Posted 5 июля 2020, 12:16
Published 5 июля 2020, 12:16
Modified 19 августа, 21:29
Updated 19 августа, 21:29
В середине декабря 2019 года Госдума РФ приняла изменения в два федеральных закона: «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции». Согласно документу, уже в скором времени все муниципальные и государственные унитарные предприятия должны быть ликвидированы или переведены в иную форму собственности.
В первоначальной редакции документа все преобразования предприятий должны были пройти до 1 января 2021 года, однако в ходе финального обсуждения законопроекта было решено дать муниципалитетам отсрочку. В итоге все ГУПы и МУПы должны исчезнуть как явление к 1 января 2025 года.
В Омске же часть МУПов уже сейчас находится под угрозой исчезновения, а финансовые показатели ряда предприятий уже говорят о том, что некоторые из них являются скорее дырой в бюджете Омска, нежели реальными игроками рынка. Такие выводы можно сделать на основе рейтинга эффективности городских МУПов по итогам 2019 года, составленного городскими властями. В целом все муниципальные предприятия можно разделить на четыре группы.
Эффективность за счет омичей
Наиболее хорошо себя в рейтинге эффективности показали МП «Муниципальные рынки» и МП «Пассажирсервис» — по 38 баллов из 45 возможных по шкале депимущества Омска. Отметим, что в 2019 году оба предприятия стали эффективнее, чем в предыдущие годы.
В случае с «Муниципальными рынками» для прироста эффективности хватило лишь смены директора — в июле 2018 года вместо 6 лет руководившего предприятием Игоря Метелева пост директора достался бывшему полицейскому Александру Алгазину. В итоге при Алгазине выручка предприятия увеличилась на 14 млн рублей (125.3 млн рублей за 2019 год), а в 2019 году оно впервые за три последних года показало прибыльный результат — 1.4 млн рублей.
При этом в том же 2018 году планировалось создание некой управляющей компании, которая осуществляла бы надзор над всеми муниципальными рынками города, однако впоследствии от этого чиновники отказались в целях экономии средств. Всеми «оптовками» продолжает руководить МП «Муниципальные рынки». Алгазин уже отчитался о том, что начал направлять прибыль предприятия на ремонт активов.
Сами же омичи оплатили рост эффективности МП «Парк 30-летия ВЛКСМ». По данным депимущества Омска, предприятие заработало 36 баллов (при 27 баллах в 2018 году). Рост показателя эффективности чиновники объясняют тем, что за год «Парк» стал значительно успешнее в финансовом плане (прибыль увеличилась втрое — с 5.3 до 17.5 млн рублей).
«За выходные парк посетили более 3000 человек. Эти цифры по праву можно считать рекордными. В прошлом году осенью, а также в сентябре было в разы меньше людей. Если сравнивать с аналогичными первыми выходными октября в прошлом году, то в этом году в парк пришли в три раза больше человек. Можно сказать, что 3000 посетителей — это на уровне хороших летних выходных», — объяснял в начале октября 2019 года директор ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ Илья Очкин.
Дело в том, считает руководитель парка, что в 2019 году Омску сильно повезло с погодой, а постоянные дотации из бюджета на покупку новых аттракционов и ввод карточной пропускной системы закономерно привели к повышению интереса у омичей.
С МП «Пассажирсервис» сложилась схожая ситуация — его высокую эффективность тоже оплатили жители Омска. Дело в том, что в конце 2018 года мэрия Омска анонсировала повышение стоимости проезда в общественном транспорте — 30 рублей за наличный расчет и 25 рублей при безналичном расчете. Также мэр Омска Оксана Фадина заявила, что вместе с повышением цены билета грядут улучшения для омичей — проездные и безналичный расчет начнут работать на частных маршрутах, а у жителей появится возможность рассчитываться при помощи мобильного телефона и банковских карт.
Идея городских властей вызвала недовольство среди омичей и заискивающих перед ними оппозиционных политиков, однако принесла свои плоды — выручка «Пассажирсервиса» (который торгует проездными на общественный транспорт) выросла с 38.5 млн рублей в 2018 году до 100.4 млн рублей в 2019 году. Прибыль предприятия всего за год утроилась — с 3.6 млн рублей до 11.6 млн рублей.
Страдающий транспорт
Другие же транспортные предприятия Омска оказались на грани вымирания еще в мае 2018 года, когда стало известно о том, что мэрия от безысходности без привлечения внимания начала транспортную реформу в городе. В итоге три городских пассажирских предприятия, имевших наихудшие финансовые показатели, «командировали» весь автобусный парк и сотрудников в «ПП-8».
Последние годы «ПП-8», имея большой автопарк, постепенно наращивает выручку — с 370 млн рублей (2017 год) до 1.4 млрд рублей (2018 год) и до 2 млрд рублей (2019 год). При этом на плечах одного предприятия фактически повисли три других, за которые «ПП-8» вынуждено выплачивать долги. Также юрлицо отвечает за закупку новых автобусов и ремонт старых, что все равно делает его все более убыточным (с 2017 по 2019 год убытки утроились — с 17 млн рублей до 54.9 млн рублей). Отсюда и не самый высокий показатель в рейтинге — 24 балла.
Удивительно, но у страдающего от постоянных нападок кредиторов «ПП-7» итоговая оценка в рейтинге выше — 29 баллов. Она обусловлена тем, что львиная доля прибыли «ПП-8» идет именно на оплату долгов «седьмого» предприятия. В итоге за год денег, сэкономленных «восьмым» предприятием, хватило лишь на то, чтобы довести «ПП-7» до состояния, в котором его поглощение «ПП-8» не убьет оба юрлица.
А вот состояние «ПП-4», когда-то перепрофилированного из МП «Косметический кабинет «Фея», далеко не так радужно, как «ПП-7». За 2019 год предприятие заработало всего 11 баллов и было признано неэффективным. Причина кроется в том, что на поддержку «ПП-4» одновременно с «ПП-7» ни у бюджета Омска, ни у «ПП-8» денег нет. Ожидается, что в скором времени два предприятия объединятся и совместными силами смогут спасти «ПП-4».
Отметим, что в рейтинге не представлено ОАО «ПАТП-2», так как оно по форме организации не является муниципальным предприятием. На деле же его финансовое состояние ничем существенно не отличается от того, что имеет «ПП-4».
В конце декабря 2019 года в Омске стартовал процесс МП «Электрический транспорт» и МП «Учебно-курсовой комбинат». Убытки от слияния «УККАТ» и «ЭТ», как ранее писал Город55, составят 12.8 млн рублей. Покрыть их предполагается распродажей имущества, принадлежащего «Комбинату». Также в горадминистрации не скрывают: на обоих предприятиях ожидаются сокращения работников. Причина слияния — убыточность.
Однако даже рейтинг депимущества Омска слова чиновников не подтверждает. Так, у «Электрического транспорта» в рейтинге 31 балл, а у «УККАТ» — 10 баллов. При этом официальные финансовые показатели «Учебно-курсового комбината» и «Электрического транспорта» противоречат словам городских чиновников. Оба предприятия в 2018 году оказались прибыльными — УККАТ заработал 6.5 млн рублей, а «ЭТ» — 85.9 млн рублей. В 2019 году ситуация была схожей — «ЭТ» стал прибыльным на 58 млн рублей, а «УККАТ» зарегистрировал убыток всего лишь на 506 тыс рублей, однако задолжал налоговикам более 150 тыс рублей.
Условно эффективные
Вырос в рейтинге эффективности «Гостиничный комплекс «Иртыш»: заработавшее 25 баллов предприятие впервые признано эффективным. Однако залогом этой эффективности, скорее всего, стало везение — в ГК «Иртыш» прописалось более сотни работников китайской компании CC-7, которые строят комплекс глубокой переработки нефтепродуктов для ОНПЗ. При этом выручка предприятия осталась на прежнем уровне (порядка 48 млн рублей в 2018 и 2019 годах), зато расходы в 2019 году упали. Из-за этого вместо убытков в 4.6 млн рублей в 2018 году ГК «Иртыш» зарегистрировал по итогам 2019 года прибыль в размере 6 млн рублей.
Два многострадальных омских банных предприятия своими показателями не порадовали. Так, МУП «Банное хозяйство» получил 21 балл и был признан эффективным, а МУП «Банный комбинат № 2» — 20 баллов, из-за чего в депимущества его посчитали неэффективным. При этом особой экономической разницы между предприятиями нет — оба не первый год убыточны, у обоих выручка не растет на протяжении последних пяти лет.
«Мы еще в прошлом созыве приняли решение, что предприятия нужно объединять, так у них больше шансов выжить. Вот почему этот процесс еще не начат?» — возмущался на недавнем заседании Горсовета Омска депутат Алексей Ложкин.
Отметим, что в условиях пандемии коронавируса наиболее пострадали как раз банные хозяйства и отели. Указанные МУПы до сих пор в полной мере не возобновили свою деятельность, а их работники жалуются на невыплату заработной платы.
В скором времени лишатся зарплаты и работники МП «Центр недвижимости, дизайна и рекламы» и МП «Муниципальная недвижимость», так как эти предприятия уже находятся в преддверии ликвидации. И если в случае «МН» это понять можно (компания признана неэффективной, так как получила 11 баллов), то «ЦНДиР» перед ликвидацией вынуждено усиленно гасить долги перед кредиторами и налоговой службой, что у нее вполне себе выходит. Поэтому, несмотря на то, что компания фактически не занимается основной деятельностью, она получила в рейтинге 29 баллов и была признана эффективной.
При этом оба предприятия начали испытывать трудности лишь в 2018 году, когда их решил объединить руководивший на тот момент департаментом имущественных отношений Денис Денежкин. Их ликвидацию связывали с тем, что в мэрии уже были созданы новые структуры, занимающиеся арендой муниципальной недвижимости и рекламным рынком Омска.
Самым же неэффективным предприятием города оказалось МП «Тепловая компания». Ее специалисты депимущества Омска оценили в 7 баллов. Чиновники продолжают утверждать, что главная беда «ТК» — экономически необоснованно низкие тарифы для населения. Проще говоря, «Тепловая компания» бедная, потому что омичи мало ей платят.
В попытках оживить мертвеца
Итоги рейтинга и показатели некоторых муниципальных предприятий ставят вопрос о целесообразности их спасения и логике городских властей, намеренных возрождать неэффективные юрлица, пренебрегая эффективными. Так, «Тепловая компания» с каждым годом все глубже погружается в анабиоз, однако городские власти не оставляют попыток ее реанимировать, на этот раз — путем акционирования.
При этом коронавирусная инфекция, особенно ожидаемая в сентябре 2020 года вторая ее волна, рискует погубить сразу несколько МП. В их числе «ГК «Иртыш» и два банных предприятия (оставшиеся без клиентов из-за эпидемиологической опасности). Существует вероятность, что за стремлением спасти «Тепловую компанию» власти не увидят, что у них под носом загибаются еще три компании.
Также все еще неясной остается перспектива выживания омских ПП. Транспортные компании уже второй год зарабатывают копейки, а сил одного «ПП-8» может банально не хватить на всех, и кем-то в результате все же придется пожертвовать. При этом большинство кредиторов добровольно отказываются банкротить пассажирские предприятия, видимо, осознавая последствия от таких действий.
Все еще остаются вопросы о целесообразности создания КУ «Центр аренды и мониторинга имущества» и КУ «Центр мониторинга и анализа», которые отчасти стали выполнять работу «Муниципальной недвижимости». Непонятным остается отказ от развития «ЦНДиР» в сторону выплат третьим лицам, занимающимся демонтажем рекламных конструкций.
Все вышеозначенные проблемы не отменяют того факта, что еще много работы остается в тех МП, которые в текущих условиях держатся на плаву. При этом в скором времени всем им предстоит сменить форму собственности, а значит, уже в скором времени они должны стать прибыльными, иначе этот процесс будет сильно осложнен.
Больше всех текущим положением дел возмущен депутат Омского городского Совета Владимир Гуселетов. Он также не увидел логики в действиях ответственных за МУПы сотрудников администрации Омска.
«Почему-то выходит так, что ликвидируются эффективные предприятия, а самому неэффективному — „Тепловой компании“ всего с 7 баллами — дается еще один шанс и запускается процедура реорганизации. Несколько муниципальных предприятий два года фактически не работают. В „Муниципальной недвижимости“ и „Учебно-курсовом комбинате“ есть сотрудники, которые получают зарплату», — заявил Владимир Гуселетов.
Будущее муниципальных предприятий решится уже в ближайшее время. В депимущества Омска разработана дорожная карта, по которой необходимо до 1 сентября определиться с муниципальными организациями. Вероятно, планы городских властей с поправкой на коронавирус еще несколько раз поменяются.