Posted 31 марта 2014,, 08:03
Published 31 марта 2014,, 08:03
Modified 4 августа 2022,, 20:53
Updated 4 августа 2022,, 20:53
В минувшую субботу в Омск с концертом пожаловал культовый сербский музыкант и композитор Горан Брегович. Автор саундтреков к фильмам «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева, «Борат» Ларри Чарльза, «Время цыган» и «Аризонская мечта» Эмира Кустурицы.
Накануне концерта Брегович рассказал редакции Gorod55.ru о том, почему не слушает музыку дома, как писал оперу «Кармен» и что он думает о политике.
-Это не первый ваш визит в Россию. Расскажите о впечатлениях.
- Сербы как бедные двоюродные братья россиян. Мы знаем все о вашей культуре и традициях, ваших писателях и композиторах, а вы ничего о нас не знаете. Но это нормально. Меня всегда восхищало все русское и это большая честь – выступать в такой большой стране с богатой музыкальной историей и культурой.
- А у вас есть любимый русский композитор?
- Мне нравятся Стравинский и те, кто был после него.
- Успели что-то в Омске посмотреть?
- Вчера я немного погулял по Омску и даже купил подарок на день рождения моего брата – это механические часы.
-У вас многонациональная семья. Как удается поддерживать мир?
- В семье его поддерживать всегда проще, чем в политике. Моя жена - мусульманка, отец – католик, а мать – православная, но вместе мы – семья.
- Что думаете о событиях на Украине?
- Думаю проблема политики в том, что за всеми действиями что-то стоит. Можно вспомнить множество примеров из истории, когда вещи на самом деле являются не тем, чем кажутся. Я рад за жителей Крыма, которые присоединились к России, но самое интересное – что за всем этим стоит.
- У вас уже был опыт работы в российском кино (фильм «Турецкий гамбит» - прим.ред.). Не планируете этот опыт продолжить?
- «Турецкий гамбит» был довольно странным опытом. В фильме режиссер использовал две мои готовые демо-записи, так что я не могу сказать, что работал непосредственно над сочинением музыки к картине. Да и сам фильм до конца я так и не посмотрел. Дальнейшей работы с русскими режиссерами пока не планирую.
- Какую музыку вы слушаете дома?
- Если честно, никакую. Вот представьте себе гинеколога. Вряд ли после рабочего дня он приходит домой и продолжает думать о работе. Так вот, я иногда чувствую себя старым гинекологом. Больше не слушаю музыку.
- Расскажите о своей музыкальной программе.
- Я привез небольшую часть оркестра и представлю зрителям мою пластинку «Шампанское для цыган» и конечно сыграю свои старые хиты – только песни, без музыкальных композиций – из кино, из моей оперы «Кармен» со счастливым концом.
- Это новый взгляд на классику?
- Однажды у меня появилась привычка ходить пить в белградской опере. Это удобно, потому что на входе не проверяют, есть ли у вас с собой спиртное. И когда я, уютно устроившись, слушал оперу «Кармен» мне пришло в голову, что я могу привести сюда своего друга цыгана и узнать его мнение. Наверняка он сказал бы мне, что это единственная опера о цыганке, и та плохо кончилась. А между тем единственная опера о цыганах должна заканчиваться хорошо.
Я начал с того же, с чего начал Проспер Меримэ, взял реальные истории и понял, что они далеки от того, что писал Бизе. Настоящие истории – это всегда катастрофа. Поэтому я решил написать оперу: жизнь управляется богом, а в своей опере я могу управлять сам. В моей опере все заканчивается свадьбой.
Есть старая цыганская шутка: «Заходит маленький цыган в комнату и видит, что его бабушка смотрит порно. На вопрос что она делает, бабушка отвечает: «жду, когда они наконец поженятся». Если бы в моей опере не было счастливого конца, то никто бы не согласился ее играть.