Posted 8 июня 2020,, 05:15

Published 8 июня 2020,, 05:15

Modified 19 апреля 2022,, 15:42

Updated 19 апреля 2022,, 15:42

Все идет по генплану: Омск на пороге глобальных изменений

8 июня 2020, 05:15
Проектное бюро «ИТП Град» представило на суд омичей очередную редакцию генплана Омска. В ней еще больше изменений, которые касаются инженерно-транспортной и социальной инфраструктур, демографии и общественных мест. По мнению проектировщиков, новый генплан — первый шаг в сторону постиндустриального общества.

Омск постиндустриальный

По словам главы проектного бюро Ильи Бальцера, одна из основных концепций развития города, предусматриваемая генпланом, — уход от стандартного разделения городской территории на спальные и промышленные районы. По его словам, этот подход уже устарел.

«Сейчас, когда мы близки к постиндустриальному обществу, многие промышленные предприятия модернизировали свое производство, им требуется меньше людей. Исследования показывают, что сейчас больше людей работает уже в сфере городских и информационно-технических услуг, коммуникаций. Поэтому разделять города на промышленные и спальные районы уже нет никакой надобности», — отметил Бальцер.

Проектировщики уверены, что никакой необходимости отделять административные и жилые здания друг от друга в современных условиях нет. Если промышленные или административные строения не загрязняют природу вокруг себя, то рядом с ними должны распологаться жилые дома.

«Если у промышленного объекта нет СЗЗ, почему бы не разместить рядом с ним общественно-деловую зону? Во многом транспортная проблема заключается в том, что город поделен вот на такие зоны. Что мешает жилому дому находиться рядом с офисным зданием? Они ведь друг другу не повредят. Также это приведет к экономии парковочных мест и всей городской территории в целом», — пояснил Бальцер.

По его словам, генеральный план не является окончательным решением градостроительных и архитектурных проблем Омска. Вместе с ним ИТП «Град» разрабатывает новые правила землепользования и застройки областного центра. Это, как отметил Бальцер, позволит перешагнуть нормы индустриального общества, к коему город уже не принадлежит.

«Та градостроительная документация, по которой мы живем в Омске, сформирована в школе индустриальной экономики, в те времена, когда мы жили заводами. Тогда все было ориентировано так: есть спальные районы, где мы живем, а есть промышленные, где мы работаем. Утром туда, а вечером обратно. Это прошлый век», — рассказал глава ИТП «Град».

Главный архитектор «Града» Ирина Стуканева, в свою очередь, отмечает: положение Омска сейчас таково, что обязывает обращать внимание на перспективы его развития. Больше всего оно в новом генплане уделено месту города в регионе как единственному мегаполису.

«Мы установили площадь и процент застройки каждой зоны. Это позволит понять, как именно используется городская земля. Чтобы перезагрузить спальные районы и нужна новая редакция генплана –чтобы в них появились места для работы омичей», — пояснила Стуканова.

Новшества

Парки

Одно из главных новшеств, предлагаемых проектировщиками, — «концепция 12 минут». Она состоит в том, чтобы за указанное время омичи смогли попасть из любой точки города в лесопарковую зону, где смогут отдохнуть. Это предполагает, что в Омске появится несколько новых парков на выездах из города и его окраинах.

«Парки важны. Есть проект развития территории Минобороны на улице Красный Пахарь, это из учета затраты 12 минут на передвижение на транспорте до ближайшего парка для любого горожанина. Также не один парк предполагается установить на выезде из города, например на улице 10 лет Октября. Туда же и можно вынести ипподром», — отметили представители «Града».

Например, на Левобережье парки могут появиться на пустыре между ст. Березка Омска (чуть северней улицы 2-й Солнечной) и улицей Лукашевича, в окрестностях Казахстанских улиц и рядом с улицей Толмачева. Еще больше парков и скверов достанется Ленинскому округу Омска — минимум пять. Все они будут расположены на самом юге города. Самая крупная зеленая зона, предполагается, будет размещена восточней окружной дороги. В ЦАО появится лишь один новый парк — на выезде из города по Пушкинскому тракту.

«Общественные пространства в городе должны быть связаны велопешеходным транзитом. Это новая концепция удобства для омичей, поэтому проект, на мой взгляд, достойный. Надеюсь, люди его оценят, а депутаты примут уже в конце этого года», — поделился мнением депутат Омского городского Совета Алексей Сокин.

Дороги

Развитие парков отчасти касается еще одной идеи проектировщиков — велосипедизации Омска. В городе предлагается обустроить больше сотни километров велосипедных дорожек, одна из которых будет на самой протяженной набережной в Европе длиной в 15 км.

По сравнению с первой редакцией генплана в нынешнем плане автомобильных, железных дорог и строительства крупных объектов значительных изменений нет. Особенно амбициозным выглядит строительство скоростной трассы на Новосибирск в Кировском округе. Также Омску нужна дорожная кольцевая система для транспорта, как в Москве, правда только для грузовых автомобилей.

Также ИТП «Град» предлагает построить несколько пешеходных и велосипедных мостов через реки Иртыш и Омь. В частности, один из предполагаемых мостов протянется с Набережной Тухачевского к площади Бухгольца через Омку. Еще один мост через Омь расположится между улицей Щербанева и ТК «Триумф». Третий мост должен пройти от бульвара Победы через Иртыш и остров Кировский в парк Победы на Левобережье.

Проектировщики считают, что городу также необходима модернизация моста, ведущего от улицы Сухой Пролет (Ленинский округ Омска — прим. ред.) на Левобережье через Иртыш. На сегодняшний день мост представляет собой ж/д пути. ИТП «Град» предлагает дополнить мост трамвайными, троллейбусными и автомобильными путями.

Еще проектный институт предлагает вернуть на центральные улицы Омска трамвайные пути. Так, они должны протянуться по улицам Гагарина, Интернациональной, Красному Пути, Орджоникидзе, Химиков, Нефтезаводской и Магистральной. Также запланировано появление трамваев на всех действующих мостах города — им. 60-летия Победы (Метромост — прим. ред.), им. 60-летия ВЛКСМ и Ленинградском. На Левобережье Омска предлагается пустить трамваи по улицам 70 лет Октября, Ватутина и Дианова.

«Транспортная инфраструктура — в прошлом генплане было предсумотрено множество дорогих развязок. ИТП „Град“ предлагает формулу „затратность — эффективность“. По их соотношению и будет приниматься решение — если проект слишком дорогой, всегда можно найти альтернативные пути решения проблемы», — считает депутат Алексей Сокин.

Поэтому, вероятно, в проекте так и нет метрополитена. По мнению депутата Омского городского Совета, руководителя комитета по вопросам градостроительства и землепользования Дмитрия Лицкевича, на это существует несколько причин.

«По поводу отсутствия метро в новом генплане, в моем понимании, принималось несколько решений. В первую очередь, экономическое решение — мы много лет его строили, но мы понимаем, что без финансирования из федерального центра своими силами его нам не закончить. Еще один момент — был сделан упор на развитие трамвайной сети в Омске», — отметил депутат.

Жилищное строительство

Проектировщики уверены — Омск остро нуждается в строительстве новых домов. По их данным, реальная потребность в покупке новых квартир в Омске варьируется между 400 и 500 тысячами кв. м в год. В том числе 20-30 тысяч кв. м необходимо для обеспечения жильем бюджетников (врачи, чиновники, учителя).

Для того чтобы утолить квартирный голод омичей, ИТП «Град», пока что лишь в данном варианте генплана, зарезервировал в городе 57 площадок, которые будут предназначаться для жилищного строительства. На свободных территориях, где уже в ближайшее время можно будет строить, реально разместить 3.5 млн кв. м жилья.

Полагаясь все на ту же концепцию постиндустриального города, проектировщики предлагают застроить несколько объемных участков города. В частности, к освоению предлагается пустырь вдоль улицы Волгоградской западнее «Бауцентра», аналогичный пустырь рядом с улицей Кондратюка, а также берег Иртыша вдоль улицы 3-й Островской.

Пустующие участки САО вдоль улицы Академика Королева (возле магазина Metro) и рядом с хоккейной академией «Авангард», уверены проектировщики, тоже должны быть застроены. При этом в ЦАО новых мест для строительства, если исключить микрорайон Амурский-2, нет. Однако в центре города пустуют территории военного городка по улице Красный Пахарь. Ее можно превратить в элитный район, который расположен рядом с будущим парком.

Также проектировщики принуждают власть принимать непопулярные решения — ряд небольших участков индивидуальной жилой застройки по всему городу предполагается превратить в площадки для строительства многоквартирного жилья. В частности, это относится к улицам Тюкалинским (КАО), пересечению улицы Чкалова с улицами Степной, Декабристов и Учебной, а также кварталу напротив парка 30-летия ВЛКСМ.

«Мне понравился один акцент — преемственность к предыдущему генеральному плану, которая идет бок о бок с вариативностью, например, касаемо аэропорта им. Карбышева. Есть варианты с переносом и последующим развитием территорий и аналогичный вариант с аэропортом в черте города», — отметил ознакомившийся с проектом депутат Омского городского Совета Алексей Сокин.

Проектировщики предлагают территорию омского аэропорта (если проекту «Омск-Федоровка» будет суждено состояться), превратить в современный, но при этом доступный микрорайон с многоэтажной застройкой. Само собой, через него пройдет несколько автомобильных дорог, что облегчит передвижение жителям КАО.

Новые горизонты

Составители генплана утверждают, что несмотря на масштабные преобразования городской инфраструктуры, культурные и исторические памятники Омска не пострадают. По словам главного архитектора ИТП «Град» Ирины Стукановой, проект строился на основе уже действующего генплана, поэтому все они будут сохранены.

«Изменились наименования функциональных зон — например, „историческая застройка“. Прежде всего Омск — место нескольких исторических районов. В действующей версии этой зоны не было, сейчас в этих зонах памятники культуры и истории, исторические здания и объекты. В этой зоне могут размещаться любые объекты», — пояснила архитектор.

Теперь же проектировщикам остается ждать правок генплана от омичей. В текущей эпидемиологической ситуации сделать лично это не выйдет, но всегда можно выразить мнение посредством высоких технологий. Например, на сайте самого генплана. Ознакомиться с интерактивной картой, чтобы лично посмотреть, как изменится город вокруг их домов, омичи могут по этой ссылке.

«Сейчас любой омич может подать свои чаяния. Призываю всех: если есть свое видение вопроса, то смело подавайте свои предложения. Рассчитываю, что в конце августа или начале сентября полностью готовый генплан Омска поступит на обсуждение к нам, в Омский городской Совет», — пояснил руководитель комитета по вопросам градостроительства и землепользования Дмитрий Лицкевич.

Редакция Города55 присоединяется к просьбе депутата и призывает омичей ознакомиться с проектом главного градостроительного документа Омска, который определит его будущее на следующие 20 лет, и поделиться с проектировщиками своими предложениями.

«Генеральный план это не документ, который сразу преобразит нам весь город. Это документ, который показывает, в какую сторону город должен развиваться. А меняют город люди, мы с вами», — резюмировал Дмитрий Лицкевич.

Напомним, предыдущая редакция генплана Омска была составлена еще при мэре Викторе Шрейдере в 2007 году. Почти сразу же депутаты Горсовета столкнулись с тем, что плану необходима постоянная актуализация. В частности, разграничительные полосы генплана зачастую проходили через участки индвидуальной жилой застройки, что не давало жителям города расширять свои дома или проводить на своей территории реконструкцию. Депутаты Горсовета IV созыва неоднократно обращались за помощью к депутатам Госдумы, однако дополнительного финансирования Омску выделено не было.

В этот же раз народным избранникам удалось посодействовать в разработке генплана Омска значительно больше. Они не только помогали проектировщикам, но и проводили собрания среди своих избирателей, аккумулировали их предложения и направляли их в ИТП «Град».

«Хотелось бы поблагодарить депутатов Горсовета за помощь. Такого плотного и продуктивного взаимодействия с городскими депутатами у нас не было нигде, а мы работали во множестве российских регионов», — отметил Бальцер.

"