Posted 1 октября 2021, 12:07

Published 1 октября 2021, 12:07

Modified 19 августа, 21:56

Updated 19 августа, 21:56

Закопанные миллиарды. Топ-5 знаменитых долгостроев Омска

1 октября 2021, 12:07
Многие грандиозные стройки в Омске так и остались в проекте или превратились в грустные памятники несбывшимся надеждам. Город55 решил вспомнить самые знаковые для города долгострои.

1. Омское метро

Омское метро известно на всю Россию, хотя, по сути, его не существует. За почти 30 лет строительства подземки появилась лишь одна станция «Библиотека им. Пушкина», выполняющая роль подземного перехода. Еще четыре станции и сеть тоннелей между ними законсервированы.

На мегапроект, по разным оценкам, потратили от 14 до 20 млрд рублей. Строить метрополитен в Омске решили еще в 1979 году, работы начались в начале 90-х. Два десятилетия сроки сдачи постоянно переносились — не помогло даже «железное» обещание премьер-министра Дмитрия Медведева открыть подземку к 300-летию Омска. В 2018 году было окончательно объявлено о консервации метро. После этого власти стали придумывать варианты, как использовать то, что уже сделано: планировалось пустить по тоннелям то трамваи, то троллейбусы. Что-то невнятное про достройку метро сказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, в то же время обсуждается идея метромолла. Но пока это все проекты без ясных перспектив, а содержание сооружений каждый год съедает миллионы рублей.

При всем этом подземка стала символом Омска и обросла бесчисленным количеством мемов и шуток. Особую любовь к ней питают художники, которые устраивали там «похороны метро», «забивали» болт и устанавливали памятную табличку закопанным миллиардам. В конце концов единственной существующей станции у библиотеки Пушкина нашли применение в качестве художественной галереи.

2. Аэропорт «Федоровка»

Похожая судьба постигла международный аэропорт «Омск-Федоровка». Идея большого аэропорта за чертой города, как и строительства метро, осталась в наследие от 1979 года, когда Омск получил статус миллионника, а Совет Министров СССР решил, что теперь городу нужна и соответствующая инфраструктура. Во время перестройки и в 90-е было не до того, затем за проект взялся губернатор Леонид Полежаев, обещавший: «7 ноября 2008 года мы полетим с Федоровки». Этого не случилось и к 300-летию Омска, и в последующие годы.

Однако на «Федоровке» пока не ставят крест. Губернатор Александр Бурков не раз обещал, что аэропорт будет достроен, есть и потенциальные инвесторы, в том числе «Новапорт». При этом проекту все равно нужно федеральное финансирование, с которым ясности пока нет. Также не получится использовать сооружения, которые уже построены, — включая готовую взлетно-посадочную полосу. За годы бездействия они пришли в негодность, теперь «Федоровка», как и в 1979 году, — проект с нуля. Все построенное придется сносить.

3. Красногорский гидроузел

Еще один неосуществленный проект к 300-летию Омска. Гидроузел на Иртыше, который должен был решить нарастающую проблему обмеления реки, начали строить в 2011 году, а заморозили в 2015-м после банкротства НПО «Мостовик». В объект вложили больше 5.5 млрд рублей, но сейчас возведенные сооружения размываются водой.

Вопрос достройки гидроузла подстегивает уже заметное невооруженным глазом падение уровня воды в Иртыше. При этом все не так однозначно — некоторые эксперты считают, что строительство плотины приведет к еще большему экологическому бедствию и в зону затопления могут попасть опасные промышленные объекты. Несмотря на дискуссии среди экологов, гидроузел все же хотят достраивать. У региона на это денег нет (на завершение только первого этапа требуется 9.5 млрд рублей), однако власти усиленно пробивают возможность федерального финансирования. Готовность продолжить строительство недавно подтвердили в правительстве РФ.

4. Главный корпус ОмГУ

Здание, которое успело устареть прежде, чем его достроили. Пестрая 13-этажка рядом с метромостом увековечила в центре Омска неоднозначный архитектурный стиль нулевых. В городе уже появилась традиция каждый год перед 1 сентября обещать, что новый учебный год для студентов ОмГУ уж точно начнется в новом здании. Остается совсем немного, внутренняя отделка и бюрократические процедуры — правда, это повторяется уже на протяжении пяти лет.

Строительство корпуса ведется с 2006 года. За это время сменилось три ректора и несколько подрядчиков, сметная стоимость работ выросла в 10 раз, а уголовное дело бывшего проректора по капитальному ремонту Владимира Домрачева поросло быльем. Его обвиняли в мошенничестве при строительстве, по версии следствия, подрядчику выплатили 136 млн рублей за фактически не выполненные работы. В итоге его приговорили к 4 годам лишения свободы и тут же амнистировали. Правда, на темпы работ это не повлияло, корпус университета обещали сдать в первой половине 2021 года, теперь перенесли этот срок на декабрь.

5. Отель Hilton у телецентра

Четырехзвездочную гостиницу с бассейном, рестораном и лаунджем на крыше начали строить 13 лет назад. Этим занимался «Трест № 5», впоследствии обанкротившийся. Стройку заморозили, а в прошлом году собственником объекта стала компания «Л-Финанс», заключившая с сетью отелей Hilton соглашение о франшизе. Планировалось построить современный гостиничный комплекс на 170 номеров, объем инвестиций в проект оценивался в 2 млрд рублей.

Однако недавно появилась новость о продаже недостроенного здания (его готовность оценивается в 90%). Цена — 10 тысяч рублей за «квадрат». Таким образом, судьба долгостроя остается в полной неопределенности. Обветшавший отель, который стыдливо прикрывают баннером к визитам важных гостей, не сулит ничего оптимистичного.

Подпишитесь