет еще выше.

Заместитель директора института актуальной экономики Иван Антропов считает, что выходом из данной ситуации станет разработка единых правил работы для всех предприятий сферы ЖКХ.

«Сильнее повышать тарифы уже нельзя: этого не выдержит население. Нужны масштабные государственные инвестиции, чтобы сети привести в порядок. Вот тогда их можно будет поддерживать в достойном состоянии за счёт платежей пользователей», - подчеркивает Антропов.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter