Posted 16 июня 2020, 04:53
Published 16 июня 2020, 04:53
Modified 19 августа, 21:04
Updated 19 августа, 21:04
Напомним предысторию: в 2019 году оставшийся после ремонта фасадов на гостевом маршруте федеральный миллиард решили потратить на капремонт так называемых судебных домов, где жильцы в свое время выиграли иски у администрации. К прошлому году таких домов насчитывалось около 600, а требовалось на них порядка 12 млрд рублей. Субсидия должна была хоть частично решить застарелую проблему. Жителям предложили заключить с мэрией мировое соглашение — компромисс, согласно которому работы сделают на 20-25% от общего объема (лучше, чем ничего). В итоговый список попало 278 домов. Предполагалось, что деньги будут распределены через фонд капитального ремонта либо напрямую через управляющие компании, однако в начале 2020 года выяснилось, что подрядчиком стало АО «Омскэлектро».
К законности этой процедуры, для которой администрация спешно приняла постановление № 816 п, возникли вопросы (подробнее мы писали об этом здесь). Специалист в сфере ЖКХ и совладелец ряда управляющих компаний Александр Лихачев заявлял, что конкурс был «заточен» под «Омскэлектро», а сама компания требовала от жильцов предоставлять документы на капремонт еще до проведения отбора — эти факты проверяет прокуратура. (В ведомстве Городу55 сообщили, что материалы были направлены в УФАС, однако сроки могли сдвинуться из-за эпидемии коронавируса, и предварительные итоги готовы озвучить лишь позже и по письменному запросу.)
Так или иначе, в начале весны ремонт стартовал, и с ним тоже не все гладко. Несмотря на заявленные сроки до 23 марта, к июню публично сообщалось о сдаче всего пяти домов. На половине объектов работы даже не начались, о чем говорили на последнем заседании финансово-бюджетного комитета горсовета. А там, где они идут, нередко фиксируются нарушения. О некоторых в редакцию Города55 сообщили жильцы, о других стало известно при подготовке материала.
Если обобщить жалобы, то многие проблемы, по-видимому, проистекают из-за наспех составленных и неверных (а, возможно, и завышенных) смет, на которые ориентируются субподрядчики. ЛСР (локально-сметный расчет) должны делать после технического осмотра дома на основании дефектной ведомости, однако многие жильцы утверждают, что в реальности для осмотра к ним никто не приезжал. Как составлены сметы, остается загадкой. Также среди претензий — замена заявленных материалов на более дешевые, некомпетентность и халатное отношение рабочих.
Борьба за смету
В доме на ул. 50 лет Профсоюзов, 109А развернулась целая баталия. Субподрядчик, екатеринбургская компания «Квантор-Строй», уложил новое покрытие на крышу поверх старого, при этом не предусмотрев нужных уклонов для водостока (а протечки для кирпичного дома весьма критичны).
«Приходят несколько товарищей: „Ну вот, мы сверху положим“. Но есть 185-ФЗ — капремонтом считается, когда убираешь все старое и кладешь новое. Звоню главному — тоже разводит руками. В общем, ничего не подготавливали, не выравнивали, наляпали сверху за пять дней, да еще так, что между стыками остались щели. Через неделю во многих местах уже отклеилось. Сидят вчетвером с ножами, смотрят на этот материал и не знают, что делать», — рассказывает старший по дому Рафаэль Кутнаев.
Он утверждает, что объемы работ по смете не соответствуют фактическим, не учтена необходимость наружной водосточной системы, предусмотренной для односкатной кровли, а рабочие использовали не те материалы, которые заявлялись. По его мнению, ЛСР вообще составлен без учета конструкции здания.
«Для составления сметы никто сюда не выезжал, взяли что-то с другого здания, отксерокопировали и от руки подписали. Зачем деньги вкладывать в людей, которые будут ездить, что-то мерить? Удивляюсь, насколько нагло это происходит. Я думаю, они уже этот пирог давно поделили. Они, может быть, думают, что все будет как с гостевым маршрутом, где у собственников прав никаких не было. Я готов к тому, что „Омскэлектро“ подпишет акт [приемки] без меня, но у меня на руках мировое соглашение — где-то моя подпись все равно понадобится, я надеюсь», — говорит он.
Кутнаев настаивает, что теперь субподрядчик должен снять оба слоя покрытия с крыши и уложить новое еще раз.
Частичная победа
Жильцы писали жалобы в «Омскэлектро» и в курирующий его департамент городского хозяйства. В последнем ответили, что средства выделены в полном объеме, все остальные вопросы к генподрядчику. С ним связаться не удавалось (этот вопрос курирует начальник отдела капитального строительства и ремонта АО «Омскэлектро» Ольга Горбунова).
Тем не менее на этом доме жители одержали частичную победу: все-таки добились созыва комиссии, которая проверила ход работ и подтвердила претензии собственников.
«Представитель подрядчика на комиссию по осмотру кровли не явился. Комиссия установила, что состав выполненных работ не соответствует объему капитального ремонта кровли и выполнен с многочисленными нарушениями технологий», — говорится в заключении (есть в распоряжении редакции).
В компании «Квантор-Строй» все претензии отвергли, заявив, что работы идут с соблюдением технологий, а дефекты — рабочие моменты, которые будут устранены.
При этом Городу55 удалось связаться с представителем контролирующей капремонт организации, которая выиграла соответствующий тендер. Главный инженер компании «ГражданпромСтройПроект» Алексей Кирин признал, что есть технические нарушения (в том числе не учтены уклоны для водостоков под нужными градусами). По его словам, смета будет пересмотрена, работы до тех пор приостановят. В понедельник, 15 июня, состоялся очередной осмотр кровли, на котором еще раз зафиксировали дефекты и подтвердили, что готовится новая смета. Однако работы пока не прекращались.
Конфликт с подрядчиками
В доме на ул. Марка Никифорова, 3 тоже проблемы со сметой — она подготовлена на панельный дом, а он кирпичный. Изначально субподрядчик приехал ремонтировать швы, которых нет. Поэтому сейчас каждый этап работ дополнительно согласовывается, причем у жильцов и подрядчиков разные взгляды на то, что нужно делать.
«Пока не дерну, ничего не будет сделано. Все как попало. Пластиковые окна выбивала два месяца, противопожарные двери — четвертый месяц. Мы делаем лестницу, и тут же на нее ляпаем цементом — мне со шлангом все отмывать. На фасаде закрасили, не заштукатурив — пошел дождь, все в разводах. В итоге добилась, что отливы делают в этих местах. Отмостки делали — там трава уже проросла. Отношение абсолютно халатное», — жалуется старшая по дому Елена Мороз.
При этом к организации работ тоже есть вопросы. Никакой своей инфраструктуры (бытовки, биотуалеты, генератор) у рабочих нет, поэтому под эти нужды приспособили подвал, где уже развелись мыши. Строительный мусор субподрядчик не убирает — мыть и убираться за ним приходится старшей по дому. Также она жалуется на не совсем корректное отношение директора фирмы «Экостроймонтаж».
«Кричал на весь двор, что не обязан вообще ничего делать. Все время слышу: „Ты кто такая?“ Постоянно говорит, что я с него что-то вымогаю», — говорит Мороз.
Директор компании «Экостроймонтаж» Денис Шишкин начисто отверг все претензии.
«Вы собственников поменьше слушайте, и все будет хорошо. Это просто „хотелки“. Человек прямым образом вымогает из подрядчиков деньги, а потом жалуется», — заявил он. По его словам, жильцы требуют работ, которых нет в смете (отметим, неправильной), не понимая «законодательной базы».
Кирин из «ГражданпромСтройПроект» признал, что смета составлялась не на то здание и сейчас пересматривается. Однако он согласен с Шишкиным насчет того, что ожидания жильцов выходят за рамки капремонта и считает, что к субподрядчику серьезных вопросов нет.
Без ремонта и без крыши
Жильцы дома на ул. Карбышева, 3 вообще не дождались работ. Они не согласились с заниженной, по их мнению, сметой на раннем этапе и добились обещания сделать замеры и предоставить дефектные ведомости. С этим к ним так никто и не пришел.
«Они просто это не прописывают, занижают площадь кровли, заменяют материалы. Вместо замены керамзита слоем в 30 см они нам предлагают какую-то минеральную плиту, которая развалится через два-три года, и сверху 2-3 см керамзита насыпать. Вместо композитной металлочерепицы нам пытаются дешевую поставить, при этом уменьшают угол наклона ската, высоту конька, снижается квадратура. В общем, у нас смета где-то на 9 млн рублей, а они хотят нам за 5 млн сделать», — рассказывает старший по дому Сергей Мызников.
Никакого представления о том, когда начнется ремонт, у жильцов пока нет. Они пытались попасть в горсовет, однако вопрос сняли с повестки заседания.
Кроме того, в городе есть несколько домов, где субподрядчики сняли крышу и бросили работы. Такая ситуация возникла в двух домах на ул. Лукашевича, а также на ул. Катышева, о чем сообщали и другие СМИ (в итоге квартиры во время дождей начало заливать водой). А дом на ул. Труда, 21 вообще не внесли в реестр ремонтируемых объектов, хотя в изначальной версии он там был. По сведениям Лихачева, в список не попало еще 11 таких домов.
Все идет по плану
При этом главный инженер «ГражданпромСтройПроект» Алексей Кирин не видит ничего критичного в ходе ремонта, хотя признает проблемы со сметами.
«По поводу смет — это вопросы к заказчику. Тут все работали в сжатые сроки, в том числе и сметчики. Во-вторых, часть проектов не попала к заказчику по разным причинам, но все вопросы решаются в конструктивном порядке, в том числе согласование новых смет. Сметы, которые получили подрядчики, примерные, в процессе возникают допработы, а в конце сдается уже фактическая смета. Пока работы не завершены, говорить о недоделках рано», — заявил он.
Специалист отмечает, что сроки изначально были нереалистичные (23 марта, хотя сроки самого мирового соглашения установлены до конца 2020 года), однако считает, что субподрядчики понимали, на что подписывались. При этом в «Квантор-Строй» нам сообщили, что действительно платят штрафы в пользу «Омскэлектро».
Между тем Александр Лихачев отмечал, что многие компании не участвовали в отборе подрядчиков именно из-за нереалистичных сроков и огромных штрафов. Этим он объясняет то, что на работы заявилось много недобросовестных фирм.
***
Отметим, что помимо текущих проблем обрисовывается перспектива и более серьезной. Представители департамента городского хозяйства заявили, что федерацией поставлена «нижняя планка» — отремонтировать не менее 185 домов: если этот показатель выполнят, будет считаться, что средства в целом освоены. То есть ремонт почти в сотне домов, несмотря на судебные решения, может оказаться для Омска не главным приоритетом.
По поводу указанных нарушений Город55 направил в «Омскэлектро» официальный запрос.