Posted 10 июля 2018, 05:41
Published 10 июля 2018, 05:41
Modified 19 августа, 20:38
Updated 19 августа, 20:38
Бывший гендиректор Радиозавода им. Попова (РЕЛЕРО) Иван Поляков вместе с другим основным держателем акций оборонного предприятия Светланой Ушаковой расстались со своими долями ценных бумаг предприятия. Они были отданы ООО "МКР", гендиректором которого сейчас является Поляков. В юриспруденции данная система называется "перекрестным управлением". Теперь основным держателем акций Радиозавода им. Попова является МКР, в то время как большинство ее акций принадлежит РЕЛЕРО.
- Для чего схема перекрестного владения может применяться в предприятиях? Знаете ли вы о каких-то примерах ее действия на практике?
- Схема перекрестного владения широко используется в России для того, чтобы получить контроль над предприятием, используя его же собственные финансовые ресурсы и/или для защиты от враждебного поглощения. Самым ярким примером этого является «Сургутнефтегаз», контрольный пакет которого принадлежит пенсионному фонду, созданному этой компанией.
- Может ли быть подобная мера являться защитой активов? Какие активы может защищать бизнесмен Поляков - Радиозавод им. Попова (РЕЛЕРО) или МКР?
- Эта мера, безусловно, является защитой активов, защитой собственности. Очевидно, для Полякова РЕЛЕРО является более ценным активом, так как здесь может возникать прибыль. МКР - структура, которая тратит деньги, а не зарабатывает, судя по его описанию.
- Какие подводные камни существует при применении перекрестного владения в ООО? Чем это может помешать ведению бизнеса?
- Схема перекрестного владения опасна тем, что в случае ареста контрольного пакета МКР по решению суда и запрета на голосование им, контроль за МКР и, соответственно, за РЕЛЕРО может получить владелец (владельцы) 20%+1 акции МКР. Примером такого разворота могут служить «АвтоВАЗ» и «КамАЗ» - там правда ситуация была немного другой, но похожей: контрольные пакеты акций принадлежали дочкам этих компаний и контролировались генеральными директорами. Но как только директора получали звонок из Кремля, что пора уходить, на их место приходили другие люди, которые закрывали глаза на то, что контроль за дочками переходил к Тройке-Диалог, которая после этого получала контроль в компаниях и делилась акциями с Ростехом.
- Если перекрестное управление является способом защиты активов, то возможен ли в принципе в таком случае захват оборонного предприятия какими-то финансовыми группами? Если возможен, то какие структуры в теории могут провернуть это?
- Да, конечно, и такие случаи встречались в Российской истории. Для того, чтобы осуществить захват, нужно иметь хорошие связи с силовиками, так как, как правило, для этого требуется физическое проникновение на предприятие, отстранение охраны, а главное, получение неправомерных решений судов.
Источник: ИА «Город55»