Posted 8 февраля 2021, 09:39

Published 8 февраля 2021, 09:39

Modified 19 августа, 21:44

Updated 19 августа, 21:44

иллюстрация

Кто не успел, тот и присел: как и почему снимают глав районов Омской области

8 февраля 2021, 09:39
Фото: Медиахолдинг1Mi. иллюстрация
Конец 2020 года ознаменовался несколькими уголовными процессами в отношении крупных районных чиновников Омской области. Город55 вспоминает, в чем были признаны виновными и за что лишались своих постов главы муниципальных районов.

В 2020 году в зону внимания прокуратуры попали двое глав районов Омской области. Так, сейчас рассматривается уголовное дело в отношении действующего главы Седельниковского района Алексея Сабаева (его подозревают в хищении), а прокуратура Полтавского района попыталась лишить поста главу Полтавского района Александра Милашенко (но затем от иска отказалась).

В связи с этим Город55 решил вспомнить, сколько глав районов за последние восемь лет получили сроки или были отправлены в отставку, и какие механизмы при этом были задействованы.

Правоохранители в действии

Сразу стоит отметить, что глав районов, как и мэра Омска, с 2014 года выбирают райсоветы, а подбирает кандидатов специальная комиссия, одна половина которой состоит из местных депутатов, а другая формируется губернатором Омской области. Фактически местные жители мало как могут повлиять на то, кто будет руководить районом.

Зато вышестоящая власть может попытаться инициировать отставку главы, если заподозрит его в нарушении закона. Так, например, произошло в Омском районе. Правда, в этой истории есть нюанс. Инициатором иска к Совету депутатов был начальник Управления губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений Игорь Мурашкин. Через неделю после того, как эта история стала достоянием общественности, он ушел в отставку. Позже стало известно, что иск был удовлетворен, но в администрации Омского района заявили, что непременно обжалуют решение.

При этом политтехнолог Владимир Лифантьев не видит в процессе против главы Омского района именно воли Александра Буркова. По его словам, за губернатора работает его бюрократический аппарат, а сам глава региона лишь его контролирует, но не дает прямых указаний «заняться» тем или иным главой района.

«Картина Омского района показала, что юристы облправительства вносят предложения об увольнении тех или иных глав просто по формальным признакам. На первой пресс-конференции после выборов Александр Леонидович Бурков на вопрос о возможном противостоянии с „генеральской группой“ сказал, что „на то и щука, чтобы карась не дремал“. Очень похоже, что в вопросе увольнения глав районов он придерживается той же парадигмы, поэтому пустил все на некоторый самотек», — пояснил Лифантьев.

Однако больше всего на отставки глав районов влияют силовики. Наибольшей активности в муниципальных районах они достигли во время губернаторства Виктора Назарова (2012–2017 гг.). Так, в 2013 году правоохранительные органы уже вели шесть уголовных дел на разных глав районов. В дальнейшем попавшие в зону внимания силовиков чиновники были признаны судом виновными и получили в качестве наказания реальные и условные сроки.

Проработавший полтора года в должности губернатора Омской области Виктор Назаров тогда заявил, что большинство возбужденных дел было связано с тем, что чиновники пытаются освоить выделенные из вышестоящих бюджетов деньги задним числом, чтобы не получить нагоняй от региональных и федеральных властей.

Однако анализ этих уголовных дел показывает, что лишь немногие их фигуранты попали в суд из-за чрезмерного желания применить государственные деньги в деле. Так, экс-глава Черлакского района Василий Яцковский отправился на 1.5 года в колонию из-за продажи нефтеналивных барж по заниженной стоимости, а экс-глава Саргатского района Олег Исаев был осужден за начисление самому себе премий.

В итоге в первые два года губернаторства Назарова покинули свои посты после претензий прокуратуры покинули пять глав районов Омской области. Всего же за последние восемь лет уголовные дела были возбуждены в отношении 16 глав. Причем в некоторых районах такие скандалы случались не один раз.

По второму кругу

Скандалы с повторным возбуждением дел в отношении глав случались в пяти районах в Омской области . Так, например, до уже упоминавшегося главы Седельниковского района Алексея Сабаева (все еще не окончено — прим. ред.) в 2017 году под уголовное дело за раздачу 60 квартир специализированного жилищного фонда попал Николай Хрищенко. Решением суда он был приговорен к 3.5 годам условно.

За пять лет до истории с иском к Совету депутатов Омского района, где фигурировал нынешний глава Геннадий Долматов, был осужден экс-руководитель администрации Омского района Сергей Алексеев. За продажу трех земельных участков по заниженной цене он получил 1.5 года колонии.

Дважды были осуждены и главы Черлакского района Омской области. Помимо уже упоминавшегося Василия Яцковского, в 2016 году к штрафу был приговорен (правда, затем амнистирован) Евгений Арефьев, которому вменяли перечисление 400 тыс бюджетных рублей своему пасынку.

Показателен случай и главы Полтавского района Александра Милашенко. Против него силовики выступали трижды. В первый раз в поле зрения сотрудников правоохранительных органов Милашенко попал в 2015 году — его подозревали в преступлении, квалифицируемом по статье «Халатность». Вину свою глава района признал и был сразу же амнистирован в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне.

Второй раз Милашенко правоохранители заинтересовались в 2020 году. Прокуратура подала сразу два иска в суд. В первом с Милашенко требовали возвращения незаконно выписанной главой района самому себе премии в 1.2 млн рублей. Второй же иск касался досрочного прекращения полномочий Милашенко в связи с утратой доверия. Причем первый процесс, напрямую касающийся премии, закончился ничем — прокуратура отказалась от претензий в адрес чиновника. Второй иск будет рассмотрен позже.

Самая же трагичная история произошла с экс-главой Кормиловского района Иосифом Ровейном. В 2014 году он был осужден на 3.5 года условно за преступления, совершенные во время работы начальником Межрайонной инспекции налоговой службы (работал с 1997 по 2010 г.). На момент приговора Ровейн уже не был главой (работал с 2010 по 2012 г.). В мае 2018 года Ровейн во время бракоразводного процесса убил свою супругу. В 2019 году суд приговорил его к 9.5 годам колонии.

Смешные наказания

Чаще всего районные чиновники за совершенные преступления получают наказания, не связанные с реальным лишением свободы. Так, за последние восемь лет к реальным срокам заключения были приговорены всего четыре районных главы: Иосиф Ровейн (9.5 лет за убийство), Сергей Алексеев (1.5 года за земельные махинации), Василий Дюборев (4 года за взятку и превышение должностных полномочий) и Василий Яцковский (1.5 года за продажу имущества по заниженной цене).

Чаще всего главы районов получают штрафы и условные сроки. Например, бывший руководитель Азовского района Виктор Сабельфельд получил 1 год условно за отданную своему же сыну в аренду землю. А Валерий Ермолаев (Москаленский район) получил 2.5 года условно за крупную бюджетную растрату.

Если же говорить о штрафах, то бывший глава Горьковского района Николай Саенко выплатил 100 тыс рублей за раздачу квартир без очереди и завышение себе зарплаты, а экс-глава Нижнеомского района Анатолий Стадников — 250 тыс рублей за незаконное расходование бюджетных средств.

Самым же «смешным» наказанием для чиновников является просто отставка без каких-либо других мер наказания. Так, например, в 2015 году произошло с экс-главой Исилькульского района Владимиром Сусленко (подал в отставку сам, этого требовала и прокуратура — прим. ред.). Калачинский районный совет депутатов за два года до этого отправил в отставку Вадима Цыганкова (чиновник параллельно с госслужбой занимался бизнесом).

Впрочем, в Омской области из-за правовых коллизий работают чиновники, которые были признаны судом виновными в совершении преступлений. Помимо уже упоминавшегося Александра Милашенко (амнистирован в 2015 году и продолжает возглавлять Полтавский район) в Усть-Ишимском районе все еще трудится Александр Седельников. В 2020 году он был признан виновным в халатности, однако от наказания (штраф в 100 тыс рублей — прим. ред.) был освобожден в связи с истечением срока давности преступления.

Выводы

Анализ уголовных дел позволяет сделать вывод о том, что главы районов, как правило, совершают имущественные преступления, которые причиняют вред бюджету. Чаще всего чиновники неверно распоряжаются земельными участками и имуществом, реже выписывают себе премии и завышают оклады.

При этом ущерб от их действий может быть совершенно разным — от практически нулевого (в случае Вадима Цыганкова) до 73 млн рублей (Николай Хрищенко в Седельниковском районе). При этом материальный ущерб от действий чиновников, судя по всему, никак не влияет на степень жесткости их наказания. Тот же Хрищенко получил лишь 3.5 года условно, в то время как Василий Яцковский для оплаты долга в 1.2 млн рублей отдал компании «Монолит» несколько принадлежащих администрации нефтеналивных барж, за что был приговорен к 1.5 годам условно.

Областные власти, несмотря на то, что имеют колоссальное влияние на процесс выбора глав районов, почти не имеют возможности снять их напрямую. В частности, во время губернаторства Виктора Назарова под подозрения силовиков попали 16 глав районов, однако сам руководитель области не выступал инициатором их отставок или судебных разбирательств. Что касается Александра Буркова, то обращение в суд с требованием снять главу поступило от его имени пока только один раз. Да и то инициировал иск его подчиненный Игорь Мурашкин.

Подпишитесь