Дмитрий Лицкевич: депутаты такие же жители города, как и все омичи

Интервью
Дмитрий Лицкевич: депутаты такие же жители города, как и все омичи
Дмитрий Лицкевич: депутаты такие же жители города, как и все омичи
19 декабря 2020, 13:13Фото: omskgorsovet.ruДмитрий Лицкевич
Закончилась осенняя сессия Омского городского Совета, а вместе с ней подходит к концу 2020 год. Итоги депутатской работы подвел для редакции Города55 председатель комитета по вопросам архитектуры и градостроительства Горсовета Омска Дмитрий Лицкевич.

Дмитрий Иванович, Вы не первый созыв работаете в Омском городском Совете. Почему Вы решились возглавить именно комитет по вопросам архитектуры и градостроительства?

Вы знаете, это сложилось само собой, я бы даже не сказал, что это мое решение. Дело в том, что комитет относительно новый, он был организован в предыдущем созыве, тогда его возглавил Игорь Антропенко. Я к тому моменту был уже в составе комиссии при мэрии Омска по правилам землепользования и застройки. Эта тема была мне знакома, вдобавок в самом комитете я был заместителем председателя. И вот так вышло, что в 2015 году Игорь Антропенко избрался в Законодательное собрание Омской области, оставив комитет. Я подал свою кандидатуру в качестве председателя и коллеги ее одобрили. В этом году ситуация получилась аналогичная.

Сколько решений было принято комитетом по итогам осенней сессии заседаний Горсовета?

Прошло 5 заседаний, на которых было рассмотрено 25 вопросов. Однако здесь мы не учитываем дополнительные вопросы, которые рассматривались в повестке, но не были изначально включены в план заседаний.

Какой из рассмотренных вопросов Вам запомнился больше всего?

Одним из важнейших вопросов, который был у всех на слуху, конечно, стал обновленный вариант Генерального плана Омска. О необходимости его актуализации разговоры идут уже несколько лет. Старый Генплан, не хочу его ругать или критиковать, не обновлялся с 2007 года. В это же время город жил, обновлялся, развивался, в отличие от документа. Мы часто говорим о том, что Генплан Омска не должен превращаться в такую вот застывшую вещь, в догму, он должен развиваться. Поэтому, думаю, что необходимость в его актуализации назрела давно. Депутаты с этим оказались согласны, поэтому на весенней сессии началась серьезная работа.

Как именно это происходило?

Были проведены торги, заключен муниципальный контракт с ООО «ИТП «Град». Компания занялась разработкой. Со свое стороны скажу, что работы проводились как никогда прозрачно и с привлечением общественности. Интерактивная карта была выложена в общий доступ, с людей собирались предложения, устраивались общественные обсуждения, рабочие встречи с разработчиками документа.

Были ссоры или скандалы?

Нет, такого не было, но обсуждения были по-настоящему бурные и живые. Встречи длились по несколько часов. В результате сбора мнений омичей в ИТП «Град» поступило 474 предложений и замечаний от физических и юридических лиц. Все они в итоге были проработаны, часть в первоначальном виде попала в конечный вариант Генплана, часть была переосмыслена и приведена в другой вид. Поэтому думаю, что процедура была максимально открытая и каждый, кто хотел, сумел высказаться по поводу Генплана.

Но это ведь не все работы, что нужны для функционирования обновленного Генплана?

Совершенно верно. По градостроительному кодексу РФ Генплан города является основным градостроительным документом, на его основе разрабатываются правила землепользования и застройки, а затем уже проекты планировок. И сейчас из-за того, что Генплан Омска претерпел большие изменения, часть правил землепользования и застройки ему не соответствуют. Это значит, что их тоже нужно менять. Эту работу мы планировали закончить в конце 2020 года, но тут, к сожалению, вмешалась пандемия коронавируса. По аналогии с Генеральным планом эти обсуждения также должны были состояться в очном режиме, поэтому из-за эпидемиологической обстановки этот процесс остановился. Сейчас наша задача провести сбор предложений от омичей и провести корректировку ПЗЗ в формате общественных обсуждений, законодательство позволяет нам так сделать.

Но, с другой стороны, сроки принятия решения затягиваются…

Да, предложения от жителей поступают, и сами общественные обсуждения состоятся только в 2021 году. Но это тоже нужно воспринимать как открывшуюся возможность – проработать ПЗЗ максимально глубоко и тщательно. Сейчас мы имеем возможность собрать как можно больше предложений от физических и юридических лиц, чтобы затем воплотить их в новые ПЗЗ.

В течение года комитет ведь неоднократно вносил изменения в правила землепользования и застройки. Какие самые частые жалобы возникают у населения на текущий вариант ПЗЗ?

Очень большой процент обращений идет от жителей нашего сектора индивидуальной жилой застройки, проще говоря, от жителей частного сектора. Дело в том, что в старом проекте Генплана было заложено такое понятие как «категорийность улиц», на которых, само собой, никаких строительных или ремонтных работ проводить без разрешения администрации Омска нельзя. В самом Генплане улицы очерчены так называемыми красными линиями, но сделано это так, что зачастую дома омичей стоят прямо на этих вот красных линиях. Из-за этого люди не могли реализовать свое право на реконструкцию или же перестройку своего жилища, они могли лишь сделать внутренний ремонт. Это накладывало сложности и на газификацию частного сектора, так как в проектах на постройку газопроводов было четко указано, что необходимы специальные помещения для газовых котлов, что требовало также разрешения администрации города. А газовщики в свою очередь не могли выполнять свою работу. И таких случаев в городе очень много, они есть во всех округах Омска.

То есть, работы предстоит много?

На самом деле да. Есть вопрос по функциональным зонам, к каждой из которых есть специальные технические регламенты. И вот там в текстовой части прописывается очень много деталей – ограничения по этажности, максимальные и минимальные размеры участка по каждой зоне, предельный процент застройки и множество других. Сейчас объем пакета документов, в которые мы должны внести правки, составляет порядка 300 печатных страниц. Работы, конечно, очень много, но мы прекрасно понимаем, что людям это нужно. Сейчас наша задача – максимально учесть все те недостатки и неточности, которые были раньше, и исправить их.

На комитете обсуждались и другие темы. Например, озеленение города.

В наше Решение № 45 в этом году мы внесли небольшие изменения. Дело в том, что раньше в городе была такая практика, на мой взгляд, порочная, когда происходила вырубка зеленых насаждений, выполнялось компенсационное озеленение. Проще говоря, дерево срубил – два новых посадил. Но раньше не оговаривалось, где эти деревья должны быть посажены. Из-за чего возникала ситуация, когда деревья вырубилась в городке Нефтяников, к примеру, а компенсационное озеленение проводилось в поселке Береговом. С таким же успехом можно было посадить дерево на Луне. Именно для того, чтобы искоренить такую практику, мы и изменили Решение № 45, прописав в нем, что посадки деревьев должны происходить максимально близко к местам вырубки.

Сейчас ведь есть много возможностей посадить деревья. Даже в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».

Раньше, когда мы получали финансирование по этому нацпроекту, в документации было четко прописано, что мы имеем право расходовать средства исключительно на ремонт дорожного полотна, то есть, асфальта. Но наши эксперты по строительству, преподаватели СибАДИ уже давно говорят о том, что нужно прекращать строить дороги, а начать строить и ремонтировать улицы. И вот с этого года сейчас мы наконец-то можем ремонтировать и устанавливать новые и качественные бордюрные плиты, светофорные объекты, ливневую канализацию и дорожные ограждения. Также сейчас в рамках нацпроекта наконец появились возможности для возрождения живой изгороди – зеленых насаждений вдоль городских магистралей.

А что это даст помимо эстетического эффекта?

Эксперты уверены, что автомобильное загрязнение имеет свой радиус разброса. Эти самые деревья могут поглотить значительную его часть, плюс к тому они обеспечивают безопасность – тяжелая машина все же может при некоторых обстоятельствах сбить ограждение или забор, в то время как хорошее зрелое дерево выдержит такое попадание. Этот вопрос мы, само собой, держим на контроле.

Вернемся к дорогам. Как обстоят дела с ремонтом городских трасс?

Основная тенденция ремонта дорог последних нескольких лет – уход от так называемого аварийно-восстановительного ремонта. Проще говоря, сейчас наконец в городе перестали латать дорожные дыры разбитым кирпичом. Сейчас же дороги восстанавливаются в комплексе, перекрываются полностью и восстанавливаются в полном объеме. Также мы каждый год в бюджете мы стараемся выделить средства на ремонт пешеходных дорожек и тротуаров. В этом году, если я не ошибаюсь, 56 млн рублей было выделено. Отмечу, что с прошлого года 30% всех этих денег должны выделяться на обслуживание дорог в индивидуальном жилом секторе.

ИЖС в Омске известен своими плохими дорогами.

Ситуация там действительно аховая. В этом году мы предусмотрели финансирование и во всех административных округах города смогли полностью отремонтировать 17 дорог, на них появилось асфальтное покрытие. Работа в этом направлении продолжится, но нужно понимать, что средств на все не хватает. В целом же я сам, как автолюбитель, могу сказать, что сейчас состояние городских дорог значительно лучше, чем четыре года назад.

Комитет часто взаимодействует с ГИБДД Омска. Как депутаты могут повлиять на аварийность на дорогах?

Мы ведь представительный орган, несколько раз в год мы запрашиваем у ГИБДД Омска информацию о самых аварийных и затрудненных для проезда автомобильных дорогах. Анализируем ее, передаем в муниципалитет. Собственно, на этой почве и родилась идея с постройкой трассы-дублера улицы 70 лет Октября. Перекресток улиц Конева и 70 лет Октября – один из самых оживленных и затрудненных для проезда в городе. Виной всему проект метрополитена, из-за которого дорогу фактически было невозможно расширить. Первоначальный вариант строительства трассы-дублера был идеей депутатов Омского городского Совета. Изначально ведь улица 70 лет Октября даже не задумывалась как основная трасса Левобережья, но вышло так, что пришлось использовать ее. Стоит еще отметить, что подобные вопросы зачастую являются личной инициативой депутатов. Дело в том, что мы сами работаем на своих избирательных участках, мы их знаем и видим, что где-то, допустим, не хватает лежачих полицейских или дорожных знаков во дворах. Каждый волен разобраться в проблеме и решить ее, благо возможности для этого имеются.

Также комитет очень часто вносит изменения в городской перечень автомобильных дорог. Для чего это делается?

Ну стоит сказать, что любая дорога в первую очередь – инженерный объект. Приведу пример: на моем округе несколько лет не решалась одна проблема – дорога рядом с Красноярским трактом фактически лежала на территории Омской области, была в введении Омского района. Потому что как и под любым другим инженерным объектом под дорогой сформирован земельный участок, который принадлежит областным властям. И муниципалитет никак не мог заняться ремонтом этой трассы на моем округе, потому что не имел на это право. В итоге нам удалось решить проблему, но таких дорог в городе много – фактически они относятся к городу, но отвечает за них область. Есть еще один немаловажный момент – на содержание дорог в Омске каждый год из бюджета выделяются большие суммы денег и каждый год они разные. И в зависимости от количества дорог, их состояния и километража зависит сумма, которую муниципалитет обязан выделить на содержание этих инженерных объектов. Если эти дороги в перечень не включать, то у нас просто не хватит деньги на их обслуживание и уборку и снега.

Последний дорожный вопрос: зимнее содержание городских трасс.

Каких-то новых проблем в этой сфере не выявлено. Проблема есть и она давно известна – недостаток бюджетных средств. К сожалению, наш бюджет достаточно скромный, чтоб позволить нам закупить всю необходимую новую технику, потом что та, которой сейчас мы пользуемся, устарела и морально и материально. Но стоит отметить, что городские власти все равно изыскивают новые средства и постепенно производят замену устаревшей техники. Также сейчас, пускай это и дороже, администрация города отказывается от песко-соляной смеси в качестве антигололедного средства в пользу новейших реагентов. Сейчас для бюджета это выходит дороже, однако в будущем это окупится, потому что песок и соль приносят множество неудобств. Например, весной талые воды приносят песок в городскую ливневую канализацию, из-за чего та забивается. Это приводит к расходам на чистку ливневок, запылению города. Сейчас прорабатывается вариант использования гранитной крошки, как это делается во многих уральских городах. Думаю, мы обязательно этот вариант попробуем, хотя бы в качестве эксперимента.

Одна из головных болей городской администрации – парковки. Почему они доставляют столько проблем?

Главная проблема парковок заключается в их недостатке, в городе банально не хватает мест для автомобильного транспорта. Люди не хотят, чтобы у них под окнами стояли машины и имеют полное право требовать этого. Людям нужны зеленые зоны, игровые и детские площадки. По моему мнению, есть один, пускай и не окончательный, но все же способ решения – парковочные карманы вдоль дорог общего пользования. Одно из требований законодательства к таким вот карманам – они должны быть круглосуточно открыты для посещения всеми нуждающимися. Но тут уже должны быть ограничения – припаркованные вдоль дорог автомобили очень мешают убирать снег зимой. Это уже должны контролировать сотрудники ГИБДД. Второе решение – строительство многоуровневых парковок. Весь мир уже к этому пришел, надеюсь, и мы тоже скоро придем.

Неоднократно на комитете обсуждалось содержание и состояние городских лесопарковых зон.

Это очень непростая тема. Было обсуждение с урезанием небольшая части площади парка Победы на Левобережье. Это делается для проектирования и строительства транспортной развязки, это только улучшит инфраструктуру Левобережья и Ленинградского моста. Да, есть проблема с застройкой парка 30-летия ВЛКСМ. Департамент имущественных отношений Омска предоставили нам всю необходимую информацию. Мэрия судилась с застройщиками, но все равно проиграла. Сразу оговорюсь: документы на предоставление земли, разрешение на строительство выдавались более 10 лет назад. Эти процедуры длились годами.

Каким вы видите будущее омских парков?

Есть концепция развития парковых зон Омска, мы много лет этого добивались от администрации города. Мне, само собой, ближе всего родной Советский парк – там очень интересный перепад рельефа, там и зеленые насаждения, и спортивные и игровые площадки. У парка действительно очень большой функционал, нужно лишь разбить его на отдельные зоны. Но при этом нельзя забывать о том, что люди ходят в парк не только кататься на каруселях или с горок, но и просто гулять среди деревьев, необходимо сохранять деревья в парке. Другое дело, когда случаются форс-мажорные обстоятельства. В том же Советском парке подрядчик, занимавшийся благоустройством входной зоны, буквально бросил объекты в незаконченном виде. В результате специалистам БУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» пришлось в авральном режиме самим взяться и доделывать работу за подрядчиком. В ближайшее время, надеюсь, они эти работы закончат и там появится ледовый городок, который будет воздвигнут усилиями ОНПЗ.

Но ведь есть и более проблемные зоны, например, «Зеленый остров».

Эта зона тоже находится под нашим особым контролем. та зона тоже находится под нашим особым контролем. Новая концепция развития парка предполагает увеличение на его территории спортивных и игровых зон. При этом там есть такая проблема, старые аварийные здания – нужно отдельно договариваться с их собственниками, что-то делать с этим объектами, потому что они несут опасность для посетителей. Прибрежную полосу парка, конечно, тоже нужно приводить в порядок. Не претендую на истину, но мы с депутатами обошли весь парк и заключили, что все же «Зеленому острову» необходим именно природный ландшафт. Все мы родом из детства, поэтому у всех болит душа за эти парки и скверы, поэтому Горсовет не оставит этот вопрос без контроля.

Вы упоминали застройку парка 30-летия ВЛКСМ. Но ведь таких объектов, вызывающих раздражение у омичей, в городе много. Как бороться с такими вот точечными застройками городского пространства?

Работа с этой проблемой уже начата. В частности, важным для этого шагом, опять же, стал обновленный Генеральный план Омска. Большая его часть – описания и новые нормативы для застройки. Например, там прописано, что такое «историческая часть города» - место, где необходимо оставить архитектурный облик местности нетронутым. Депутаты давно выступали за это, потому что плотность застройки центра Омска давно пора снижать. При этом стоит отметить, что строители ведь не возводят школы или детские сады, им проще строить жилые дома, офисные или торговые центры. Поэтому в Генплане сейчас сделан акцент не на точечную, а на комплексную застройку. По той же программе реновации и переселению из аварийного и ветхого жилья мы не раз делали предложения, согласно которым, администрация может отдать земельный участок под расселенным аварийным домом предпринимателям под комплексную застройку, если участок это позволяет. Что-то нужно делать с этим, это точно. К нам, например, обращались жители одного из домов с жалобой – жилая новостройка заняла весь отведенный ей земельный участок, поэтому контейнерную площадку пришлось устанавливать за территорией двора, буквально через дорогу от дома. И люди правомерно выражали свое недовольство, потому что каждый раз, когда им нужно было вынести мусор, им приходилось рисковать собственным здоровьем.

Но разрешения на такие объекты ведь выдавались не вчера.

Вы совершенно правильно подметили. Вот недавно на Красном пути ввели в эксплуатацию жилой дом, который строился и проектировался как нежилой. Опять же, на него разрешение выдавалось еще Главным управление по земельным ресурсам Омской области, этой структуры уже 7 лет как не существует. Закон обратной силы не имеет, поэтому с этими решениями мы ничего поделать не можем. Именно поэтому нам так нужен был обновленный Генплан, чтобы в нем было закреплено, что город твердо намерен уйти от практики точечной застройки исторического центра Омска.

Какие есть еще методы борьбы с нерадивыми застройщиками?

С самими нерадивыми застройщиками мы можем бороться лишь опосредованно, для прямого на них взаимодействия есть Следственный комитет, есть прокуратура. Винить во всем мэрию тоже не стоит – появляется застройщик, говорит, мол, все будет хорошо. Ну а получается иногда так, как обещано, а иногда совсем не так. Опять же, раньше была порочная практика – землю городские власти могли отдавать застройщикам бесплатно. Сейчас такого нет – в прошлом созыве мы приняли решение, что бесплатно земля предоставляет застройщикам только в том случае, если они возводят социально-значимые объекты: школы, детские сады, больницы и поликлиники. Все остальное – через процедуру торгов, с арендной платой. Это стимулирует застройщиков вести на объекте работы, потому что мы все знаем, сколько у нас в городе земельных участков, которые из года в год меняют собственников, но при этом никак ими не осваиваются. Кто-то вбивает сваи для грядущих судов, и участки просто стоят. Сейчас, конечно, есть недостаток хороших земельных участков, потому что город нуждается в новых социальных объектах. Надеемся, что наши юристы все же смогут вернуть неиспользуемые земли городу.

Давайте уже отвлечемся от проблем и поговорим о хорошем. Чего Вы бы пожелали своим коллегам и омичам в Новом 2021 году?

Не буду разделять свои х коллег и простых омичей, потому что мы все жители Омска, мы все одинаковые граждане страны. В первую очередь, конечно же, хочу пожелать всем здоровья, всем близким. Пускай все избегут напасти под названием COVID-19, пускай все будут здоровы. Желаю всем побольше добра и радости, чем было в 2020 году, который был тяжелым. Желаю всем больше светлых моментов, яркого солнца, добра и счастья всем.

С полным списком принятых комитетом решений можно ознакомиться по ссылке ниже.

Сюжеты:
Интервью
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter