Posted 6 октября 2022, 06:10
Published 6 октября 2022, 06:10
Modified 6 октября 2022, 06:11
Updated 6 октября 2022, 06:11
Жизнь в гостинице должна быть комфортнее, чем дома. Так говорил Эллсворт Статлер, которого называют одним из «отцов» индустрии гостеприимства. В России этот рынок оценивают в 134 миллиарда рублей. Сколько прибыли приносит один гостиничный номер? В каком регионе меньше всего отелей? И где привыкшим к комфорту туристам отдыхать без «хаятов», «мариоттов» и «четырёх сезонов»? Ответы на эти и другие вопросы попытался найти Город55.
«В 2020 году было примерно 122 миллиона ночевок, — уточнил Сергей Катырин, председатель Торгово-промышленной палаты России. — В 2021 году мы, конечно, выросли на 26% к предыдущему году. По середине этого года мы уже вышли на 207 миллионов».
2020 год выдался непростым для гостиничного бизнеса по совершенно понятным причинам: пандемия коронавируса удержала очень многих россиян и иностранцев от дальних поездок. Затем наступило время восстановления.
«В 2021 году, конечно, был рост, и сейчас всё достаточно стабильно, — рассказала Марина Яновская, менеджер омской гостиницы „Камелот“. — Много номеров зарезервировано для конференций, спортивных мероприятий».
Показатели варьируются от месяца к месяцу: как и в других сферах, для гостиничного бизнеса важен сезонный фактор.
«Спрос постоянно меняется, — констатирует заместитель директора гостиницы „Иртыш“ Алексей Саяпин. — Минимальная загрузка во всех гостиницах в январе–феврале, а также в июне, иногда ещё и в мае. В остальные месяцы ситуация более ровная, а осенью благодаря росту деловой активности происходит поднятие спроса».
Однако это правило работает не в 100% случаев: очень важны внешние факторы.
«В 2021 году, после пандемии, мы только „расшатались“, — рассказал директор гостиницы „Аврора“ Сергей Мелихов, — это был очень насыщенный год. А вот сейчас я вижу спад. Очень активно отменяются конференции и другие мероприятия: из 20, запланированных на октябрь, осталось только восемь. Все находятся в каком-то ожидании, не понимают, что будет дальше. Единственное, что спасает, — спортивные мероприятия. Правда, это довольно бюджетные заезды, не приносящие особой прибыли».
В России почти 29 тысяч гостиниц и аналогичных мест размещения. Их делят на шесть категорий — от пяти звёзд до нуля, причём раз в три года каждое заведение должно подтверждать свой статус. Большая часть рынка — несетевые гостиницы категории «без звёзд». Одну звезду имеют 500 отелей. Двухзвёздочных и четырёхзвёздочных гостиниц — поровну. У пяти тысяч — три звезды. И всего 330 отелей в России пятизвёздочные.
Скажем, у «Авроры» три звезды, так что это гостиница главным образом для бюджетного размещения. Однако даже внутри конкретного отеля может быть достаточно большой разброс по ценам.
«Всё зависит от убранства, — констатирует Алексей Саяпин. — Можно сделать в номере роскошную обстановку, и тогда цена поднимется, а можно отработать по-минимуму, тогда и цена будет „в пол“. Поэтому даже в пределах одной гостиницы говорить о среднем доходе с номера (или, скорее, с постояльца) некорректно».
В больших гостиницах хозяевам часто нужна помощь, и для этого они нанимают управляющую компанию (в ряде случаев международную). В прошлом году в стране работал 21 зарубежный бренд, но в этом многие из них по понятным причинам приостановили свою деятельность в России.
«У нас не так много иностранных владельцев гостиниц, — отмечает Сергей Катырин. — Кто-то стал формировать и сформировал свои управленческие компании, которые сейчас руководят этими проектами. Вторая часть проблемы — это те, кто работал по франшизе. Им приходится менять название, и не всегда те, кто пользовался гостиницей, ассоциируют её с предыдущей. Поэтому в новом названии стараются сохранить что-то от предыдущего, чтобы всё-таки было узнаваемо. Отказ от систем бронирования, которые у нас были по франшизе, естественно, тоже сказывается на гостиничном бизнесе».
Всего в России насчитывается около миллиона номеров. Большая часть из них приходится на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольский края. При этом, например, во всём Ненецком автономном округе нет и 200 номеров. Омская область по данному показателю находится где-то в середине списка. Учитывая умеренно благоприятный (в отличие от того же Нарьян-Мара) географический фактор, успешность бизнеса во многом зависит от способностей его владельца.
«Именно от управленческих решений зависит, насколько эффективно отель будет заполнен, — считает Алексей Саяпин. — В среднем, если заполняемость больше 50%, бизнес считается очень успешным. Чтобы понять, как сейчас обстоят дела, можно просто обзвонить гостиницы и узнать, есть ли свободный номерной фонд, — к примеру, чтобы поселить группу из 10-15 человек. Заранее могу сказать, что некоторые омские гостиницы будут загружены в максимальном объёме, а некоторые всё же ищут своего гостя».
Безусловно, многое зависит и от государственной политики в данной сфере. Больше всего предприниматели жалуются на высокие налоги, недоступность кредитных средств, деятельность надзорных органов и долгий срок окупаемости. Одной из мер поддержки бизнеса стала отмена НДС, которую взимали с платы за проживание в гостинице; это новшество вступило в силу 1 июля 2022 года.
«Мы в постоянном режиме работаем над нормативно-правовой базой, которая эту сферу деятельности регулирует, — рассказал Сергей Катырин. — Освобождение от НДС — это тоже одна из инициатив Торгово-промышленной палаты, хотя, как и у любого бизнеса, проблем гораздо больше».
Помочь индустрии гостеприимства должна программа льготного кредитования, которую запустили в прошлом году. Участвовать в ней могут отели уровнем не ниже трёх звёзд, в которых не меньше 120 номеров. Предприниматель сможет взять в кредит до 70 миллионов рублей, чтобы потратить эти средства на строительство или реконструкцию отеля. По оценкам Ростуризма, до 2024 года в рамках программы может быть выдано кредитов на 200 миллиардов. Планируется, что на эти средства можно будет построить не меньше 20 тысяч новых номеров. И это будет гостеприимный бизнес-вектор.