Posted 4 декабря 2018,, 09:45

Published 4 декабря 2018,, 09:45

Modified 23 февраля 2022,, 13:01

Updated 23 февраля 2022,, 13:01

Виктор Шрейдер: «Главная цель – помогать региону, и скажу прямо – получается»

4 декабря 2018, 09:45
Депутат Государственной думы, экс-мэр Омска Виктор Шрейдер в интервью Город55 рассказал о том, как ему удалось добиться принятия двух законов, о развитии своей карьеры, о развитии Омска в «постконфликтный» период, о команде губернатора Буркова и о противостоянии элит в регионе.

- Виктор Филиппович, президент РФ на днях подписал закон о льготах в ЖКХ. Вы – инициатор и автор этого закона, расскажите, о чем идет речь?

- Закон своевременный и нужный, он касается ограничения действий управляющих компаний и поставщиков коммунальных услуг в праве на отказ гражданам в льготе на услуги. В общем, еще вчера поставщик услуги или обслуживающая организация могли отказать гражданину в льготе, если у того есть задолженность. При этом подчас не было понятно, как образовалась задолженность, да и есть ли она вообще. Льготники были вынуждены бегать за справками. Но теперь будет действовать принципиально другой механизм. Теперь не получатель льготы должен ходить, собирать справочки, что он никому ничего не должен, а поставщик услуги либо обслуживающая организация, если считает, что у гражданина есть задолженность, обязаны доказать ее в суде. И вот только если суд решит, что существует долг, только тогда льгота на услугу предоставляться не будет.

- То есть по-прежнему жителям может быть отказано в льготе, если есть долги за услуги?

- Может, но теперь решение о наличии долга должен принять суд. Это важно: во-первых, потому что гражданин не должен бегать за справочками. Во-вторых, обслуживающие организации теперь поумерят свои аппетиты и не смогут отказывать людям в льготе по мнимым, только им понятным обоснованиям и непонятно откуда появившимся долгам. В этом логика нового закона.

- Круто. Виктор Филиппович, а как вы находите такие темы для законопроектов? Вроде бы мелочь – поставить между льготником и организацией, от которой зависит льгота, промежуточное звено – суд, а в результате в жизни граждан добавилось справедливости. Такие законы появляются из опыта в сфере ЖКХ или из обращений граждан?

- Для меня это очевидные вещи. Прикладные. Они реально отражаются на жизни людей. Часто инициаторами законов, по сути, являются сами жители. У меня постоянно проходят встречи с омичами, они рассказывают о том, где и какие возникают трудности. А имея опыт в сфере ЖКХ, я со своей стороны понимаю, как эти трудности решить, как людям можно помочь.

- Хорошо, еще один закон, в котором вы были инициатором и автором – закон по расселению из ветхого и аварийного жилья. В чем его суть?

- Ранее действовал закон №185-ФЗ. Очень эффективный в реализации. В нем два направления: расселение домов ветхого и аварийного фонда и финансовая поддержка при таком расселении. Закон был принят в 2008 году. По нему, все дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года, вошли в программу расселения. Но ведь жизнь не остановишь. И после января 2012 года дома ветшают и приходят в аварийное состояние. Но в федеральную программу они не попадают. Расселение ложится на плечи муниципалитета. На расселение закон отводит муниципалитету всего 6 месяцев. К сожалению, в регионах этот срок по очевидным причинам не выдерживался: требуется большой объем финансовых ресурсов. Эту проблему понимают все главы крупных городов, а в седьмом созыве Госдумы 22 депутата – это бывшие мэры городов. Поэтому, понимая проблему, мы неоднократно ставили вопрос по продлению сроков действия закона. В итоге, президент России Владимир Путин в своем послании эту проблему озвучил и дал задание ее решить. Сегодня закон принят. Действие закона о расселении домов ветхого и аварийного жилья продлено с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года. Дома, которые вошли в этот период, будут расселяться по федеральной программе за счет федерального финансирования (97% федеральные средства, 3% средства субъекта и муниципалитета). Сейчас готовится график расселения. Программа продлится до 2026 года – в этот период дома будут расселены.

- Так за этот период с 2012 по 2017 годы сколько было судебных исков к администрации Омска с требованием расселить аварийные дома. Как быть с ними, ведь суд обязал расселять дома именно муниципалитет?

- Вы правильно ставите вопрос, но закон не противоречит решению суда. Суд требует муниципалитет исполнить закон и расселить аварийные дома. И в законе говорится, что эта обязанность возложена на муниципалитет, но в связи с продлением закона дома будут расселяться за счет федерального бюджета.

- Хорошо, продлили в законе период до 1 января 2017 года, но как вы ранее заметили, жизнь не стоит на месте. Дома и после 2017 года продолжают обвешаться. Почему бы сразу не продлить закон до – ну не знаю – до 2026 года или вообще не сделать его бессрочным?

- Верно, сейчас эта схема обсуждается. Раньше же и с капремонтом так было. Был закон, по которому так же порядка 97% средств на капитальный ремонт выделяла федерация. В это время я был мэром Омска, мы получали примерно 1,2-1,5 миллиарда рублей, добавляли свой ресурс и проводили капремонт домов. Но сегодня принята иная схема. Есть плата за капремонт и, опираясь на этот ресурс, можно ремонтировать дома. По аварийному жилью этого механизма пока нет. Перед нашим комитетом Госдумы стоит задача разработать такой механизм. Будем искать решение.

- А сколько примерно уходит времени на то, чтобы идея закона превратилась в окончательный документ?

- По-разному. В случае с аварийным жильем около года ушло на то, чтобы пройти все этапы: от формирования предложения до подписания президентом.

- А если бы президент весной не обратил бы внимание на проблему с аварийным жильем, процесс бы занял еще больше времени, верно?

- Полагаю, что да, временной интервал был бы больше. Но осознание необходимости закона уже было у большинства депутатов Госдумы. Президент, конечно, очень своевременно сделал акцент, и это ускорило процесс.

- Насколько вообще сложно довести идею, свое предложение до окончательного закона?

- Это непростой процесс. В Госдуме четыре фракции, и очень часто в технические вещи вмешивается политика. Чаще всего оппозиционным партиям нужен острый момент, на котором можно, что называется, просто поиграть. Какого-то торга с представителями оппозиционных партий в Госдуме нет: ты мне – я тебе. Но, слава Богу, в реальных вещах у всех депутатов, независимо от политической ориентации, превалирует здравый смысл.

- Виктор Филиппович, каким Вы видите развитие своей карьеры? Не тесно в Госдуме? Нет ли желания перейти в исполнительную власть?

- Не тесно. В исполнительной власти я проработал 30 лет. Я начинал начальником отдела коммунального хозяйства в администрации Центрального округа. В 1988 году меня избрали председателем исполкома Центрального округа. Работал заместителем главы области, потом мэром Омска. Я все этапы исполнительной власти уже прошел. Я на своей шкуре знаю все проблемы муниципалитета. Сейчас это, кстати, мне очень помогает в принятии правильных решений в должности депутата Госдумы.

- А правительство РФ? Не появлялось желание там применить свой опыт?

- Госдума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации, в основном, утверждает (у них есть право законодательной инициативы, но объем у Госдумы больше), а правительство РФ исполняет принятые законы. Так если говорить о влиянии на процесс, у кого он больше? Мне кажется, от меня больше пользы в стенах Госдумы.

- А возникает ли желание вернуться в регион, скажем, на должность губернатора?

- Нет. Я вижу результат своей работы в качестве депутата Госдумы и моя главная цель – помогать региону. Я это делаю, и скажу прямо – получается. Работа меня удовлетворяет.

- Спасибо. Раз уж мы заговорили о регионе, спрошу про Омск. Когда вы бываете в городе, где …

- Простите, я не просто бываю в Омске, я здесь живу. Жил, живу и буду жить в Омске. Здесь мой дом, здесь живут моя жена, дети, внуки. Все здесь. Я очень люблю Омск и не собираюсь отсюда уезжать.

- В силу обстоятельств Вам же приходится летать в Москву. Какой, кстати, у депутатов Госдумы график?

- Три недели пленарные – мы обязаны работать в стенах Госдумы; неделя региональная – это работа на территории.

- Хорошо, я, собственно, хотел спросить – где любите бывать в Омске? По каким улицам, может быть, любите прогуляться? Вы ведь долгое время были мэром, многое в Омске сделано благодаря Вашей работе.

- У меня много любимых мест. Например, Омская крепость. Помните, в каком состоянии она была?

- В ужасном.

- А какая теперь! От Урала до Владивостока нет больше города, который бы имел в исторической части города крепость. Только Тобольск, но и там иной статус. Конечно, не все в крепости еще сделано, но то, что мы своевременно начали реконструкцию, то, что в последующем администрация города это продолжила, дало очень позитивный результат.

- Вы чувствуете бальзам гордости, когда там бываете?

- Я не тщеславный человек. Да и там много людей приложили руку к положительному результату. И мэры, и подрядчики, и жители, которые выходили туда на субботники.

- Как вы в целом оцениваете Омск периода 2012-2017 годов, когда мэром был Вячеслав Двораковский? Как вы оцениваете Омск сегодня, когда мэром является Оксана Фадина?

- Главное, к счастью, сегодня нет конфронтации между городом и правительством области. Нет личного конфликта между руководителями города и области. Конечно, это работает только на благо территории. Это очень серьезный фактор. То, что мы видим, например, по ремонту дорог в городе – это же очевидный результат. По объектам социальной сферы, по благоустройству – тоже очевиден положительный результат совместной работы администрации города и области. Жители от этого только выигрывают.

- Хорошо, публичного конфликта не было у губернатора Назарова и мэра Двораковского, как их нет сейчас при губернаторе Буркове и мэре Фадиной. Но сейчас город развивается: дороги, благоустройство и так далее, а прошлые пять лет…

- Да, разница есть еще и потому, что действующий губернатор имеет возможность подключать федеральное финансирование. В России сейчас действует 12 национальных проектов, и практически во всех участвует Омская область. Конечно, Александр Леонидович правильно делает, что максимально использует возможности депутатского корпуса от региона в Госдуме, сенаторов Совета Федерации. Но в основном это работа губернатора. Мы, кстати, с Александром Леонидовичем были в одном комитете в составе Госдумы шестого созыва. Давно знакомы, и поэтому у нас хорошее взаимодействие. Сейчас совместными усилиями удалось добиться, чтобы в нацпроектах общая сумма финансирования была разбита по субъектам.

- Это же замечательно, что совместными усилиями удается привлекать деньги в регион! Александру Буркову также ставят в плюс, что при нем в регионе урегулирован конфликт между группами влияния. По крайней мере, они перестали выплескиваться в публичную плоскость…

- И это же замечательно. Это работает на интересы региона. Я только «за».

- Вопрос в том, как Вы считаете, конфликты действительно урегулированы или это все-таки временное затишье, пауза?

- Не думаю, что были какие-то серьезные конфликты. К сожалению, Ваши коллеги слишком много в этой теме выстраивают домыслов.

- Почему же коллеги, мы тоже домыслы выстраиваем…

- Значит, не в обиду Вам, как правило, эта тема гипертрофирована в СМИ. Большинство и населения, и, как вы их называете, влиятельные группы настроены на консолидированную работу. Уверяю – это правда.

- Тогда не могу не спросить. Яркий пример противостояния групп – это арест депутата Заксобрания, бизнесмена Сергея Калинина. По крайней мере, распространено мнение, что Калинин оказался жертвой противостояния некоторых групп.

- Я бы не называл его жертвой противостояния. Есть соответствующие силовые структуры, которые ведут расследование. Дождемся, когда они разберутся, и мы узнаем, есть ли вообще там предмет для каких-то претензий. Хотелось бы, чтобы предмета не было. Тарифная политика – сложный механизм. Я давно знаю Сергея Петровича. Не он решения по тарифам принимал, не он их утверждал. Думаю, следствие разберется.

- Хорошо. Как вы считаете, в чем сложность для Александра Леонидовича сформировать новую команду регионального правительства? Два месяца уже действующие министры имеют статус и.о.

- В этом же нет никакой проблемы. Министры работают, жизнь не остановилась. В регионе два миллиона жителей, никакого дефицита кадров нет.

- Но не все же годятся в министры.

- Не все. Но вопрос набора команды – это вопрос времени. Почему вы думаете, что кандидатов нет, может быть, их слишком много и сложность заключается в том, чтобы принять правильный выбор. Давайте не будем его торопить – спешка здесь ни к чему. У губернатора, по закону, есть временной интервал для формирования кабинета министров. В соответствии с уставом правительства, до нового года вопрос будет решен. И вообще, серьезной проблемы здесь быть не может. Повторюсь, команда работает. Посмотрите на цифры бюджета – увидите значительный рост его доходной части. Опять же включение Омской области в нацпроекты, федеральные программы. Это результат работы и губернатора, и членов его правительства.

- И депутатов Госдумы.

- Да, и депутатов Госдумы. В меру своих возможностей все мы работаем на результат.

"