Posted 8 октября 2020, 06:18
Published 8 октября 2020, 06:18
Modified 19 августа, 21:38
Updated 19 августа, 21:38
Наше издание решило разобраться в причинах такого благодушного отношения к фигуранту дела.
О громком расследовании широкой публике стало известно в июле 2020 года, когда в СМИ просочилась информация об обысках у топ-менеджера и зампреда правительства, министра строительства Антона Заева. В материалах следствия описывается схема освоения 1.26 млрд рублей — это суммы контрактов, полученных предприятием от «Управления дорожного хозяйства Омской области» по результатам тендеров. В том числе в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
«Омскавтодор» для выполнения заказов нанимал субподрядчиков — схема распространенная в дорожной и строительной сфере. Изначально криминала в ней нет, но вот в нашем случае есть нюанс. Согласно ФЗ-223 и внутренним регламентам предприятия, контракты на сумму более 800 тыс рублей должны обязательно выставляться на торги. Если же сумма меньше, то можно заключать договор сразу с единственным поставщиком по своему усмотрению. Чем, как гласят материалы следствия, Шипилов и воспользовался.
«…с целью приобретения щебня для последующего выполнения работ по ремонту автомобильных дорог на территории Омской области, вопреки изложенным выше требованиям ФЗ № 223 и Положения, заключил в один день 22.04.2019 41 договор с единственным поставщиком — ООО «НЛК «Автострада» на поставку щебня на общую сумму более 31.8 млн рублей», — значится в документе.
То есть крупный лот разбивался на много мелких, дешевле 800 тыс рублей, что отсекало потенциальных конкурентов от торгов и позволяло произвольно определять цену выше рыночной. Исследование экономического подразделения полиции определило, что в общей сложности по данным контрактам стоимость необоснованно увеличена на 6.6 млн рублей. Установлено, что НЛК «Автострада» (фирма зарегистрирована в Екатеринбурге) продавала щебень другим контрагентам совсем по другой, более низкой цене.
Фактура предварительной проверки стала основанием предъявить Шипилову обвинение по ч.1 ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Силовики настаивали на домашнем аресте директора «Омскавтодора», однако суд выбрал более мягкую меру пресечения — ему запретили выходить из дома с 22:00 до 7:00 и общаться со своим непосредственным начальником Заевым.
Однако, вопреки логике суда, на время расследования Шипилова от должности отстранять не стали. И, если чуть внимательнее приглядеться к госзакупкам, в которых его предприятие участвует, то начинаешь понимать, почему заезжего менеджера не желают хотя бы на время освободить от обязанностей.
В январе 2019 года ранее никак не связанного с Омском Шипилова (он трудился в Москве и Курганской области) ставят директором «Омскавтодора». С этого времени сумма подрядов, отданных этому областному предприятию, начинает стремительно расти: с 867 млн рублей в 2018 году до 6.5 млрд рублей в 2020 году. При этом циклопические деньги предприятию доставались с гораздо меньшими усилиями — если в 2018 году оно участвовало в 41 тендере, то в 2020-м всего в 15.
Всего «Управление дорожного хозяйства» в 2020 году разыграло контрактов более чем на 10 млрд рублей, из них 6.4 млрд, или почти две трети, досталось структуре Алексея Шипилова. С удачей уральского менеджера на областных дорожных торгах могут соперничать только ООО «Сиброс» и ООО «Стройсервис», получившие контракты на 1 млрд рублей. При этом само «Омскавтодор» через процедуру конкурса провело торги лишь на 1.7 млрд рублей.
Еще один характерный штрих этого периода — практика укрупнения лотов. Традиционно отдельные тендеры формировались по географическому признаку. Как правило, выигрывало их то или иное областное ДРСУ, наиболее близкое к месту проведения работ (например, ДРСУ № 6 базируется в Калачинске, ДРСУ № 3 в Розовке под Омском, ДРСУ № 5 в Таре и так далее). В случае с «Омскавтодором» минстрой, намеренно или нет, формировал лоты-гиганты сразу на несколько районов на огромные суммы, которые районные ДРСУ освоить не могут и таким образом автоматические отсекаются от конкурса.
Подобную схему «Управление дорожного хозяйства» уже пыталось провернуть в 2018 году. Тогда инновации ведомства пресекли в ФАС России. Антимонопольщики посчитали, что «объединение в один лот различных услуг (работ), обладающих различным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе товаров, работ (услуг), и ограничивает конкуренцию».
Более того, теперь контракты заключаются сразу на три года вперед. Формально все выглядит логично — ведь на трехлетнее планирование перешел и областной бюджет. На деле не все так гладко. К 2023 году коренным образом могут поменяться и цены на нефть, и курс доллара, да и последствий коронавирусной пандемии никто не отменял (а кто гарантирует, что не появится какой-то еще дестабилизирующий фактор?). Словом, точно прогнозировать экономическую ситуацию, а значит и доходы бюджета, не взялся бы даже Нострадамус. Подобный расклад выгоден только подрядчикам омского минстроя, которые в своих доходах на ближайшие три года могут быть твердо уверены.
По информации Города55, именно увлечение областных чиновников схемой с победой на крупных торгах АО «Омскавтодор» с последующим «правильным» распределением денежных средств и стало предметом пристального внимания правоохранительных органов. Можно предполагать, что в схеме освоения многомиллиардного дорожного фонда АО «Омскавтодор» выступает лишь своего рода прокладкой, через которую финансовые потоки перенаправляются нужным фирмам.
Казалось бы, после обысков и прочих неприятных вещей интересанты должны сдерживать аппетиты. К слову, упомянутое ООО «НЛК «Автострада» вскоре после известия об уголовном деле спешно подало документы на ликвидацию юридического лица. А вот «Управление дорожного хозяйства», напротив, начало сыпать заказами словно из рога изобилия: только за 16 сентября размещены торги по ремонту дорог в Азовском, Марьяновском, Шербакульском и Полтавском районах на 952 млн рублей, в Саргатском, Большереченском и Тарском районах (1.5 млрд рублей), в Называевском и Тюкалинском районах (1.5 млрд рублей). Стоит ли удивляться, что директора «Омскавтодора» от работы никто не отстраняет, когда на кону почти 4 миллиарда?
В общем, создается полное впечатление, что действия силовиков только подстегнули бенефициаров описанных схем, которые стремятся под занавес успеть оприходовать «большой куш» и покинуть Омскую область, переместившись куда-нибудь в Ярославль. Сладкая жизнь обеспечена как минимум до 2023 года: деньги будут уплывать иногородним компаниям, в то время как областные ДРСУ будут сидеть без работы, а региональный и местные бюджеты — без соответствующих налоговых отчислений. Если ничего не изменится, то мы знаем теперь, как и кем будут распределяться 11.5 млрд рублей дорожного фонда Омской области в 2021 году.