Posted 3 марта 2022, 12:21
Published 3 марта 2022, 12:21
Modified 19 августа, 22:03
Updated 19 августа, 22:03
Из-за ввода санкций для России сложности могут возникнуть в самых разных отраслях. Город55 выяснил в преддверии 8 Марта, возникнут ли накладки с покупкой цветов к празднику. СМИ пугают информацией о подорожании тюльпанов и роз на 100%, а в некоторых регионах и на 200%.
Омские продавцы менее критичны в оценках, хотя продумывают варианты действий в случае непредвиденного развития ситуации.
«Вы не поверите, я прямо сейчас пишу для клиентов объявление, почему цена на цветы становится выше, — поделился с Городом55 владелец сети магазинов „Клумба“ Владимир Данилов. — За день курс евро вырос на 10 рублей. Мне Голландия продала цветы по той же цене, просто из-за курса валюты для меня это стало дороже. Я не успел оплатить по старому курсу. Но у нас большой объем, так что вышло не сильно дорого. Постараемся удержать цены в разумных пределах. Они будут все равно ниже, чем на лотках с машин. До всей этой ситуации я бы поставил 69 рублей за тюльпан. Но сейчас будет минимум 79 рублей, но может быть до 90 рублей за штуку. Посмотрим на рынок».
По словам Владимира Данилова, некоторые из его коллег покупают цветы заранее — оформляют заказ еще осенью. Но он не видит смысла замораживать кучу денег с сентября и обычно оплачивает покупку в самом конце.
У сети магазинов «Клумба», которая входит в топ-5 крупнейших в Омске, 100% срезки цветов — это импорт. Из Краснодара ничего не идет уже с ноября. С сопутствующими товарами проще, их покупают в Китае и России.
Сейчас главные поставщики цветов в Россию, в том числе в Омск, — это Нидерланды и Эквадор. Из первой страны везут тюльпаны, из второй — лучшие в мире розы. Заменить их нечем.
«В Краснодаре завтра не появится пол-Эквадора. Мы ездили в Кению и общались с топ-менеджером очень крупной плантации. Она говорит: „Я здесь никогда такой бутон, как в Эквадоре, вырастить не смогу, потому что мы чуть-чуть смещены от экватора“. Краснодар смещен не чуть-чуть, а сильно. И я не знаю, что нужно сделать в ближайшее время, чтобы это изменить. И мы же не можем увеличить плантации в два раза. Это просто нереально. Надо все переформатировать, больше засеять. На все это нужно время, это будет очень долго. Но как оптимист, я надеюсь, что договорятся. Либо будем опять ходить по серым схемам. В какой-нибудь близкой от нас стране, например в Казахстане, „внезапно“ появятся плантации цветов. Они будут покупать цветы для нас и перепродавать. Такая тема была с польскими яблоками. Пока наши не хлопнут эту ситуацию», — сообщил Владимир Данилов.
Наш собеседник не слишком оптимистичен по поводу покупки цветов именно у российских поставщиков еще и по другой причине. Это относительно молодой и пока крайне нестабильный и неотработанный бизнес:
«Есть сети, которые работают с российскими производителями. Я советовался в коллегой по поводу этого варианта. Говорят: „Если хочешь как-нибудь проблем скушать, чтобы тебя подвели на праздники, то попробуй поработать“. Эквадор — это маэстро. Они не подводят, у них все четко. И ценник не просто сравним, а часто у эквадорской розы ниже краснодарской. Хотя есть хорошие производители и у нас. Иногда мы на пробу смотрим их. Сейчас есть поставщик в Новосибирске, мы смотрим. Но там свои сложности с объемами. Думаю, полностью заменить импорт не получится. Это нереально».
У Владимира Данилова семейный бизнес, он занимается им вместе с супругой. Говорит, решили заняться торговлей цветами недавно — потому что увидели нишу. В Омске не было сети именно цветочных магазинов. Сейчас их у компании 26, и владелец настроен пока оптимистично.
«У нас в понедельник выехала машина из Голландии. Сейчас отработаем праздники и будем думать дальше. И наши поставщики сейчас не против того, чтобы нам продавать цветы. Они настроены с нами сотрудничать. Это же их деньги, — объясняет Владимир Данилов. — Я не маэстро, как Виктор Васильевич Шкуренко, который часто помогает мне советом, но в бизнесе больше 10 лет. Предприниматель прорастет везде, как трава. Нам помогать не надо, нас не надо асфальтировать. Мне завтра законодатель скажет: налог теперь не 15, а 17 процентов. Я кивну и буду платить. Если станет совсем невмоготу, я закрою бизнес, а может быть, и нет. Я считаю, что мы придумаем что-то новое. Останутся наиболее сильные и предприимчивые».
Владелец цветочной мастерской «Флорида» Александр Худолеев также пока не видит никаких причин для беспокойства. Из-за скачка валюты его продукция подорожает, но не до критических оценок. Новости о росте цен на розы до 200%, по его мнению, распространяют паникеры. Никакой разумной почвы для этого нет:
«Подорожание составляет не более 50% — даже с учетом скачка валюты, таможенных накладок и роста цен с учетом праздников. Ничего сверхъестественного не происходит. Да, дефицит коснулся многих. Много у кого товар не пришел. Это отчасти связано с ситуацией в мировой политике, санкции сыграли свою роль».
По словам Александра, они точно получат весь заказанный объем цветов из Голландии, Эквадора, Кении. По России вопросов и так не возникает — тут рублевые отношения и очень простая логистика. Но так повезло далеко не всем. И перед 8 Марта для многих это очень болезненный удар.
«Дефицит в Эквадоре действительно был. По качеству, стойкости и размеру бокала цветка с ними никто не сравнится, — рассказывает Александр. — В Голландии дефицита не было. Но часть товара просто не вылетела и не выехала, потому что карго не дали места. Заявленные места были порезаны процентов на 30 от общего объема. И, наверное, выборочно как-то решали, кого берем, а кого — нет, у кого сколько берем и грузим. Есть люди, которые пострадали, которые ждали этот праздник, чтобы нормально поторговать. Потому что у нас один день год кормит. Да, стало труднее, но на то мы и предприниматели, чтобы резко приспособиться, переквалифицироваться и выстрелить в нужный момент. Нормальный предприниматель отреагирует нормально, другой — запаникует».
Директор ООО «Теплица новые технологии» Дмитрий Ткачев сам занимается выращиванием цветов. Он уверен, что сможет безболезненно увеличить за короткий срок производство вдвое — если в этом будет необходимость.
«Происходящее сейчас на нас никаким образом не влияет, — уверен Ткачев. — Я начал заниматься цветами в 1998 году, когда доллар стоил 6 рублей, потом стал 24, а потом 32. Мы уже закаленные, нас ничем не возьмешь. Мы выживем в любой ситуации. В прошлом году увеличил производство на 30%. И есть еще возможность для роста. Освобожу место под картошкой и посажу туда тюльпаны».
Другое дело, что качественные луковицы для будущих цветов все равно придется закупать за рубежом. По поводу ограничений ясность появится только летом:
«Если нам не будут продавать, тогда мы уже приплывем капитально. У нас в России не выращивают луковицы. Подорожало евро, мы же в валюте покупаем. Но не будет тюльпанов — станем выращивать хризантемы. Розу сложно, потому что плохо растет. Все, что не надо импортировать. Это не критично. Все равно найдем выход — контрабандой провезем. Ну и сократится ассортимент. Цветами же торгуют биржи. Там около 3 000 наименований, а мы можем закрыть всего четыре. Ну что ж — сейчас модно делать букеты из овощей или мыла».