Posted 19 апреля 2019, 01:00
Published 19 апреля 2019, 01:00
Modified 19 августа, 20:56
Updated 19 августа, 20:56
Официальная версия
Город55 получил официальные результаты проверки по этому случаю. В возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием состава преступления, а возраста административной ответственности школьники не достигли. Поэтому для них все ограничится воспитательными беседами с инспекторами по делам несовершеннолетних.
Ранее Город55 уже писал, что происшествие рассматривалось сугубо как бытовой конфликт: два мальчика из разных школ поссорились из-за сломанной электронной сигареты. Старший подросток требовал за нее 4 тысячи рублей. После драки заявления в полицию подали обе семьи.
«10 марта в дневное время между несовершеннолетними произошел конфликт, в результате которого подростки нанесли друг другу телесные повреждения, не причинившие вреда здоровью. По результатам проверки сотрудником полиции в отношении каждого подростка вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку в действиях несовершеннолетних отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ [„Побои"]. Факты нанесения подростками друг другу побоев, совершенных из хулиганских побуждений, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды […] не нашли подтверждения», — говорится в ответе пресс-службы Министерства образования Омской области.
Также в ответе указано, что подростки не выкладывали видео в сеть — это сделали свидетели, поэтому за группу «забив» в соцсети никто персонально отвечать не будет. Семьи ребят характеризуют положительно, поведение их самих в школах оценили как удовлетворительное. Более того, педагоги утверждают, что и причин для конфликта у них не было.
«Из беседы с директорами школ установлено, что произошедший в ноябре 2018 года конфликт из-за возмещения ущерба за сломанную электронную сигарету был урегулирован с участием родителей до вышеописанных событий, негативные проявления в поведении подростков по отношению друг к другу отсутствовали», — заявили в ведомстве.
С подростками и их родителями работал психолог. В план работы школ внесли дополнительные мероприятия по профилактике детской агрессии и формированию толерантности в молодежной среде. Материалы проверки направили в комиссию по делам несовершеннолетних. На этом в истории официально поставили точку.
Что осталось «за кадром»
Отметим, ранее источник в местном комитете образования утверждал, что 8 класс, ученики которого создали группу «забив», является «проблемным», а избивший мальчика подросток регулярно задирает младших и назначает «стрелки». Педагогическая общественность выражала надежду, что именно проверка позволит приструнить класс. При этом в соцсетях бытовало мнение, что отец нападавшего мальчика — сотрудник силовых органов и сумеет урегулировать конфликт. Подтверждения этому найти не удалось.
Сами школьники после огласки этого инцидента притихли. Группу околофутбольной тематики, где было опубликовано видео с побоями, сначала переименовали, а затем удалили вовсе. С администратором и участниками сообщества, судя по официальному ответу, никто не работал. На странице «админа» во «ВКонтакте» сейчас только одна нейтральная публикация, однако он все еще состоит в группах офников. По всей видимости, на поведение подростков повлияла эта субкультура околофутбольных фанатов: «забивы» (массовые договорные драки) — термин из их сленга.
Вершина айсберга
История в Тевризе — один из немногих примеров детской агрессии, получивших огласку. К примеру, накануне появилось видео, где группа подростков забивает камнями пенсионера в Омске. Другой случай неделю назад стал резонансным в Барабинске: несколько дней по сети гуляла запись с жестоким избиением 17-летнего подростка на футбольном поле. Официальной реакции и возбуждения уголовного дела удалось добиться только после того, как к записи привлек внимание депутат местного горсовета Константин Терещенко. Причем депутат считает, что речь не только о побоях — есть вероятность, что подростки хотели заработать на жестоком видео. Он намерен добиться проверки этой версии в ФСБ.
Очевидно, эти случаи — только вершина айсберга. Вопрос, как на них реагировать, по мнению депутата, довольно неоднозначный. Часто дела рассматриваются более узко, чем выглядят со стороны: например, из всего контекста действий околоэкстремистской группировки вычленяется конкретная статья «Побои». Но ужесточение закона — тоже спорная тема, которая вызовет протесты общественности.
«Два дня видео гуляло по WhatsApp, и никто не поднял шум. Мы вообще могли не узнать об этом случае. Все подобные дела рассматриваются в рамках законодательства, и у следователей очень узкий «коридор». По улицам ходят практически организованные группы, но все идет по 116-й статье — побои.
Обычно жители требуют, чтобы агрессоров посадили в тюрьму. Но для этого нужно серьезно пострадать, чтобы были сломаны кости и тому подобное. Мы же этого не хотим? Если закон ужесточить, появится оборотная сторона. В таких случаях нужно обязательно обращаться в полицию, освидетельствовать все повреждения вплоть до царапин, собрать максимальное количество свидетельств. Однако самостоятельно разобраться в хитросплетениях закона бывает сложно, поэтому нужно найти адвоката. Если случай все-таки не юридический, вы пострадали безнаказанно, то тогда надо менять закон», — прокомментировал Городу55 Терещенко.
Впрочем, отсутствие комплиментарного наказания может быть чревато «народным судом». Часто агрессоров начинают травить в соцсетях, требовать публичных извинений и угрожать им насилием. К примеру, такие народные мстители фактически объявили охоту на подростков, закидавших пенсионера камнями, пообещав денежное вознаграждение за их поимку. Роли преступников и жертв начинают подменять друг друга: мнение общественности может склониться на сторону затравленных детей, которые лишь «оступились», а борцы за справедливость оказываются подстрекателями.