Posted 29 декабря 2020,, 06:39

Published 29 декабря 2020,, 06:39

Modified 23 февраля 2022,, 15:07

Updated 23 февраля 2022,, 15:07

Cyberpunk 2077. Город Омск учится на примерах культовой игры

29 декабря 2020, 06:39
10 декабря вышла игра Cyberpunk 2077, ожидаемая большим количеством людей по всему миру. Урбанист, студент-архитектор Дмитрий Смирнов поиграл в нее и рассказал для Города55 о том, как фантазии на тему городской среды будущего помогают раскрыть проблемы настоящего.

Термин киберпа́нк обозначает жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Произведения, относимые к жанру киберпанк, описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие сочетается с неограниченным государственным контролем за обществом либо, наоборот, упадком, коррупцией, разложением государственных институтов. Игра Cyberpunk 2077 раскрывает этот сюжет со всем его критическим размахом.

Для создания и наполнения модели вымышленного города Найт-Сити разработчики использовали отсылки к городской среде реальных городов, таких как Лос-Анджелес, Детройт, Токио и Гонконг. По мнению разработчиков, вклад товарищей по команде в лице архитекторов, дизайнеров интерьера, ландшафтных дизайнеров был ключом к тому, чтобы сделать мир киберпанка наиболее правдоподобным. Эксперты по городскому дизайну создали по-настоящему осмысленный город с разнообразными районами, зонирование которых реализовано не только в горизонтальном масштабе.

Городская среда Найт-Сити работает и на вертикаль. Подземные туннели, здания, уходящие в небо, лифты и бесконечные лестницы… Вертикальность является неотъемлемой частью жизни ночного города со ссылками на устоявшиеся социальные нормы восточных стран, которые стали архетипическими: «бедные жители в основном живут на «дне» города, глядя вверх на богатых, которые живут и работают на верхних этажах небоскребов или в причудливых виллах на холмах. Эта «нижняя ступень» общества всегда смотрит вверх, мечтая, что однажды сможет присоединиться к верхним эшелонам. Именно поэтому те, кто смог подняться по социальной лестнице, начали заселять географически более высокие части города. Чтобы удовлетворить их потребности, магазины, бары и предприятия обслуживания начали открываться там же. Были построены мосты и переходы из одного здания в другое, и это создало своего рода собственную экосистему. В то же время вертикаль небоскребов образует уникальный городской скайлайн, открывая новые видовые точки и неповторимые ракурсы, доступные уже каждому.

Главный герой игры живет внутри здания, которое напоминает нам о гигантских проектах социального жилья, характерных для идеологии социалистических стран прошлого века: огромное общежитие, или, как сейчас модно говорить, «кохаузинг», с магазинами, тренажерными залами и всем, что нужно, чтобы не возникала необходимость выходить из этого места.

Разработчики игры считают, что в какой-то степени сегодня мы действительно живем во времена киберпанка, и в игре они его просто переосмыслили.

Частично они правы: некоторые города нашей планеты уже ознаменовали будущее с его технологиями, продвинутой городской средой и социальными отношениями. Но будет ли корректно сравнивать индустриальный Омск с хоть и вымышленным, но постиндустриальным Найт-Сити?

Я считаю, что такое сравнение имеет право на существование. По задумке разработчиков, Найт-Сити считается самым бедным и преступным городом Америки будущего. Омск на 2019 год занимает 74-е место в рейтинге качества жизни среди 78 крупнейших городов России с населением более 250 тысяч человек.

Давайте проанализируем, в чем же урбанистические идеи далекого будущего отличаются от нашей действительности? Может, нам все-таки стоит присмотреться к городской среде 2077 года и вычленить из нее полезные идеи?

Отвлечемся от размышлений и присмотримся к деталям городской среды в Cyberpunk 2077.

Я разделил интересные детали городской среды будущего на две категории:

— положительные (приподнятый пешеходный переход, подсветка пешеходного перехода, «вафельная» разметка, активный уличный фронт, узкие дороги);

— отрицательные (скамейки с шипами, голографические деревья, сверхплотная многоэтажная застройка).

1. Приподнятый пешеходный переход. Благодаря такому типу переходов проезжающим автомобилям приходится снижать скорость, что позволяет повысить безопасность пешеходов и водителей. За примером далеко ходить не надо — на ул. Ленина (Любинский проспект) реализовано три практически эталонных пешеходных перехода, которые органично вписаны в архитектурную среду. Однако Омск нуждается в организации новых приподнятых переходов на опасных для пешеходов участках дорог (широкие улицы с большим пешеходным трафиком), например на ул. Красный Путь и К. Маркса.

На изображении пример не самый удачный — желтая расцветка является слишком пестрой для городской среды и диссонирует с колористикой зданий и окружения. Хотя идея с проецированием анимации движения или остановки на уровне покрытия является интересной.

2. Подсветка пешеходного перехода. С точки зрения обеспечения безопасности, по результатам многочисленных исследований, подсветка является более эффективным видом обозначения пешеходного перехода, в отличие от знаков дорожного движения, потому как она выделяет именно пешехода, которого легко не заметить в сумерках. В условиях плотной городской застройки обилие дорожных знаков ухудшает восприятие пешехода водителем.

3. «Вафельная» разметка. На данном изображении можно увидеть заштрихованную область на пересечении дорог — это аналог «вафельной» разметки. «Вафельная» разметка (с размещением камер фото- и видеофиксации нарушений) служит для обозначения участка, на который запрещено выезжать, если впереди образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения в поперечном направлении. «Вафельная» разметка нужна на сложных участках улиц — в Омске, например, на перекрестке улиц Маршала Жукова и Масленникова.

4. Активный уличный фронт, представленный заведениями и различными предприятиями обслуживания на первых этажах зданий. По мнению градостроителя и урбаниста Яна Гейла, активные, прозрачные и гостеприимные фасады занимают внимание человека, идущего по улице, тем самым придавая городу человеческий масштаб вблизи и на уровне глаз, а также увеличивают экономический потенциал и социальную активность улицы и прилегающих кварталов. В обратном случае, длинные сплошные стены с редкими дверями отбивают желание пешеходов остаться на улице, субъективно снижая и безопасность.

К сожалению, среди омских застройщиков до сих пор остается неблагоприятная тенденция к размещению жилых помещений на первых этажах, выходящих в сторону городской улицы. Подобное размещение квартир отрицательно влияет на формирование активного уличного фронта, обедняя городскую среду, не говоря уже о шумовом, визуальном и эстетическом комфорте проживания жителей первых этажей.

5. Узкие дороги. К 2077 году власти города Найт-Сити поняли, что невозможно обеспечить требуемое количество инфраструктуры для автомобилей, поэтому в этом городе сложно заметить дороги с количеством полос в одну сторону более трех. Провозная способность полосы для автомобилей в 10 раз ниже автобуса на выделенной полосе движения и в 25 раз ниже скоростного трамвая. Остается надеяться, что власти города Омска все-таки прислушаются к мнению транспортных экспертов (например, Вукан Вучик, посетивший Омск в 2014 году), которые уже давно ратуют за развитие общественного транспорта и предлагают устоявшиеся, обоснованные решения.

6. Скамейки с шипами с автоматической оплатой для их скрытия. Идея «колючих» скамеек принадлежит немецкому скульптору Фабиану Брюнсингу. Он создал лавки с шипами, стараясь выразить протест против повсеместной коммерциализации современной жизни. В итоге проект художника приглянулся руководителям городов по всему миру, и теперь данный прием применяют для борьбы с маргинальными элементами общества, которые используют скамейки для распития напитков в большой компании и как место для сна. Это решает одну локальную задачу, но это создает более масштабную — недружелюбность города для всех и отсутствие инклюзивности места. Хочется надеяться, что омские чиновники не заинтересуются данными шипами с целью уменьшения количества пользователей общественных пространств и дополнительного заработка во время эпидемии COVID-19.

7. Голографические деревья. В условиях, когда корпорации пытаются заполучить максимальное количество площадей, в случае с высокой стоимостью городской земли, из-за минимального количества солнечного света или его отсутствия остается необходимость в решении проблемы озеленения городских пространств. Куда смотрели экологи будущего, когда общество придумало озеленять города голографическими деревьями? На изображении представлена 3D-проекция дерева сакуры с анимацией падающих листьев. Остается надеяться, что чиновники будущего не додумаются до такой идеи.

8. Сверхплотная многоэтажная застройка. В некоторых случаях такая застройка имеет положительный эффект. Например, в кварталах среднеэтажных зданий (5-8 этажей) с ритейлом на первом этаже вырастает покупательская способность за счет сокращения расстояния до различных сервисов. Но в случае киберпанка сверхплотная застройка представлена высотными зданиями, что ведет к нарушению санитарных норм (недостаточное количество прямого солнечного света) и маргинализации территории из-за плохого социального контроля. В 30-50-этажных многоквартирных домах ухудшаются социальные связи между жильцами («добрососедские отношения»), что косвенно влияет на повышение уровня криминала. В Омске эффект от подобной застройки можно почувствовать в некоторых районах новостроек на Левом берегу, находиться между которыми психологически дискомфортно.

***

Осмысляя опыт игры в Cyberpunk 2077, можно сделать вывод о том, что город будущего, задуманный разработчиками, является интересным референсом — источником вдохновения для архитекторов, урбанистов, градостроителей и простых людей. Погружаясь в проблематику городской среды будущего, мы лучше рефлексируем над проблемами настоящего, осознавая и расставляя приоритеты города, в котором мы бы хотели жить через 10-20-30 лет. Если отвлечься от восприятия безумных небоскребов, неоновых вывесок и жутких трущоб, то во всем этом безумии можно разглядеть и полезные, актуальные и, самое главное, отвечающие потребностями простого человека элементы городской среды, которые имеют право на существование и даже существуют уже сейчас.

"