Posted 22 июня 2020, 05:05
Published 22 июня 2020, 05:05
Modified 19 августа, 21:24
Updated 19 августа, 21:24
Окончательное решение по вопросу акционирования МУП «Тепловая компания» Горсовет Омска принял на пленарном заседании 17 июня 2020 года.
«На сегодня речь о банкротстве предприятия „Тепловая компания“ не идет, но финансовое положение у него сложное. Переход в режим работы акционерного общества улучшит структуру баланса, улучшит финансовую привлекательность „Тепловой компании“ для кредиторов», — пояснил во время заседания директор департамента имущественных отношений Омска Дмитрий Махиня.
Фактически же состояние МУПа можно назвать близким к катастрофическому. Финансовый баланс предприятия за 2019 год оказался плохим — убытки составили 1.4 млрд рублей, самый крупный кредитор «Тепловой компании» — ООО «Газпром межрегионгаз Омск» — постоянно пытается взыскать с МУПа в среднем по 90 млн рублей. Общая задолженность предприятия перед газовым гигантом составляет свыше 600 млн рублей. Ни один из банков в Омской области, по словам главы депимущества Омска Дмитрия Махини, не соглашается кредитовать «Тепловую компанию».
Грустная математика
В сложное финансовое положение «Тепловая компания» попала не год и не два назад. Еще в феврале 2018 года региональное управление ФАС России рассказало, что МУП является рекордным неплательщиком по госконтрактам.
«Неплатежи „Тепловой компании“ просто астрономические. При неоднократном нарушении правил закупок предусмотрена дисквалификация. На данный момент предприятием оплачивается газ, а все остальное находится в задержках по платежам», — отмечала замруководителя регионального УФАС Тамара Шмакова.
Впервые как реальная угроза долги МУПа проявились в 2019 году, когда на «Тепловую компанию» посыпались иски о банкротстве. Наиболее страшным тогда казался иск ООО «Газпром межрегионгаз Омск». После долгих переговоров с областными и городскими властями газовый гигант обратился в суд с заявлением о прекращении производства по делу.
В случае банкротства большая часть объектов МП будет распродана. Их основными покупателями могут стать ПАО «Интер РАО» и его «дочки» АО «ТГК-11» и АО «Омск-РТС». Последняя, кстати, имеет солидный долг перед «Тепловой компанией» — порядка 300 млн рублей.
Это обстоятельство не раз вызывало споры в Омском городском Совете. Некоторые из депутатов высказывали мнение, что «Омск-РТС» намеренно не выплачивает деньги «Тепловой компании», чтобы довести последнюю до банкротства, а затем выкупить ее активы за бросовую цену.
Впрочем, состояние самой «Омск-РТС» далеко не так стабильно, как может показаться на первый взгляд. Финансовая отчетность компании за последние два года строго убыточна — в 2018 году на 285.3 млн рублей, а в 2019 году на 279.7 млн рублей. Вызывают вопросы и закупки «Омск-РТС» — в 2017 году компания объявила тендер на предоставление кредитной линии на три года. Одолжить ей 30 млрд рублей решила компания-собственник — ПАО «Интер РАО».
Единение с конкурентами и должниками
В качестве одной из недавних идей спасения «Тепловой компании» рассматривалась возможность создания АО «Единая теплосетевая компания». В нее бы вошли МУП «Тепловая компания» и АО «Омск-РТС».
Идею объединения активов выдвинула «дочка» «Интер-РАО» (как и АО «Омск-РТС») АО «ТГК-11». Вопрос находился на стадии столь тщательной проработки, что по распоряжению губернатора Александра Буркова была создана рабочая группа по вопросам подготовки, заключения и реализации концессионных соглашений на территории Омской области. В данную группу входят в том числе и представители «ТГК-11».
«Данное предложение предусматривает создание единого оператора — АО „Единая теплосетевая компания“, которое объединит активы АО „Омск РТС“ и МП „Тепловая компания“ для обеспечения работоспособности всей инфраструктуры — от выработки энергии на станции до квартиры потребителя. При создании АО „Единая теплосетевая компания“ в городе появится единый оператор, который будет нести ответственность за надежность и качество теплоснабжения города Омска. При всем при этом городская администрация, внеся активы МП „Тепловая компания“, станет акционером новой компании и сохранит права на имущественный комплекс», — пояснили редакции в «ТГК-11».
В министерстве энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области Городу55 отказались высказать свое мнение об инициативе «ТГК-11».
«Дана установка — не комментировать», — сообщили в пресс-службе ведомства.
На данный момент слияние «ТК» и «Омск-РТС» выглядит проблематичным. Скорее всего, ситуацию разрешила простая математика: балансовая стоимость «Омск-РТС» вдвое выше — 1.9 млрд рублей. В случае слияния «дочка» «Интер РАО» получила бы полный контроль над активами «ТК» и стала бы монополистом на рынке, но только не вместе с «Тепловой компанией», как уверяли в «ТГК-11», а, скорее, вопреки ей.
Единственная возможность, при которой городские и областные власти согласятся на создание компании-монополиста, — внушительные вливания в городской бюджет и отдельные карманы ответственных за принятие решения лиц. При этом решение будет подано как победа властей под соусом «избавления от проблемного и убыточного актива».
Невыгодная акция
Согласно финансовой отчетности фирмы, балансовая стоимость МП «Тепловая компания» на 31 декабря 2019 года составила 916 млн рублей, что значительно меньше кредиторской задолженности предприятия. Другая идея инвестирования в «ТК» — эмиссия или продажа акций — тоже связана со сложностью.
Дело в том, что ряд инвесторов могут просто не захотеть вступать в компанию, в которой контрольный пакет акций все равно будет принадлежать мэрии Омска, из-за чего та может блокировать буквально любое решение других акционеров.
Более того, чтобы привлечь большого инвестора, который готов действительно вложиться в АО, балансовая стоимость, на которую выпускаются акции, должна быть значительно выше. Это значит, «Тепловой компании» придется закладывать в уставный капитал сети снабжения (на сегодняшний момент они принадлежат администрации города), что сделает ее еще более привлекательной добычей для крупных игроков на рынке ресурсоснабжающих организаций.
Другой выход из этой ситуации — постоянный выпуск новых акций. Это заставит инвесторов каждый раз вкладываться в «Тепловую компанию», словно впервые. Однако рост числа ценных бумаг неизбежно приведет к их инфляции, из-за чего начнет обесцениваться и доля муниципалитета. В итоге это может привести, особенно если городские власти твердо намерены сохранить за собой контроль над активом, к еще более высоким тратам из бюджета, чем сейчас.
Торговля ценными акциями также может оказаться сложным и запутанным процессом — любой инвестор, вложивший 450 млн рублей, будет закономерно ожидать, что станет полноправным совладельцем «ТК», однако мэрия постарается этого не допустить. Если властям это удастся, то одним инвестором делом и закончится (потому что никто больше на эту удочку не клюнет), в то время как необходимого финансирования предприятие не получит.
Ожидаемо против эмиссии акций выступят и депутаты Омского городского Совета. Чтобы предотвратить отчуждение активов «ТК», они внесли поправку, по которой любое отчуждение имущества компании должно проходить через Горсовет.
Заверил депутатов в этом и глава депимущества Омска Дмитрий Махиня. Правда, в своих словах он оставил возможность отступить от уже обещанного, сообщив, что продажа акций в частные руки не планируется, но лишь на данный момент.
Опыт «Омскэлектро»
На сегодняшний день наиболее безопасным для городских властей выглядит повторение сценария акционирования другого МП — «Омскэлектро». Впрочем, в далеком 2013 году его положение было намного хуже, чем у «Тепловой компании». На тот момент мэрия Омска уже провела реорганизацию предприятия, превратив его в АО, и готовила активы к передаче в аренду на 49 лет ЗАО «Омскэлектро» (принадлежало структурам нынешнего депутата Госдумы Андрея Голушко и экс-депутата Заксобрания региона Сергея Калинина).
Но вдруг из ниоткуда явился инвестор и безвозмездно пожертвовал более 100 млн рублей АО «Омскэлектро», что позволило предприятию уйти от 49-летней аренды.
Отметим, что в противном случае «Омскэлектро» в лоно города, скорее всего, больше бы не вернулось. Ведь именно таким образом в 2000 году мэрия Омска «избавилась» от «Омскгоргаза» - предприятие перешло под контроль структур экс-вице-губернатора, депутата Госдумы Андрея Голушко. В 2004 году банкрот МУП «Водоканал» был передан в аренду на 25 лет, а спустя два года продан двум кипрским офшорам (по неофициальным данным, бенефициаром одного является сын экс-губернатора Алексей Полежаев).
Еще одна «находка» «Омскэлектро», которая бы пригодилась «Тепловой компании», — отличный менеджмент. В 2012 году на «Омскэлектро» пришел Манвел Мажонц, который за 6 лет сумел не только сохранить предприятие, но и практически полностью вывести его из-под гнета кредиторов.
«Единственный способ расплатиться с долгами — это передать кредитору какое-то имущество. Основное имущество из тела сетевого комплекса мы передавать не намерены. В результате долгих переговоров, двух протоколов осенью 2013 года родилось сложное, но единственно верное решение — передать кабельную линию „Фрунзенская“ — „Прибрежная“. Год понадобился, чтобы этот кабель соответствующим образом оформить», — цитировала Мажонца в 2015 году газета «Деловой Омск».
Кабель все же был передан, что окончательно установило «Омскэлектро» как платежеспособного и сильного игрока омского энергетического рынка. В 2018 году Мажонц неожиданно покинул компанию после 6 лет работы.
Новый директор «Омскэлектро» Андрей Жуковский также придумал, как заставить «Омскэлектро» вращаться в серьезных финансовых кругах. Для этого предприятию необходимо лишь заняться непрофильной деятельностью. Удивительно, как акционерное общество, не сумевшее проконтролировать подрядчиков ремонта одной из своих подстанций и потерявшее из-за неровно постеленной крыши 7 млн рублей, было выбрано в качестве главного распорядителя 1 млрд рублей, направленного из федерального бюджета на ремонт «судебных» домов в Омске.
Дела тарифные
С другой же стороны, даже занимаясь непрофильной деятельностью, как «Омскэлектро», «Тепловая компания» сможет тратить прибыль на постановку на баланс бесхозяйных сетей Омска. Это, по идее, должно помочь компании улучшить принимаемый для нее тариф в РЭК, и в дальнейшем все же рассчитаться с кредиторами.
Сейчас же «Тепловая компания» начнет проходить через болезненные процедуры преобразования, избрания совета директоров и выпуск ценных бумаг. Директор департамента имущественных отношений Дмитрий Махиня уже обмолвился, что на предприятии «будет заложена предпринимательская прибыль в 5%», что вызвало среди депутатов Горсовета возмущение. Некоторые из них посчитали, что прибыль будет заложена в новый тариф для АО «Тепловая компания», что приведет к удорожанию услуг для населения. В депимущества, конечно, заверили, что этого не будет, но на деле же РЭК Омской области может принять тариф совершенно отличный от нынешнего только из-за формы собственности предприятия.
При этом те же представители депимущества Омска могут развести руками, так как больше не являются прямыми хозяевами компании.
Еще больше денег из карманов омичей может вытянуть монополист АО «Единая теплосетевая компания». Настроенное в первую очередь на получение прибыли предприятие будет стремиться к наиболее высокому тарифу на свои услуги. Естественно, это приведет к удорожанию услуг для населения. Само собой, при этом всю ответственность власть будет сбрасывать на «Интер РАО»: дескать, мы не обладаем контрольным пакетом акций и вынуждены лишь повиноваться.