До и после. Как живут погорельцы из омской Новоалександровки

22 мая 2022, 10:49
Страшный пожар, который обрушился на поселок днем 6 мая, в одночасье уничтожил 24 дома и забрал жизнь 65-летнего мужчины.

С момента огненного апокалипсиса в Новоалександровке прошло уже две недели — 14 дней, как жизнь для 24 семей разделилась на до и после. Корреспондент Города55, который был свидетелем тех страшных событий, вновь отправился в поселок, чтобы узнать, как люди, которые в считанные секунды остались без крова и лишились всего имущества, живут после трагедии.

На отшибе

Поселок Новоалександровка некогда было селом в Омском районе и входил в состав Надеждинского сельского поселения. В 2004 году было принято решение присоединить его к Омску. Так на отшибе Советского округа и появился, по сути, еще один микрорайон. Находится он за буферными прудами нефтезавода по соседству с золоотвалами ТЭЦ-4, точнее говоря, параллельно им.

Добраться до Новоалександровки, а от остановки «Главпочтамт» это более 32 километров, можно на одном-единственном автобусе №25, который в часы пик утром и вечером ходит с интервалом раз в час, а в иные — и вовсе раз в два часа. За день всего 10 рейсов.

Сама Новоалександровка — это одна большая улица, которая растянулась более чем на 3 километра, и свыше 270 домовладений и других строений по обе ее стороны.

На контрасте

Обсуждения масштабного бедствия в Новоалександровке начались уже в автобусе: водитель бурно обсуждал с пенсионером, кто виноват и почему начался пожар, пассажирка рассказывала кому-то по телефону о сгоревших соседях. Под эти разговоры добираемся до места назначения.

Выходим на остановке в центре поселка. Тихо, мирно, спокойно: в этом месте ничего не напоминает о страшном пожаре, который тут произошел 6 мая. Однако стоит пройти буквально 200 — 300 метров вглубь Новоалександровки, и перед глазами встает уже совсем другая картина: сгоревшая машина перед пепелищем, в соседнем дворе еще одна. Подходим ближе, смотрим, заходим во двор, точнее в то, что от него осталось: груда сгоревших досок, камней, кирпичей, обгоревшие остатки бытовой техники, детские книжки и брошенные игрушки.

О том, насколько сильным был огонь, красноречиво говорит расплавленное стекло: приблизительная температура для перехода бутылочного стекла в жидкое состояние варьируется от 1200 до 1700 градусов Цельсия.

Подходят две женщины, и подозрительно, даже с некой злостью смотрят на корреспондента. Представляюсь, эмоции на их лицах меняются, завязывается разговор. 

«Просто в первые дни тут и мародеры появлялись, ходили, высматривали, чем бы поживиться. Вот и сторожим до сих пор. Хотя что тут теперь брать? Это дом моих родителей. Все постройки сгорели за считанные минуты. Вон наша машина стоит, крыша вдавленная, мы ее из гаража выгнать не успели, так на нее все и рухнуло, у соседа та же ситуация», — рассказывает жительница Новоалександровки Алина А.

По словам женщины, когда за поселком полыхнула трава, начался настоящий ужас.

«Там все горит, дым стеной — дышать практически нечем, гарь, сильный ветер, и все это несет сюда, к домам. Большинство жителей схватили, что могли, и убежали к кладбищу на другой стороне Новоалександровки. Там и пережидали. Правда, вот эти дома мои соседи отстояли, один из них сильно обгорел», — поясняет Алина.

О героях

Оказалось, что один из жителей Новоалександровки сел на трактор и поехал опахивать горевшее поле, еще двое вызвались ему помогать.

«Он на тракторе из-за густого дыма ничего не видел, потому два соседа бежали впереди и показывали ему дорогу. В какой-то момент эти двое оказались в огненном кольце. Тот, что постарше и опытнее, упал на землю, почувствовал, откуда дует свежий ветер, в ту сторону и пополз, так и выбрался. А второй просто побежал напролом и сильно обгорел: лицо, руки, туловище, до сих пор в больнице. Собственно, эти трое вот эту половину поселка и спасли. Однако пламя пошло дальше: поднималось вверх и опускалось на дома», — рассказывает жительница поселка.

Город55 поинтересовался у регионального минздрава о состоянии здоровья обгоревшего героя: как нас заверили в ведомстве, в данный момент состояние у мужчины удовлетворительное и он переведен в общую палату.

О тушении

«Многие дома, вот, например, наш — родительский, можно было отстоять. Мало того, что первая пожарная машина приехала чуть ли не через полчаса, так еще и приехала без воды. А водопровода в поселке нет, и вся вода из скважин или из колодцев, а о гидрантах и говорить не приходится. Когда начался пожар, свет сразу отрубили и все электронасосы встали — набрать воду было невозможно. Вот время и было упущено», — сетует Алина.

Однако с жительницей Новоалександровки не согласилась ее соседка:

«Да, с водой были проблемы, на спасатели работали, у них же тоже свои нормативы и инструкции есть, что и как тушить. Да и я с парнями пожарными разговаривала, по их словам, они еле на ногах держались, поскольку из-за шквала возгораний практически третьи сутки работали без сна и отдыха».

В чем был на работе, в том и остался

Идем дальше. Один сгоревший дом, второй… пятый. Обугленные деревья и пеньки на месте палисадников, выгоревшие детские песочницы, одинокие качели на фоне кирпичных остатков печей и каркасы вместо машин.

Подходим еще к одному месту, где раньше стоял дом. Сейчас на участке уже бытовка, свежие кучи с песком и щебнем.

«Я на работе был. Позвонили, приехал — дома уже не было. Что-то спасать уже бесполезно, да и задыхались здесь уже, потому ушли на кладбище. Вот в чем был на работе, в том и остался. Все потеряли, а семья у нас большая: я, жена и пятеро детей. Супруга дома была, когда все это случилось. Успела какие-то документы забрать, побежала за остальными, но прибежал сын и вытащил ее из дома», — рассказывает Городу55 глава пострадавшей семьи Александр Набелкин.

При этом, потеряв свое имущество, Александр бросился спасать соседское, поскольку хозяин уехал на отдых.

«Бросился к соседу, он уехал. Отвязал там собак, баллоны газовые вынес, машину одну выгнал, спас. Вторую вместе с пожарными пытались вытянуть, но не смогли», — поясняет Александр.

О помощи

По словам мужчины, все выплаты — по 25 тысяч рублей на каждого члена семьи от мэрии Омска и разовую, в 50 тысяч рублей, они уже получили.

«Вчера ездили, нам дали микроволновку и чайник. Вот только к чему все это подключать? Света нет до сих пор. Оставляли заявку на 17 мая, но пока никого так и не дождались. Ждем также машину, чтобы вывезти мусор, но и ее на горизонте пока что не видно», — возмущается Набелкин.

О проблемах со светом и подключением рассказывает и соседка Александра.

«Сначала пообещали подключить свет, мол, все бесплатно, однако потом переиграли: дескать, купите сами счетчики, розетки и провода и покажите, куда и что подключать.  А почему мы все это должны покупать? Вот кто в тот день да при таком ветре из ТГК-11 дал указание резать эти трубы на насосной, тот пусть и раскошеливается», — возмущается жительница Новоалександровки Ирина Гладкова.

По словам Ирины, неясна и судьба выплат на строительство и покупку жилья.

«На днях ездили в гостиницу „Иртыш“, где пункт временного размещения. Там была встреча с работниками прокуратуры Омской области. Ничего ясного нам так и не сказали: мол, деньги будут, но когда и как — они не знают. Неизвестно даже, что это будет: наличные или какой-то сертификат. И еще многим озвучили, что, по сути, дадут только на жилье, а вот все остальное, что сгорело, никто восстанавливать не будет, а у меня только в баню было вложено около полутора миллионов рублей», — недоумевает Гладкова.

Пять секунд — и все

О событиях того дня Ирина до сих пор вспоминает с дрожью в голосе.

«Я живу с дочерью, зятем и двумя внуками, которым годик и шесть лет. Когда начали гореть соседские дома, мы дома были, схватили детей, выбежали в чем были и не знали, куда бежать. Здесь был ужас, я тут с рождения живу, но такого еще не видела. Потом еще успела вынести два телевизора и кое-какие документы. Затем уже меня сват схватил за шкварник и вытащил, тут пять секунд — и все: либо угорела, либо сгорела. Хотя мой дом горел долго, он сам рубленный, но пристройка, веранда и баня были кирпичные. И его можно было спасти, но у пожарных не было воды, вот он и догорал на моих глазах», — рассказала Городу55 погорелица из Новоалександровки.

Сейчас на месте домовладения, где жила Ирина, остался только гараж и огромное пепелище.

«Все было: шикарная баня, большая веранда, техника, мебель. Палисадник, сосна, пихта, яблони. Недавно только ворота новые поставили, дом покрасили. Теперь вот смотрю на все это, и до сих пор мурашки по коже», — с сожалением говорит Ирина Гладкова.

Рассказала Ирина Гладкова и о соседе, который не пережил тот огненный шторм.

«Жалко соседа. Да, он был выпивший, но его можно было схватить и вытащить в безопасную зону, а он оттолкнул мужиков, те и ушли. Хороший был мужчина, он тут только летом жил, а на зиму уезжал в Чернолучье. У него недавно юбилей был, 65 лет. Он его сюда приехал отмечать, вот и отметил, как будто чувствовал, что здесь и останется», — говорит Ирина.

«Я своей родине не изменяю!»

Все, с кем нам удалось поговорить в этот день, в один голос утверждают, что останутся в Новоалександровке и будут строить дома здесь.

«Останусь здесь. Даже если дом не поставлю, будет как дача, вон уже вагончик поставил и пока в нем живу. Пока что все, с кем разговаривал, планируют строиться. Хотя пока еще ничего не понятно», — сообщил о своем желании хозяин одного из сгоревших домов Андрей Ключинский.

Никуда уезжать из родного поселка не собирается и Ирина Гладкова.

«Я с рождения здесь, а в этом доме прожила 28 лет. Потому в город я не хочу, останусь. Тут все нажито своим трудом, вот и будем восстанавливать. Я вот сейчас живу у родственников в квартире и просто измучилась вся: не знаю, куда себя девать. Так что только дом и только здесь», — уверена Гладкова.

Что касается семьи Небелкиных, то они, даже не дожидаясь выплат, уже стали завозить на участок стройматериалы.

«Я не изменяю своей родине. Прожил здесь 46 лет, здесь и останусь. Вот песок и щебень уже завез, будем фундамент заливать. Есть знакомые и друзья, которые пообещали и со строительством помочь, мол, за две недели стены мы тебе поставим. Пока что поставлю вагончик, проведу свет и буду там жить. А вот соседская семья, от которых к нам огонь перекинулся, так как у него весь огород бурьяном зарос, вроде как в город засобирался», — уверяет Александр Небелкин.

О своем желании перебраться в городскую квартиру, по словам местных жителей, заявила еще и супружеская пара пенсионеров, да и то они еще думают: если им построят дом, то останутся.

***

И последнее. Несмотря на весь ужас пережитого, погорельцы из Новоалександровки не унывают: высаживают рассаду в огороды, ставят вагончики и бытовки, убирают территорию и даже шутят.

«У меня папа недавно пошутил, говорит: «Вот нашему дому уже девять дней, потом будет 40, а полгода я, надеюсь, уже в новом доме отмечу», — улыбается Алина А.

Возможно, даже намного раньше. Ведь погорельцам пообещали построить новые дома до 1 октября текущего года.

#Новости
Подпишитесь