Как следствие — скользкие тротуары, которые превращают город в безрадостный каток примерно на полгода. Удастся ли справиться с гололедом в этом году? Хороший вопрос.
Омск, как и большинство российских городов, для борьбы с гололедом предпочитает пескосоляные смеси. Весной этого года мэр Сергей Шелест подчеркнул, что такая смесь, используемая в зимнее время, обходится значительно дешевле, чем современные реагенты, и вообще песок — проверенное средство. Впрочем, отчасти он признал и обратную сторону этой легкой победы: последствия применения таких смесей выходят боком по весне, когда измельченный песок превращается в пыль, которая окутывает город. Это вредит не столько одежде, на которую оседает эта взвесь, сколько здоровью жителей, особенно — с болезнями органов дыхания и аллергикам. А для борьбы с загрязнением нужна спецтехника, объем нехватки которой в Омске оценивается в 10 млрд руб., — очевидно, что в сжатые сроки столь значительная закупка произойти не сможет. При этом отметим, что на дороги Омска за зимний сезон вываливают в среднем около 60-70 тыс. тонн пескосоляной смеси.
Весной 2019 года Омск решился на эксперимент и закупил первую партию противогололедного материала «Бионорд» — экологически безопасной продукции, которая борется с обледенением тротуаров, начинает действовать гораздо быстрее, плюс исключает пылевое загрязнение и снижает солевую нагрузку на почву. Активные вещества легко плавят лед и не дают ему образовываться вновь. При этом необходимый объем реагента на единицу площади требуется примерно в 7 раз меньше, чем в случае с пескосоляной смесью.
Стоит отметить, что в Екатеринбурге, благодаря замещению песка «Бионордом» удалось сократить объем грязи на улицах примерно на 100 тыс. тонн, в Перми, чтобы исключить появление грязи на дорогах, центральные улицы города в предстоящую зиму будут обрабатывать только многокомпонентным реагентом, выпускаемом по ГОСТу.
Более того, «Бионорд» сокращает тормозной путь на снегу на треть и снижает аварийность на дорогах (а ведь над этим показателем безуспешно работают который год).
Тем не менее объемы закупаемых средств против гололеда все эти годы остаются минимальными. Так, например, перед зимним сезоном 2020/2021 в наличии Управлении дорожного хозяйства и благоустройства Омска было около 32,7 тыс. тонн разных типов ПГМ, в числе которых многокомпонентные материала составляли меньше 1% (около 251 тонн). Уже непосредственно во время зимы власти города докупали небольшие объемы реагента (например, в декабре 2020-го — всего 500 тонн), но этого оказалось явно недостаточно — личный обход Оксаны Фадиной подтвердил многочисленные жалобы горожан на состояние омских улиц. Для сравнения: в начале этого года 524 тонны реагентов было куплено только для Кировского района Омска — чтобы использовать уже в ближайшие месяцы. Тем не менее общий объем закупленного «Бионорда» за последний зимний сезон все равно не превышает несколько сотен тонн и несопоставим с объемами пескосоляных смесей и галита. Как итог — многочисленные жалобы жителей на состояние дорог зимой, хоть вообще из дома не выходи.
Отдельно стоит подчеркнуть, что в некоторых случаях городская администрация кивает в сторону частных предпринимателей. Об этом, в частности, заявлял экс-руководитель Управления дорожного хозяйства и благоустройства Владимир Казимиров после очередного случая, когда город превратился в каток. По его словам, на многих улицах очень скользко, но большую часть тротуаров в городе должны убирать предприниматели — это касается дорожек у магазинов и частных фирм.
«Взять тот же проспект Карла Маркса — там нашего почти ничего нет. Но многие коммерсанты эту работу не выполняют почему-то», — сетовал Владимир Казимиров.
Сейчас подготовка к зимнему сезону еще продолжается, и о готовности коммунальных служб местные жители узнают, как обычно, ближе к концу октября. Судя по соотношению закупок последних лет, объемы реагента к началу сезона будут снова значительно меньше требуемых, а небольшие объемы реагентов будут докупаться уже в процессе зимы. И это при том, что невозможно предугадать, насколько снежным будет сезон, будут ли частые перепады температур, продолжительные заморозки и т. д., а значит объемы реагентов могут быстро и незаметно закончиться. Отметим, что с момента объявления закупки до доставки реагентов до дорожных служб обычно проходит более месяца — а в пиковые моменты это может быть слишком затянутым сроком и спровоцировать рост травмоопасных территорий как на территории, подведомственной администрации города, так и на территории частников. Сваливать ответственность можно бесконечно, а тем временем факт остается фактом — превращение города в каток никто не способен вовремя остановить.