Posted 20 февраля 2022, 05:45
Published 20 февраля 2022, 05:45
Modified 19 августа, 21:59
Updated 19 августа, 21:59
Немного предыстории
Идея строительства Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш в районе села Красная Горка Омского района возникла в 2007 году. Инициатором выступил Леонид Полежаев, тогда губернатор Омской области.
В 2008 году проект строительства гидроузла был разработан и включен в план мероприятий по подготовке к 300-летию Омска. По результатам аукциона контракт на строительство объекта получило «НПО „Мостовик“». Общая стоимость объекта — более 9 млрд рублей.
19 мая 2011 Леонид Полежаев дал старт стройке, оставив памятную запись на первой свае, забитой в основание будущего гидроузла. По плану запуск в эксплуатацию Красногорского гидроузла должен был состоятся в 2016 году, к юбилею Омска. Однако в конце 2014 года строительство заморозили из-за банкротства генерального подрядчика, «НПО „Мостовик“». К этому времени строительная готовность объекта составляла более 50%.
В 2018 году в Минприроды России решили, что Красногорский гидроузел надо достроить и передать в федеральную собственность. Правительство Омской области приняло распоряжение о возобновлении строительства. Объем необходимых вложений был определен в размере 9.5 млрд рублей.
В начале 2021 года документация на достройку гидроузла была утверждена. После визита в Омск летом прошлого года вице-премьера Виктории Абрамченко правительство РФ подтвердило готовность завершить первый этап строительства Красногорского гидроузла и выделило 4.6 млрд рублей.
25 января 2022 года КУ Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» объявило аукцион на достройку первой очереди Красногорского гидроузла. В списке работ: постройка судоходного шлюза на левом берегу реки, вспомогательных сооружений и инженерных сетей. Длительность первого этапа строительства 2.5 года. В начале февраля стало известно, что аукцион признан несостоявшимся ввиду того, что ни одна компания не подала заявку на участие.
Гидроузел поможет вернуть воду
Споры о необходимости Красногорского гидроузла шли много лет и не утихают до сих пор. Есть как сторонники, так и противника строительства.
Власти и вначале, и сегодня придерживаются позиции о необходимости строительства плотины. По мнению губернатора Александра Буркова, Красногорский гидроузел даст возможность обеспечить бесперебойное водоснабжение жителей Омска. В одном из своих последних интервью он сообщил, что уровень Иртыша ежегодно снижается, вследствие чего водозаборы и причальные стенки в Омске работают в ненормативных условиях.
«Красногорский гидроузел — это наша страховка от чрезвычайных ситуаций, а также гарантия повышения уровня воды в Иртыше до значений, которые позволят осуществлять судоходство»,
— считает глава региона.
Дорогостоящую достройку поддерживает и мэр Омска Сергей Шелест. Он считает, что альтернативы гидроузлу просто нет.
«Гидроузел — это инструмент. Он поможет вернуть минимальный уровень воды в Иртыше в районе Омска до природных отметок. Подчеркиваю, до природных отметок, каким они и были до начала 60-х годов XX века. Это примерно 69 метров над уровнем моря по Балтийской системе высот», — отметил Шелест.
Ярым энтузиастом проекта всегда был и, судя по всему, остается экс-губернатор Леонид Полежаев. В своих комментариях он не раз сетовал, что гидроузел забросили после его ухода с должности. Правда, после объявления аукциона на достройку гидроузла Полежаев почему-то не захотел комментировать эту новость. Информационный запрос редакции вызвал неожиданную эмоциональную реакцию с его стороны и совет обратиться к ранним статьям и интервью по поводу гидроузла.
Большой отбор и неустойчивый климат
Среди экологов мнения по вопросу строительства Красногорского гидроузла разделились. Часть из них считают будущую плотину остро необходимой. У них есть опасения, что воды в ближайшем будущем Омску будет не хватать. По их данным, Китай и Казахстан с каждым годом забирают из Иртыша все больше воды и останавливаться не собираются.
«Цель Красногорского гидроузла — сохранить уровень воды в черте города, чтобы в центре города не возникла пустыня вместо Иртыша. Сейчас у нас красивая набережная, а так может возникнуть пересыхающее русло. Это страшно для миллионного города. В этом суть красногорской плотины», — сказал доцент кафедры географии ОмГПУ Петр Большаник.
Старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН и кафедры биогеографии МГУ Сергей Соловьев считает, что кроме высокого отбора на территориях, по которым протекает Иртыш, снижение уровня воды также связано с глобальным неустойчивым климатом на территории Евразии.
«Это может привести к тому, что мы будем испытывать дефицит влаги. Просчитывая вдолгую, мы должны быть готовы встретить этот вызов. Если у нас будет резервный бак, которым я называю гидроузел, то, я думаю, мы обезопасим наши следующие поколения от недостатка влаги на территории крупных промышленных объектов и территории Омской области.
У многих на садовых участках есть бак с водой. Мы можем приехать в любой день на дачу и полить. Так и тут»,
— говорит старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН и кафедры биогеографии МГУ Сергей Соловьев.
Экологические последствия
Однако есть и такие эксперты, кто выступает против возобновления строительства гидроузла, считая, что реализация проекта несет серьезные экологические риски. Инженер-гидротехник Тамара Троян убеждена, что в случае запуска объекта скорость течения воды резко снизится и это, в свою очередь, приведет к негативным последствиям.
«Моя точка зрения — гидроузел не нужен. Если мы поставим его, то он создаст препятствие для движения воды — будет аккумуляция, накопление воды перед плотиной. Может произойти заболачивание. Мы когда-то делали расчеты, как будет формироваться кривая свободной поверхности реки Иртыш. Если уровень поднимется до метра, тогда произойдет подпор реки Омь. Омь имеет очень маленький уклон. Если произойдет подпор, ее течение даже может измениться. Вода пойдет вверх», — говорит эксперт.
Омский эколог Сергей Костарев разделяет эту позицию. По его словам, падение скорости воды может иметь еще один отрицательный эффект для омичей — ухудшение качества воды в Иртыше, что потребует менять технологию очистки либо в целом систему водозабора.
«В случае изменения летом состояния реки возникает риск невозможности использования воды в качестве питьевой. Нет гарантий, что вода будет качественной. Я уж не говорю про риски техногенного характера, связанные с неудачным расположением этой плотины. Там рядом идут нефтепроводы, рассеивающий выпуск водоканала, причальные стенки. Любое гидротехническое сооружение изменяет русло, и куда река пойдет, никто не знает»,
— сказал Костарев.
Проект нужен, но требует доработки
По мнению бывшего руководителя «НПО „Мостовик“» Олега Шишова, избежать строительства Красногорского гидроузла не получится. С развитием экономики в регионе проблема с водоснабжением будет все острее. Все проведенные ранее расчеты указывают на необходимость регулирования гидроресурсов.
«Я вижу, что у нас происходит в информационном пространстве вокруг Красногорского гидроузла. Люди не имеют элементарных знаний и не могут оценить, насколько это важно (строительство гидросооружения — ред.). Спорить с ними я не хочу, доказывать что-либо не хочу. Насколько наш Красногорский гидроузел решит эту задачу обеспечения водой? Конечно, только частично. Это более глубокая, сложная задача. Но это важный, необходимый шаг решения проблемы. В 90-е годы экономика Омска провалилась, мягко говоря. Если бы она развивалась теми темпами, что были в 70–80-е годы, сейчас бы был острый дефицит и воды, и электроэнергии», — сказал Шишов.
Специалист считает, что строительство Красногорского гидроузла — это только первый шаг. В дальнейшем на других участках Иртыша, скорее всего, потребуется возвести еще два-три подобных объекта, чтобы ресурсы регулирования чистой воды были под контролем.
Что касается объявленного в этом году аукциона на достройку гидроузла, то Олег Шишов полагает, что конкурсная документация на него нуждается в доработке.
«Мы сейчас анализируем то, что внесли в проект. Мы видим, что что-то учли, что-то не совсем учли. Есть определенные риски. Есть некоторые проблемы, которые не до конца решены. Но, по крайней мере, есть стремление», — отметил он.
В отношении возможного участия в достройке гидроузла компании «Мост», созданной на основе «НПО „Мостовик“», Шишов высказался неопределенно: вопрос изучается.
«Логичнее, на мой взгляд, было бы объявить конкурс, но объявили аукцион. На что опирались организаторы этой процедуры, мне трудно сказать. Мы еще не приняли решение по этому поводу.
Есть вопросы. Неясно, как будут решены те проблемы, которые, к сожалению, еще заложены в конкурсной документации. Может, это кому-то не понравится, но конкурсная документация сделана не очень профессионально. Может, это под кого-то было сделано»,
— сказал Шишов.
***
При всей неоднозначности ситуации, когда некоторые эксперты считают, что строительство гидроузла приведет к экологическим проблемам и ухудшению качества воды, похоже, Омску некуда деваться. И Китай, и Казахстан с каждым годом отбирают из Иртыша все больше и больше воды. И если гидроузел не строить, то воды в Омск в конце лета будет приходить так мало, что Иртыш будет пересыхать.
Некоторые специалисты утверждают, что строительство Красногорского гидроузла спасет нас от дефицита влаги только на некоторое время. Проблема с водообеспечением потенциально настолько остра, что наверняка потребует реализации новых гидротехнических проектов. Например, в экспертной среде обсуждается возведение похожего гидроузла в Усть-Заостровке, а также создание кольцевого движения воды в Омске (строительство канала в районе деревни Лежанка Горьковского района, по которому вода из Иртыша будет перебрасываться в реку Ачаирку, потом в Омь, снова в Иртыш и далее по кругу).
Что касается сомнений бывшего главы «НПО „Мостовик“» Олега Шишова относительно конкурсной документации на достройку Красногорского гидроузла, то, похоже, риски действительно имеются. На прошлой неделе аукцион по поиску подрядчика признали несостоявшимся — по окончании срока не было подано ни одной заявки на участие в закупке. Видимо, в ближайшее время стоит ждать корректировки проекта и объявления новых торгов.