Posted 7 октября 2019,, 12:41

Published 7 октября 2019,, 12:41

Modified 23 февраля 2022,, 13:49

Updated 23 февраля 2022,, 13:49

Мэрия Омска готовит новую транспортную реформу

7 октября 2019, 12:41
Администрация Омска намерена произвести новую реформу в сфере муниципального общественного транспорта Омска. Несколько предприятий готовятся к слиянию в одно большое ПАТП.

Мэрия Омска обратилась к спикеру Горсовета Владимиру Корбуту за дачей согласия гордумы на объединение нескольких муниципальных пассажирских предприятий. Реорганизация юрлиц, по мнению городских чиновников, поможет сэкономить бюджетные средства.

Электрический транспорт

В частности, дептранс Омска предполагает слить воедино МП «Электрический транспорт» и МП «Учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта». Причина объединения — низкая ликвидность «УККАТ».

«По состоянию на 31 августа 2019 года кредиторская задолженность МП „УККАТ“ составила 8.5 млн рублей, из которых 4.1 млн рублей — задолженность по налогам и сборам», — отмечается в документах мэрии Омска.

Для того чтобы слияние предприятий прошло успешно, на МП «Электрический транспорт» ведется работа по получению лицензии на обучение водителей трамваев и троллейбусов. Также реорганизация МП приведет к увеличению расходов «ЭТ» на 200 тыс рублей в месяц.

Всего же убытки от слияния «УККАТ» и «ЭТ» составят 12.8 млн рублей. Покрыть их предполагается распродажей имущества, принадлежащего «Комбинату». Также в горадминистрации не скрывают: на обоих предприятиях ожидаются сокращения работников. Конкретное число ликвидируемых должностей и позиций не называется.

Отметим, что официальные финансовые показатели «Учебно-курсового комбината» противоречат словам городских чиновников. В частности, в период с 2017–2018 годов на предприятии действительно падала выручка (с 4.6 млн рублей до 2.2 млн рублей), но прибыль при этом росла (убыток в 2.8 млн рублей сменился прибылью в 6.5 млн рублей).

Схожие результаты показал и сам «Электрический транспорт». Увеличив выручку с 761.1 млн рублей в 2017 году до 951 млн рублей в 2018 году, предприятие сумело стать самым прибыльным из всех муниципальных перевозчиков. Убытки «ЭТ» в 2017 году составили 42.4 млн рублей, а прибыль в 2018 году — 85.9 млн рублей.

ПП-7

Помимо изменений в «ЭТ», в мэрии Омска предлагают также слить воедино два пассажирских предприятия — МП «ПП-7» и МП «ПП-8». Чиновники предлагают, чтобы «ПП-7» было присоединено к «ПП-8», так как последнее имеет стабильное финансовое состояние.

«По состоянию на 1 января 2018 года кредиторская задолженность МП „ПП-7“ составила 86.4 млн рублей, из которых 52.4 млн рублей — задолженность по налогам и сборам», — отмечается в документах мэрии.

Однако 27 июня 2019 года задолженность «ПП-7» перед ФНС региона полностью погашена, осталась лишь кредиторская задолженность. На 1 октября 2019 года она все еще составляет 35.2 млн рублей, снизившись с 2018 года всего на 800 тыс рублей.

При этом предприятие не занимается перевозкой пассажиров, его единственный источник доходов — арендные платежи, которые за один квартал составляют 3.5 млн рублей. В таком плачевном состоянии предприятие умудряется быть прибыльным, существуя лишь на деньги от «ПАТП-8», поступающие за аренду автобусного парка «ПП-7».

По мнению городских чиновников, слияние двух муниципальных предприятий позволит экономить 4.7 млн рублей в год на аренде автобусов. Эффект от реорганизации двух предприятий — вероятный «выход в плюс» для «ПАТП-8». Сокращений, уверяют в мэрии, при слиянии не произойдет, так как формально в «ПП-7» работает всего два человека.

Отметим, что полтора года назад мэрия Омска заверяла прессу региона в том, что никакого слияния ПАТП не будет, несмотря на кризис транспортной системы города.

«О слиянии предприятий речь не идет. Мы говорим об общей координации — персонала, диспетчерских и технических служб. Это удобнее делать централизованно. Однако активы остаются у каждого свои. Это стандартный способ управления холдингами, в которые входят несколько однотипных предприятий. Заверяю, что и врачи, и техники, и инженеры — все будут заняты привычным делом», — приводила слова мэра Оксаны Фадиной пресс-служба муниципалитета.

ПП-4

Помимо этого дептранс Омска удвоил уставный капитал МП «ПП-4» с 2.6 млн рублей до 6 млн рублей. Официально изменения зарегистрированы 4 октября.

Город55 обратился за комментарием в департамент транспорта Омска, однако в ведомстве не смогли оперативно пояснить причину изменений. Вероятно, муниципальное предприятие также готовят к слиянию, так как внесение всех активов компании в ее уставный капитал для последующего слияния с другим юрлицом является стандартной практикой.

О возможном объединении говорит и то, что «ПП-4» находится в схожем положении с «ПП-7». Выручка «ПП-4» в 2017 году составила 348.9 млн рублей (418.1 млн рублей у «ПП-7»), а убыток — 3.8 млн рублей (1.6 млн рублей у «ПП-7»). В 2018 году оба МП показали схожую динамику — уменьшение выручки до 193.6 млн рублей («ПП-4») и 252.5 млн рублей («ПП-7») и повышение прибыли до 11.8 млн рублей («ПП-4») и 4.7 млн рублей («ПП-7»).

Оба предприятия некоторое время испытывали проблемы с уплатой налогов. Так, 27 декабря 2018 года МП «ПП-7» заключило мировое соглашение с ИФНС России по Омской области. В документе говорится, что предприятие признает себя должником на сумму в 39,5 млн рублей. Взамен налоговики отказываются от своих требований признать муниципального перевозчика банкротом. Аналогичные соглашения с налоговой службой подписали и другие муниципальные перевозчики, к которым ведомство подавало иски о банкротстве. Произошло это через месяц — 25 января 2019 года. ОАО «ПАТП-2» и МП «ПП-4» тогда также признали себя должниками перед налоговой службой на 73.9 млн и 96 млн рублей соответственно.

Единственным останавливающим фактором для слияния «ПП-4» и «ПП-8» являются банкротные иски к первому предприятию. Так, индивидуальный предприниматель Михаил Иванов в сентябре 2019 года заявил о том, что готовит иск о банкротстве омского муниципального предприятия «ПП-4». Ранее при аналогичных обстоятельствах перевозчика пытался обанкротить ИП Виктор Андреев, однако суд оставил его заявление без удовлетворения.

Напомним, все три предприятия (муниципальные «ПП-4», «ПП-7» и ОАО «ПАТП-2») с 13 мая 2018 года стали обслуживать другой муниципальный автопарк — «ПП-8». Мэрия Омска создала систему, при которой почти все сотрудники, в основном это кондукторы и водители, перешли на работу в «ПП-8». На родных предприятиях остался минимальный по численности штат для поддержания функционирования. Также ПП-8 получило в аренду весь подвижной состав трех других предприятий.

Предпосылкой к реформе мая 2018 года считается убыточность муниципальных ПП. В течение апреля того года мэр Омска Оксана Фадина несколько раз говорила, что долг предприятий составляет более 400 млн рублей (налоги, пенсионные отчисления). В дальнейшем его сократили до 290 млн рублей. Износ муниципального транспорта составлял на тот момент 92%. Мэр неоднократно подчеркивала, что департамент транспорта ищет пути решения проблемы.

Итогом реформы стал единственный муниципальный перевозчик — «ПП-8» (если не считать электротранспорт). Ему же переходят в управление новые автобусы. Также в администрации отмечали, что «ПП-8» наименее убыточное среди остальных городских ПАТП, что позволяет ему преодолеть кризис пассажирских перевозок и работать без перерывов. Последствия реформы сказались на экономике предприятия — в 2018 году выручка «ПП-8» выросла до 1.4 млрд рублей (всего при 370.8 млн рублей в 2017 году), аналогичным образом выросли и убытки (у единственного из всех пассажирских предприятий) до 46.7 млн рублей (всего 17.6 млн рублей в 2017 году).

"