Posted 23 мая 2019, 14:25
Published 23 мая 2019, 14:25
Modified 19 августа, 21:06
Updated 19 августа, 21:06
Строительство храма святой Екатерины в Екатеринбурге заморожено – сквер, против застройки которого выступали жители города, сохранится. Недовольные застройкой общественных пространств екатеринбуржцы отстояли свою позицию. Следом схожая ситуация в меньшем масштабе повторилась в Тюмени. На примере этого Город55 разбирается, сколько храмов на душу населения в Омске? Как священнослужителям безвозмездно получить помещение землю под храм и в одинаковых ли условиях православные и мусульмане? Повторятся ли протесты в Омске?
Редакция предупреждает: материал не ставит перед собой цель задеть или оскорбить чувства верующих и священнослужителей.
Набожность
Согласно данным сайта Омской епархии, в регионе насчитывается 89 храмов, часовен и церквей. Это в 1.65 раза меньше, чем общеобразовательных школ (147, по данным департамента образования), и в 2.06 раза меньше, чем детских садов в Омске. С другой стороны, это в 2.2 раза больше, чем детских домов (40), в 7.4 раза больше, чем частных домов престарелых (12). В 4.5 раза количество церквей превышает число общественных организаций инвалидов Омской области, и в 1.8 раза их больше, чем таких важных социальных объектов, как реабилитационных центров для наркозависимых.
При населении региона в 2 млн человек на 100 тыс омичей приходится 4.45 храма. По этому показателю регион обогнал федеральные центры страны и собственно Екатеринбург. Так, по данным на 2016 год, 4.4 храма на 100 тыс. человек приходилось в Москве (543 объекта на 12.3 млн человек), 4.3 храма – в Екатеринбурге (65 храмов на 1.5 млн человек) и 4.2 храма – в Санкт-Петербурге (223 объекта на 5.2 млн человек).
Набожность в реальности легко иллюстрируется статистикой. Сами храмы не скрывают, что регулярно ведут ее, но называть цифры не стали. Редакция Города55 обратилась с запросом в Епархию, однако на момент написания материала ответ не был предоставлен. Поэтому в воскресный день, считающийся наиболее посещаемым (не считая времени служб), корреспондент Города55 обошел несколько церквей в центре города.
Площадь перед Успенским собором выглядела людно – местные казаки праздновали день рождения царя Николая Второго, одно из городских патриотических сообществ устроило пикет в поддержку храма святой Екатерины в Свердловской области. Единовременно в храме присутствовало не более 15 человек, однако люди постоянно уходили, а на их места приходили новые. По словам служащей собора, это потому что воскресный день, но бывает и больше. Она же добавила, что и в будний день храм не пустует, так как центральный.
Примерно столько же человек можно было увидеть в церкви Воздвижения Креста Господня на улице Тарской. Часть из них пришла покреститься самим и окрестить детей. Служители отмечают положительную динамику увеличения числа прихожан, но также признались: летом спад посещений, и причина прозаична – дачный сезон.
В Воскресенском и в Казачьем Свято-Никольском соборах не оказалось ни души, зажженных свечей, оставленных прихожанами, – единицы.
Реституция
С каждым годом Омская Епархия продолжает наращивать имущественные активы. Как уточнили Городу55 в министерстве имущественных отношений Омской области, за последние 5 лет областные власти безвозмездно передали православной церкви пять нежилых помещений. В их числе Успенский собор и земельный участок под ним (2017 год), Христо-Рождественский собор (2014 год) и храм «Всех святых» на улице Куйбышева (2015 год).
В Омском городском Совете сообщили, что в 2018 году в собственность епархии были переданы нежилое помещение близ Успенского собора, Храм Архистратига Михаила в поселке Первокирпичный Омска и комплекс помещений по улице Куйбышева под Храм иконы Божией Матери «Знамение».
Если священникам не удается получить помещение или земельный участок в собственность, они обращаются в суд. Так, передача здания Храма Архистратига Михаила в поселке Первокирпичный Омска состоялась по итогам двух судебных разбирательств. В 2017 году Епархия сначала выиграла у Росреестра, а затем и у городского депимущества, в итоге получив в собственность здание и участок земли под ним.
В 2017 году епархии не удалось с первого раза стать хозяевами земли под Христо-Рождественским собором. Дело в том, что участок под храмом оказался слишком большим – для культовых сооружений вместимостью от 450 до 1500 человек он не может превышать 35 тыс кв. метров. В итоге земля была перемежевана, площадь участка под собором составила 26.5 тыс кв. метров. Сейчас областное Минимущества рассматривает вопрос о передаче участка в собственность церкви.
В 2013 году епархия оказалась в числе обманутых дольщиков. ООО «ССК «Металлургмаркет» обязалось передать священникам помещение площадью 173 кв. метра. Гендиректор компании Павел Шкарубский подписал соглашение, по которому строители сами заплатят за помещение, которое затем отдадут епархии за 6.8 млн рублей. Пытаясь получить недвижимость, священники отказались от похожего помещения, переданного в безвозмездное пользование мэрией Омска, и стали ждать конца строительных работ компании Шкарубского. В итоге вышла стандартная омская история с обманом дольщиков – выяснилось, что Шкарубский на момент подписания соглашения в компании не работал, поэтому документ никакой юридической силы не имеет. Суммарно дольщики, поверившие «Металлургмаркету», потеряли 82 млн рублей.
«Конкуренция» между религиями
В регионе самой многочисленной является православная община. Тем не менее другие религии также вправе претендовать на некоторые блага. Так, мусульманским организациям за последние пять лет министерством было передано лишь одно двухэтажное строение в Омске на улице Кутузова, 34. В феврале 2015 года его получило Духовное управление мусульман Азиатской Части России «Сейтхазы». Но лидеры организаций признают, что культовых объектов мусульманской веры в области не хватает.
«Надежда, как говорится, умирает последней. В мусульманской среде Омской области, конечно, есть нехватка мечетей. Видим, что строятся в городе красивые храмы, часовни, хотелось бы и парочку, немного ведь, мечетей, построенных по всем канонам. Ведь в городе у нас всего одна мечеть, соответствующая всем требованиям, остальные – просто переделанные частные дома», – рассказал Городу55 президент «Региональной казахской национально-культурной автономии Омской области» Бота Бакулин.
Он признается, что мусульмане региона сами стараются выйти из положения и предоставить сами себе все необходимые условия. Как пример – мечеть в районном центре Большеречье на улице Горького, 19. Местный мулла Равиль Байгузин из жилого дома, принадлежавшего сыну, смог соорудить мечеть. Документы на строительство мечети, которая будет соответствовать всем канонам ислама, есть – местные власти согласовали возведение объекта в лесу за райцентром. Как сообщает Telegram-канал Мангыт, мулла Байгузин готов назвать мечеть именем мецената, который пожертвует 3.5 млн рублей на возведение сооружения.
По словам Бакулина, молодежь региона все чаще начинает ходить в мечети. Однако в мечетях региона наблюдается еще одна проблема – нехватка кадров. «Хотелось бы, конечно, чтобы правительство или мэрия выделили нам земли, чтобы мы смогли построить мечеть по всем требованиям, чтобы не только молодежь учить, но и ковать новые кадры. На сегодняшний день в мечетях не хватает людей, которые смогут работать с населением, знают все каноны и традиции», – добавил Бакулин.
Протесты против строительства храма в Екатеринбурге он считает неправильными. По его мнению, святые места должны появляться как можно чаще и должны таковыми оставаться навсегда. «Сколько людей, столько и мнений, но мое мнение – нужно всегда относиться к таким местам с уважением и приветствовать их появление», – резюмирует он.
Храмом больше, храмом меньше
За последние годы омичи, как и екатеринбуржцы, выступали против строительства новых храмов. Тогда еще губернатор Омской области Леонид Полежаев на сайте собственного фонда «Духовное наследие» рассказывал, что даже архитектурная доминанта города – Успенский собор (заложенный в 2005 году и освещенный в 2007 году), взорванный коммунистами и замененный прудом и скульптурой оленя, – была встречена горожанами с протестом.
«Проводили пикеты, меня обвиняли, что уничтожаю парк. Омичи более консервативны, чем новосибирцы или красноярцы. Это наша особенность. Успенский собор, метромост, набережная, театр «Арлекин» – везде были протесты, которые усиливались через СМИ», – цитирует сайт экс-губернатора в 2015 году.
Одним из главных лоббистов постройки храмов в городе являлся тогда еще глава депархитектуры Омска Анатолий Тиль. В 2014 году он заявил, что планируется постройка «церкви примирения» на территории Старозагородной рощи (а в последующие годы – порядка 80 новых часовен, храмов и церквей). Объект должен был способствовать примирению приверженцев коммунистической и колчаковской идеологий. Депутаты Горсовета даже выделили землю под новый объект, однако из-за возмущения омичей часовня так и не появилась.
После отказа епархия обратила внимание на соседнюю территорию: в «Областном дендрологическом саду им. Г.И. Гензе» предполагалось возведение часовни Георгия Победоносца. Публичные слушания по этому поводу состоялись в августе 2015 года и завершились скандалом. Интересно, что на интерактивной карте мэрии праздников к 300-летию Омска все же фигурировало событие — «Закладка камня храма Георгия Победоносца в дни юбилейных торжеств». Однако позже мероприятие было исключено.
В 2016 году группа историков выступила против воссоздания Воскресенского собора, лоббируемого все тем же Леонидом Полежаевым. Общественники заявили, что работы направлены на уничтожение уже исследованных руин, однако храм все равно официально был открыт в декабре того же года министром культуры России Владимиром Мединским.
Холивар нового времени
Строительство Свято-Ильинского собора – давняя мечта экс-митрополита Омского и Тарского Федосия, об этом рассказал экс-губернатор Леонид Полежаев на похоронах почившего в 2016 году священнослужителя. Бывший чиновник тогда заявил, что работы по его строительству рано или поздно начнутся.
Вопрос о строительстве Храма Илии Пророка неоднократно поднимался вплоть до 2018 года, однако дальше обсуждения не продвигался. В феврале 2019 года экс-губернатор дал старт работам по проектированию собора Святого Илии Пророка. Почти сразу неизвестная группа лиц попыталась манипулировать общественным мнением в отношении строительства Свято-Ильинского собора. Об этом в марте 2019 года сообщило областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Омский ВООПИК провел онлайн-голосование, где почти 60% респондентов высказались за строительство культового сооружения. Однако следом сообщил, что столкнулся с накруткой голосов.
«Большинство накрученных голосов из соседних стран, также Москвы и Петербурга. Подобные действия предпринимаются заинтересованными лицами и не имеют отношения к реальному мнению омичей», - гласит сообщение в официальной группе общества.
Реальные цифры, по словам общественников, – 65% против строительства, 35% за него. Это значение ВООПИК и считает официальным результатом, опрос на этом объявлен завершенным.
Против строительства выступают и члены местного отделения КПРФ, которые боятся, что строительство храма повлечет снос памятника Владимиру Ленину, что стоит на Ленинской горке много лет. Однако Полежаев уверен, что памятник вождю пролетариата и культовое сооружение могут соседствовать.
На данный момент протесты продолжаются. Соцсети попросили Полежаева вместо храма построить парк с озером на улице Дианова. На следующее утро экс-губернатор выступил с речью в защиту строительства храма. Он не исключил, что успешный протест екатеринбуржцев может способствовать эскалации конфликта по поводу строительства Свято-Ильинского собора. По словам бывшего главы облправительства, события на Урале могут стать поводом не проводить реконструкцию, чтобы не было, «как в Екатеринбурге».
«Без этого собора все, что мы делаем по реставрации исторического Омска, теряет смысл», – говорит он.
Сам Полежаев в своих рассуждениях становится на сторону противников храма в Екатеринбурге, утверждая, что его пытались возвести «группы богатых людей, выполняющих свою прихоть». При этом контролируемое Полежаевым «Духовное наследие» уже начало проектировать восстановление собора и даже запустило красочный сайт, на котором рассказывает, как будет выглядеть сооружение после строительства.