Posted 29 декабря 2021, 05:43
Published 29 декабря 2021, 05:43
Modified 19 августа, 21:54
Updated 19 августа, 21:54
Официальные цифры
По данным Федеральной налоговой службы, только в первой половине 2021 года с российского рынка ушли более 700 тыс юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В Омской области из единого государственного реестра ИП за 11 месяцев текущего года были исключены 3418 предпринимателей. Еще более 200 значатся в списке на предстоящее исключение.
По мнению экономистов, в 2021 году сохранилось негативное влияние пандемии на состояние омского бизнеса. Сократилась реальная численность малых предприятий, снизился платежеспособный спрос, усилился отток трудоспособного населения за пределы региона. Ситуация остается относительно стабильной за счет крупных региональных компаний.
«Благодаря большим предприятиям омская экономика стабилизировала свое состояние, позволив удержать показатели индекса промышленного производства, уровня заработной платы и емкости налоговой базы. Из плюсов следует выделить активное использование телекоммуникационных технологий, позволивших значительному числу занятых сохранить свои рабочие места, освоить ряд перспективных направлений бизнеса», — считает омский экономист Олег Рой.
Согласно информации Омскстата, в 2021 году региону не удалось преодолеть спад в экономике. 157 компаний, или 29,5% от общего числа зарегистрированных, не вышли в прибыль. Их убытки составили 9.9 млрд рублей (увеличение убытков по сравнению с 2020 годом на 49.4%).
Упала розничная торговля. В 2021 году наблюдалась отрицательная динамика оборота торговли. В январе–октябре она составила минус 2.8% в сфере торговли продуктами питания и минус 0.6% в непродовольственной торговле.
Численность работников в экономике Омской области за 10 месяцев 2021 года снизилась почти на 2%. Сильнее всего был отток сотрудников из предприятий в сфере обработки древесины (снижение числа работников на 26.5%), ремонта и монтажа машин и оборудования (22.6%), производства напитков (8.6%) и пищевых продуктов (6.5%).
Потери и приобретения
2021 год прошел под знаком пандемии. Коронавирус продолжал бить по омскому бизнесу. Как и в предыдущем году, сильнее всех пострадал общепит. По некоторым оценкам, после введения обязательных QR-кодов для посещения кафе и ресторанов, а также ночного запрета на работу, выручка омского общепита упала от 50% до 70%.
Василий Хомицкий, ресторатор. «Этот год для нас был тяжелым, но, если сравнивать с 2020 годом, мы уже были готовы к трудностям».
По словам ресторатора, наибольшие проблемы возникли осенью, когда оперативный штаб по противодействию распространению коронавируса ввел в регионе запрет на работу ресторанов в ночное время. Ограничение привело к тому, что пришлось закрывать некоторые заведения.
«Но плюс в том, что даже в такой сложной ситуации мы продолжали работать. А сегодня, после снятия ночных запретов, в условиях действия QR-кодов даже расширяемся. Мы открыли еще одно заведение, кофейню. Дальше растем. Нельзя сказать, что 2021-й был годом выживания. Он был намного лучше 2020 года. Единственное, пандемия притормаживает наши темпы. Самая большая трудность этого года — отток персонала. Люди не просто уходят, они уезжают в другие регионы, туда, где нет таких ограничений, как у нас. Но я оптимист. На текущий момент у нас созданы резервы. В случае закрытия, каких-то неблагоприятных ситуаций мы готовы, чтобы покрывать наши потери», — сказал Василий Хомицкий.
Юрий Чащин, соучредитель компании «Сибирский Провиант». «Потери, безусловно, есть. Где-то 10% выручки, где-то — 20%, в зависимости от формата. На классических форматах общепита потери до 50%».
«Летом, когда было объявлено о добровольно-принудительной вакцинации и обозначены объемы 60%, было тревожненько, — отметил Юрий Чащин. — Но мы справились. Помог омский минздрав, нам прикрепили поликлинику. Мы в течение трех недель вакцинировали 60% своих сотрудников. Было, конечно, напряжение. Далеко не все люди с пониманием к этому отнеслись. Нам с супругой пришлось на собственном примере показывать. Мы в числе первых вакцинировались, несмотря на то, что имели достаточно высокие антитела».
Следующий трудный период, говорит предприниматель, — введение QR-кодов в общепите.
«Когда они начали действовать, был определенный шок и резкое падение продаж. Но в результате мы оценили, насколько адаптированы наши форматы к таким потрясениям, и сделали вывод, что в текущих условиях более эффективны народные форматы общепита, которые максимально приближены к ритейлу и которые не требуют предъявления QR-кодов. В общем, достойно провели 2021 год. Находимся в зоне выживания, строим планы на будущее. У нас богатый опыт потрясений, более двух десятков лет в отрасли и бизнесе. Научились из кризисов выносить уроки и делать обязательные поправки. Чувствовать надо рынок. „Предпринимательскую чуйку“ никто не отменял», — сказал Чащин.
Борис Собко, директор кинотеатра «Вавилон». «Год был тяжелый. Намного сложнее, чем 2020-й, когда нас закрывали. Потому что там правила игры были понятны. В 2021 году правила игры изменились».
Точную цифру потерь омского кинопроката в результате коронавирусных ограничений назвать невозможно. Однако он тоже оказался среди лидеров по убыткам в 2021 году.
«Потери большие, и чтобы восстановиться после них, потребуются годы. Скажу, что 2021 год был для меня моментом истины, много чему приходилось учиться. Жить по-новому, управлять по-новому, зарабатывать по-новому. Мне показалось, что в 2021 году мы прошли по самому-самому краю. Кинотеатральный бизнес балансировал: завалится — не завалится, упадет — не упадет. Спортивный интерес выжить в таких условиях, он сыграл глобальную роль. У меня проснулся эгоистический момент — не сбежать, а удержать. В таких условиях отточить профессиональные управленческие навыки. Мы достаточно достойно прошли по этой грани. Концовка года неплохая. Люди пошли в кинотеатры. Достаточно хороший репертуар и в декабре, и на Новый год.
Пандемия отбросила кинопрокатный бизнес далеко назад, нагнать время будет тяжело. Но тревоги, говорит Собко, у него никакой нет: «В тех условиях, в которых мы сейчас находимся, это надолго, просто надо научиться в этой ситуации работать».
Владимир Геворгян, глава СРО «Омские перевозчики». «Пассажиропоток как упал в 2020 году процентов на 20, так и не выровнялся. В целом год можно охарактеризовать как стабильно неблагополучный».
Пандемия нанесла сильный удар по сегменту частных пассажирских перевозок в Омске. Отрасль не ждет выхода на доковидный уровень раньше 2024 года. В 2021 году перевозчики начали нащупывать «стабильность». Но ситуацию усугубил резкий рост цен на топливо и запчасти. По некоторым оценкам, взлет инфляции и реформа маршрутной сети могут привести к уходу частников с рынка пассажирских перевозок.
«Как можно оценивать год, когда цены все время растут, а тарифы остаются прежними? Я думаю, что если город введет новую маршрутную сеть (ее планируют утвердить в 2022 году и с 2023 года начать по ней работать), то частный перевозчик в основной своей массе из города Омска уйдет. Эти люди будут вынуждены искать себе другую занятость или переезжать в другие регионы. Нет ожиданий. Луча надежды, просвета не видно. Нужно жить реалиями, а реалии не располагают к лучшему», — сказал Владимир Геворгян.
Виктор Шкуренко, генеральный директор «Торгового дома Шкуренко». «С точки зрения бизнеса потерь практически не было, поскольку у нас основной вид деятельности — продукты питания».
Омский продуктовый ритейл — один из немногих, кто оказался в выигрыше в период пандемии. Выручка в этом году выросла примерно на четверть по сравнению с предыдущим годом, уверяет Виктор Шкуренко.
«За последние полтора года мы открыли 30 новых магазинов в Омске. Мы приобрели в Томске компанию, которая занимается, как и наша, оптовой продажей продуктов питания. Если не брать во внимание коронавирусную историю и спросить о моем предпринимательском самочувствии, то, в принципе, я свои амбиции удовлетворил. У любого предпринимателя, как у спортсмена, есть определенные цели — процессом и результатом я доволен», — говорит он.
В то же время, добавляет Шкуренко, ему обидно, когда коллеги по бизнесу страдают: «Экономика — взаимосвязанный механизм. Лучше, чтобы у всех было хорошо, тогда все будут расти».
Илья Баринов, руководитель ООО «Сибирский комбинат хлебопродуктов». «Мы ели, едим и будем есть. Единственное, что настораживает, — рост цен на удобрения, энергоносители, что скажется на дальнейшем росте цен на нашу продукцию».
К концу года хлебокомбинат подошел с хорошими показателями по выручке, рассказывает Илья Баринов. Прибыль также стремиться к увеличению. Из негатива — новые экспортные пошлины, введенные государством в отношении сельхозсектора.
«Они должны были сдержать цены, но эффекта в краткосрочном периоде не принесли. Если смотреть долгосрочный период, то есть опасения, что инвестиции в сельское хозяйство будут сокращаться. Так как никто не видит реальной отдачи от сельского хозяйства при таких экспортных пошлинах, которые приближаются к 100 долларам за тонну пшеницы. Что касается переработки сельхозпродукции, тут тоже есть сложности. Рост цен на упаковку негативно сыграл на цене. Плюс рост сырья. Все это сказывается на цене готовой продукции», — сказал Баринов.
Светлана Гоненко, директор компании «Омскстройпроект». «Если посмотреть на омский рынок недвижимости, то скупили, наверное, все, что было. Остался неликвид».
По количеству жилья, приобретенного омичами, 2021 год стал рекордным. Рынок недвижимости развивался при явном превышении спроса над предложением.
Эксперт Светлана Гоненко связывает это с льготной ипотекой и с тем, что люди в стремлении защитить деньги от инфляции снимали депозиты и вкладывали их в квадратные метры.
«Что будет дальше, сложно прогнозировать, потому что в конце года пошли вверх банковские ставки, соответственно, дорожает ипотека. Я оптимист. Если анализировать тренды рынка, всегда можно найти свою нишу и пойти туда, где рынок растет. Если жаловаться на кризис, то даже в растущей отрасли можно иметь проблемы и убытки. Важно уметь анализировать рынок, смотреть тренды в других регионах», — сказала Гоненко.