О том, каким был 2021-й и чего ждать омичам в 2022 году, какие изменения могут случиться в политике и экономике, в конце концов, закончится ли пандемия в следующем году, Городу55 рассказали известные в Омске люди.
По мнению вице-мэра Омска Олега Зарембы, 2021 год для Омска стал переломным. Прошли непростые выборы в Госдуму и в заксобрание, избрали мэра. При этом сохранилась политическая стабильность. Закончены или вышли на финишную прямую «многие тяжелые, масштабные проекты» (теплые остановки, судебные дома, обновление транспорта).
«Если сравнить Омск с организмом, который полтора десятилетия болел, нещадно эксплуатировался и не получал должного ухода и питания, теперь, спустя четыре года усиленной «терапии», думаю, можно сделать уверенный благоприятный прогноз.
Пожалуй, именно в этом году многие «болезни» вошли в стадию обострения. Но после таких кризов и наступает облегчение. Даже если что-то приходится удалять хирургическим путем. Основные риски в ближайшем будущем, на мой взгляд, лежат преимущественно в политической плоскости. Не всех устраивает стабильность и усиление властной вертикали.
Надежды в ряде финансово-политических групп на то, что все рано или поздно вернется к привычным им схемам и вновь можно будет ловить рыбу в мутной воде, исчерпались.
Предстоят выборы в городской совет, и, уверен, желающие поиграть мышцами на этой сцене найдутся.
2022–2027 годы должны стать для Омска этапом наиболее интенсивного развития, смелых проектов, эффективных технологий. Город достаточно окреп и пришел в форму для того, чтобы вернуться как минимум в тройку лидеров российского Зауралья».
По словам Вадима Чеченко, настроение уходящего года во многом определила продолжающаяся пандемия коронавируса, которая в той или иной мере повлияла на жизненные планы каждого и на развитие региона в целом. «Из личного — впервые за несколько лет не смог в этом году из-за пандемии съездить на Алтай покататься на лыжах», — сказал министр.
«Прогнозы по новому году давать сложно. Мы видим, как растет ключевая ставка, и Центробанк делает все возможное, чтобы сдержать инфляцию. Другое дело, что и экономический рост не менее важен, и если в 2021 году во многом на ситуацию повлияла высокая цена на нефть и другие энергоносители на мировых рынках, то в следующем году цены на сырье, которые, по сути, сейчас находятся где-то близко к максимуму, неизбежно стабилизируются», — полагает глава регионального минфина.
«Что касается регионального бюджета, задачи стоят достаточно масштабные, будем прикладывать усилия к тому, чтобы все обязательства регион смог выполнить, вне зависимости от внешних обстоятельств.
А личные ожидания у меня, наверное, как и у каждого, связаны со здоровьем и благополучием родных и близких. На вопрос о том, когда ждать конца пандемии, мне ответить сложно, я не врач. Но хочется надеяться, что те темпы вакцинации, которые сегодня взяты, свой результат дадут уже в ближайшее время и коллективный иммунитет позволит нам с этой заразой поскорей распрощаться».
«2022 год будет точно лучше предыдущего. Разберемся с коронавирусом. Медицина накопила большой опыт. Серьезно улучшилась материальная база наших больниц. Так что, я думаю, в этом плане только вперед», — говорит главный врач МСЧ-9.
«Хочу отметить, что с мы с вирусом будем теперь жить. Мы к нему приспособимся. У нас есть четыре вируса, будет пятый. Он приобретет сезонность. Все будет как обычно, как грипп. Будем прививаться и шагать по жизни дальше».
«Потенциальных рисков у омского бизнеса столько, что прогнозировать и планировать что-то на 2022 год невозможно, — отметил Провозин. Я не знаю, как другие предприниматели, но я управляю ситуативно. Бюджет 2022 года сформировал без падения и без роста. А там — как жизнь покажет. Остаются ковидные сюрпризы, есть внешние обстоятельства, то, что вокруг России происходит, все это плохо для экономики. Если говорить обо мне как предпринимателе, я в данном случае реалист. Оснований для оптимизма нет, а впадать в пессимизм я себе позволить не могу.
Сейчас со стороны властей очень важно следить за ситуацией и вовремя оказывать поддержку местному малому, среднему бизнесу. Радует, что правительство не закрыто для омского бизнеса».
«Прогнозировать завершение пандемии вряд ли возможно, но думаю, что пик мы уже прошли. Тем не менее пандемийные ограничения будут действовать еще несколько лет, и не только по медицинским соображениям, — сказал экономист. Крупная промышленность восстановится довольно быстро, а вот малый бизнес — нет. Есть риски увеличения численности безработных, снижения уровня жизни граждан, оттока капитала за пределы страны. Думаю, продолжится отток населения за пределы региона. Спасти ситуацию сможет только реализация на территории Омска крупных федеральных проектов, а также привлечение инвесторов под перспективные проекты, связанные с географическим положением региона и его агропромышленной специализацией».
«В 2022 году, скорее всего, произойдет замедление роста экономики, ВВП. Очень важно, как будут сочетаться неблагоприятные факторы и какое влияние они будут оказывать в рамках замедления экономического роста. Сегодня об оптимизме точно говорить не могу. Бизнес и предприниматели привыкли к тому, что им приходится адаптироваться. Я не хотел бы, чтобы все выглядело мрачно. Бизнес все равно находит возможность выживать, находит новые решения. Хотелось бы пожелать привыкнуть к тому, что те изменения, которые с нами сегодня, надолго. Это новая норма, и к ней надо адаптироваться».
«Основные ожидания ориентированы на задачи, которые я поставила на 2022 год: наладить результативную работу с федеральными министерствами по решению вопросов привлечения федерального финансирования в ряд важных объектов для области и города; настроить работу по продвижению законодательных инициатив, направления по которым уже сложились в рамках муниципальной практики за период работы в муниципалитете; развитие механизма привлечения частного капитала в социальные проекты посредством привлечения инвесторов, в том числе иногородних», — говорит Фадина.
«Закончится пандемия или продолжится — зависит от многих факторов, и один из них — это наше отношение к мерам предосторожности и превентивные меры по снижению распространения болезни.
Чем скорее будет нарастать коллективный иммунитет, тем больше положительных прогнозов с разрешением этой серьезной проблемы. Относительно рисков, сегодня, на мой взгляд, наряду с энергетическими, информационными и прочими рисками ключевым риском следует выделить именно пандемию. Все производные будут вытекать уже из оценки складывающейся ситуации, поэтому все равнение на обеспечение здоровья людей».