Posted 9 ноября 2018,, 10:02

Published 9 ноября 2018,, 10:02

Modified 23 февраля 2022,, 12:41

Updated 23 февраля 2022,, 12:41

Что происходит с рынком грузоперевозок? Почему они дорожают

9 ноября 2018, 10:02
Сегодня на рынке грузоперевозок в России работает около 6,5 млн грузовых автомобилей. В 2017 году они перевезли почти 5,5 млрд тонн грузов. Из этого объема транспортные компании перевезли лишь 30%, остальную часть владельцы грузов доставили своими силами.

По данным Министерства транспорта РФ, оборот коммерческого рынка грузовых автоперевозок в прошлом году вырос почти на 15% и достиг 733 млрд рублей. Объем перевозки товаров составил 1,6 млрд тонн. При этом большая доля пришлась на сегмент полной загрузки (в этом случае грузоотправитель оплачивает транспортный маршрут или аренду автомобиля целиком). Около 20% пришлось на сектор сборных грузов, 7% на опасные сверхтяжелые и негабаритные грузы.

«У нас редко какой производитель имеет у себя под боком железную дорогу. Подавляющее большинство, 99% это надо довезти до железной дороги. А чаще всего в последнее время вообще используют автомобильный транспорт, чтобы от двери до двери доставить от грузоотправителя до грузополучателя», - говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Рыночные тенденции

По данным участников отрасли, самыми быстрыми темпами сегодня растет сегмент сборных грузов. Предполагается, что в 2018 году его объем превысит 180 млрд рублей. К примеру, у транспортной компании «Деловые линии» на данное направление приходится две трети от всего объема грузоперевозок. Еще один быстрорастущий сегмент – доставка товаров из интернет-магазинов. Рост до 20-30% в год.

«Сейчас мы очень чувствуем, что вырос объем так называемого е-коммерса: это тот поток, который генерят интернет-магазины, интернет-сервисы. Мы чувствуем, что это будет драйвером роста», - отметил генеральный директор группы компаний «Деловые линии».

Основную часть покупок из интернет-магазинов перевозят грузовые автомобили. Железная дорога ими, как правило, не занимается. Между тем, транспортные компании с удовольствием берутся за дело и даже готовы снижать комиссии в случае сверхдлинных маршрутов. На маршрутах между крупными городами отправка не занимает много времени. На малозагруженных направлениях грузовики также не обязательно ходят по заполнению, часто фуры движутся по расписанию для соблюдения временных обязательств.

В октябре для российских перевозчиков случилось значимое событие – открылось грузовое движение по мосту в Крым. Поток грузов на полуостров моментально увеличился на треть по сравнению с паромом до 1000 грузовиков в день. По информации ТК «Деловые линии», сегодня стоимость доставки сборного груза из Санкт-Петербурга в Крым составляет 40 тыс. рублей. Тысячу рублей придется заплатить за обработку груза на терминалах отправки и приема. Около 5-6 тыс. рублей доплатить за адресную доставку, и около четверти от общей стоимости надбавка за негабаритные размеры.

На данный момент по Крымскому мосту не разрешена перевозка опасных грузов. Однако в Министерстве транспорта РФ обещают к концу году наладить выдачу разрешений и для бензовозов.

Ж/д или автомобильный транспорт

Сегодня в России работают больше 20-ти тысяч транспортных компаний и еще почти два миллиона индивидуальных предпринимателей. Омская транспортная компания «Кристалл» специализируется на рынке железнодорожных и контейнерных перевозок. Работает на рынке уже 12 лет. Последнее время, говорит директор компании Евгений Мосейко, стало труднее, тарифы РЖД регулярно поднимаются, отсюда падение объемов перевозок и перетекание клиентов в сегмент автомобильных перевозок.

«В основном мы работаем по ж/д перевозкам, на грузовиках у нас только как дополнительная услуга для постоянных клиентов. У нас нет своих машин, мы берем по договору частных владельцев грузового транспорта. Что касается ж/д тарифов на перевозки, то они растут каждые три месяца. За год госкомпания поднимает тариф в целом примерно на 10-15%. Таким образом, перевозки дорожают, и клиенты переходят на автомобильный транспорт. Раньше было веселее, клиентов и заказов сегодня существенно меньше», - отметил Евгений Мосейко.

Мобильный сервис

Сравнительно недавно на российском рынке грузоперевозок появился сервис получения заказов через мобильное приложение на телефоне. Разработчики программы для перевозчиков рассчитывают с его помощью вытеснить с рынка экспедиторов.

«Есть три месяца ажиотажа, где комиссии могут быть минимальны 5-7%. Это декабрь-ноябрь и первая половина января. А все остальные девять месяцев посредник начинает наживаться на своих клиентах. Там комиссии могут доходить до 40-50%, но в среднем 20-25%», - говорит основательница сервиса «Груз гоу» Анна Качурец.

По ее словам, комиссия сервиса в среднем не превышает 8%. Все зависит от длины маршрута. Чем он длиннее, тем ниже комиссия. За три года существования сервиса к нему присоединились 3 тыс. перевозчиков и 1000 грузовладельцев. За девять месяцев 2018 года выручка компании составила 50 млн рублей. Сегодня сервис онлайн-экспедитора принадлежит группе «КПД», специализирующейся на доставке продуктов питания в торговые сети. Транспортники надеются с помощью электронной платформы решить ключевую проблему – загрузку на обратном пути. По их оценке, порожний пробег сегодня составляет порядка 30%. Например, везти с Урала в рефрижераторе нечего, а самые загруженные маршруты – вокруг столицы.

Себестоимость перевозок

По данным участников рынка, наибольшую часть себестоимости перевозок составляет заработная плата водителей – около 35%. Еще порядка 30% приходится на топливо. Пятая часть тарифа – затраты на обязательный ремонт грузовика. Наконец, десятая часть уходит на амортизацию. В итоге, транспортной компании остается лишь 5% в виде прибыли. Перевозчики считают такую норму прибыли недостаточной.

«Я бы сказал, что по сравнению с текущими тарифами ставка должна быть на 12-15 процентов выше. Тогда это будет нормальный бизнес с нормальной рентабельностью», - утверждает совладелец компании «КПД-карго» Георгий Чистяков.

По мнению перевозчиков, мешают транспортным компаниям так называемые «серые» перевозчики. Эксперты оценивают до 500 млрд рублей ежегодный объем грузов, перевезенных по нелегальным схемам.

«У нас предложение подготовить закон, законопроект сначала о грузовых автомобильных перевозках. Туда попасть сможет только тот, по нашему предложению, кто находится в реестре: зарегистрирован, как логистическая компания, экспедитор или грузовой перевозчик. Мне кажется, это не только обеление рынка, это повышение конкуренции, снижение цены. А самое главное это возможность с минимальными или вообще без потерь для производителей», - сказал в программе «Бизнес-Вектор» на телеканале РБК президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

По его мнению, на легализацию рынка грузоперевозок работает и система взимания платы за передвижение по федеральным автомагистралям фур массой более 12 тонн. Сегодня в «Платоне» зарегистрировано более одного миллиона автомобилей. А транспортный сбор с участников рынка на начало текущего года достиг 40 млрд рублей.

Источник: ИА «Город55»

"