Posted 21 июля 2020,, 09:48

Published 21 июля 2020,, 09:48

Modified 23 февраля 2022,, 15:06

Updated 23 февраля 2022,, 15:06

Пир за чужой счет. Как «серое» пиво заполонило омский рынок

21 июля 2020, 09:48
Омские пивовары обратили пандемию в свою пользу — производство пенного напитка растет, а освобожденный от проверок бизнес получает сверхприбыли, минуя акцизный сбор. Бюджет теряет на этом миллиарды. Мы присоединились к рейду общественников, чтобы посмотреть, удается ли противостоять нелегалам.

В рейд по «наливайкам»

Пивная точка одной из омских сетей на проспекте Мира. Продавец явно не ожидала увидеть группу активистов в сопровождении депутата горсовета и журналистов. Однако вопрос совершенно безобидный — просьба показать документы на такую-то марку пива: какой состав, кто произвел, срок годности. По ст. 10 закона РФ «О защите прав потребителей» любой покупатель вправе поинтересоваться этими данными и получить «необходимую и достоверную» информацию. Но продавца вопрос ставит в тупик.

— Я не так давно здесь работаю, не могу всего знать одна, — пытается оправдаться девушка.

— Сколько работаете?

— Меньше года, — с заминкой признается она.

Продавец набирает номер, и дальше разговор происходит уже с администратором магазина по громкой связи. Девушка лишь повторяет «ключевые» аргументы: документы есть, но в офисе, а товарные накладные «мы не обязаны вам показывать». В конце концов администратор соглашается привезти бумаги, но не раньше чем через час. На вопрос, почему покупатели должны ждать так долго и что делать, если человек придет вечером, ответа на том конце провода, очевидно, нет. Накладных в самой точке, как выясняется, — тоже.

Идем в другую «наливайку» в паре сотен метров. Там картина такая же, только без возможности (даже мифической) подвезти бумаги о качестве продукта. Растерянный продавец явно впервые слышит о таком законе и не знает, что делать. Активисты, которые не первый день ходят в рейды, отмечают, что «документы в офисе» — самая популярная отговорка. «Это еще камера здесь, без этого разговор короткий», — добавляют они.

Почему это важно

Вопрос может показаться праздным: какая разница обычному покупателю, где компания хранит документы и как они оформлены? Даже если с товара не заплатили налог — что с того? Так ведь дешевле. Однако проблема принципиальная. Акциз на пиво — один из немногих платежей, которые полностью остаются в региональном бюджете. А это 22 рубля с каждого проданного литра. Поступления с этого акциза составляют 7% бюджета Омской области. Только в прошлом году пивовары принесли региону 6.8 млрд рублей.

По некоторым данным, из-за нелегального пива Омская область теряет 1.5-2 млрд в год. Это две новые больницы или четыре-пять школ.

В условиях пандемии регион как никогда нуждается в этих деньгах. У бюджетов всех уровней увеличились расходы, стоит задача сбалансировать их, не допустив сокращения социальных статей и давления на бизнес. Областной минфин ждет роста поступлений с акциза, тем более что пивная отрасль — один из немногих островков стабильности во время коронакризиса: потребление пива выросло, объемы производства тоже растут. Однако есть риск, что бюджет этого роста не почувствует — потому что пивной рынок все больше уходит в тень.

У пивоваров велик соблазн едва ли не удвоить прибыль, производя пиво в обход государственной системы учета (ЕГАИС) — то есть без уплаты налогов. Продают его обычно через мелкую розницу. Причем по документам на торговую точку порой поступает не пиво, а… безалкогольный напиток. Производитель уходит от необходимости платить налог, торговец тоже в плюсе — получает товар по крайне низкой цене. Время для таких махинаций самое удобное — из-за пандемии приостановлены официальные проверки предприятий, чем пользуются недобросовестные игроки.

По оценке Высшей школы экономики, Омская область как раз в списке регионов с наибольшим риском развития нелегального алкоголького рынка (сказывается высокий уровень потребления пива, низкие доходы населения и близость Казахстана).

Демпинг и агрессия

Выход только один — ужесточение контроля.

Пока вместо официальных регулирующих органов в Омской области этим уже месяц занимается инициативная группа общественников: активисты обходят пивные по всему городу и спрашивают документы на товар. Отсутствие последних может служить косвенным свидетельством махинаций и поводом передать данные в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Легче это делать через депутатский запрос. В этот раз к рейду присоединился депутат Омского горсовета Алексей Ложкин.

«Потреблять пиво или нет — дело каждого, но человек должен быть уверен, что это качественный продукт и что с него платятся налоги. Сейчас, когда вовсю бушует пандемия, налоговые поступления снижаются. Некоторые предприниматели на этом фоне пытаются уйти от налогов, получить сверхприбыль, продавая нелегально произведенный товар через свои сети. Наша задача — это приостановить. Мы не против какого-то конкретного производителя. Мы призываем предпринимателей вести честную деятельность, потому что эти налоги идут на всех нас», — комментирует Ложкин.

Активисты объясняют: к табличкам с наименованием продукта могут присоединить «левые» кеги. Кем и в каких условиях производилось это пиво — непонятно. Насторожить должна низкая цена. 40-50 рублей за литр — далеко не рыночная стоимость, а магазины не будут работать себе в убыток.

Активисты обошли уже более 120 точек — крупные и мелкие сети, одиночные магазины. Примерно в 80% случаев документов (книг учета, сертификатов качества, накладных) на руках нет. Персонал часто не знает, что это нарушение (а в каждой десятой точке еще и работают без масок).

Одна пивная сеть реагирует агрессивно: служба безопасности пытается выяснить личности проверяющих, угрожает им.

«На днях был на одной из таких точек. Во-первых, местных посетителей, которые уже были под градусом, не устроило, что я посмел посягнуть на их обитель. Хозяева тоже агрессивно реагируют — прилетают: „Да кто вы такие, чтобы просить у нас документы?“ Угрожают физической расправой. В таких случаях лучше не провоцировать конфликт», — рассказывает второкурсник Александр, один из активистов.

Рейды помогут?

Разумеется, это не панацея. Общественные проверки лишь привлекают к проблеме внимание правоохранительных органов. К тому же активисты могут пройти с проверками только по последним звеньям нелегальной цепочки — магазинам. Но серое пиво производят не в гаражах и подвалах, а на профессиональном оборудовании на легальных пивоварнях. И главный доход из серых схем, как мы уже писали, извлекают именно производители. Но проверить деятельность предприятий общественники не могут: никто их туда не пустит. Это задача государственных органов, которые раньше уже выявляли организаторов нелегальных схем.

На данный момент известно о двух уголовных делах об уходе от налогов производителями слабоалкогольных напитков — в отношении директора ООО «Сибирский стандарт» (сеть магазинов «Пивоман») и бывшего директора ООО «Ликероводочный завод «ОША» Андрея Аверченко. Депутатские запросы в этом процессе могут придать веса. Проблемой, например, также занимается депутат омского Законодательного собрания Антон Берендеев.

«Должна быть полноценная уплата налогов в региональный бюджет. Когда применяются такие нечестные схемы, во-первых, порядка миллиарда идет мимо бюджета. Во-вторых, нарушается здоровая конкуренция: одни платят акциз, вторые могут демпинговать. Я считаю, все должны быть легализованы и играть в открытую. В-третьих, это пищевая безопасность: тот, кто решился нарушить закон в части налогов, может нарушать и правила производства. Мы не знаем, как варили, где хранили этот продукт, все ли в порядке со сроками годности, какое сырье использовали. Позиция тут принципиальная: не должно быть теневого рынка», — считает депутат.

"