Posted 30 сентября 2021, 09:03

Published 30 сентября 2021, 09:03

Modified 19 августа, 21:56

Updated 19 августа, 21:56

Затянем потуже. В Омской области подорожает хлеб, картофель и макароны

Затянем потуже. В Омской области подорожает хлеб, картофель и макароны

30 сентября 2021, 09:03
Фото: Медиахолдинг1Mi
В ближайшее время в Омской области может произойти существенный скачок цен на хлеб, макароны и картофель, а на минувшей неделе, как ранее сообщал Город55, начался рост цен и на молочную продукцию. Разбираемся, в чем причина повышения, почему именно сейчас и на сколько взлетят цены.

Всему голова

Первым разложить по полочкам все нюансы повышения цен на социально значимые продукты согласился руководитель и соучредитель ООО «Сибирский комбинат хлебопродуктов» и по совместительству президент «Ассоциации пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области» Илья Баринов.

«Еще до начала уборки мы надеялись, что цена приостановится и даже немного осядет, как нам обещали. Однако сейчас, к сожалению, мы видим совсем другие факторы: существенное подорожание основного сырья для производства хлеба — зерна. Сейчас оно уже прибавило порядка 20 процентов. Хотя факторы для повышения цен на хлеб были задолго до скачка зерна. Вверх их тянули подросшие цены на металл и на упаковку, на запчасти и сельхозтехнику, повышение заработной платы и стоимости кормовой базы. Самый свежий пример — за сентябрь цена на трактор „Кировец“ одномоментно скаканула сразу более чем на один миллион рублей. Да тот же мусор, вывоз и утилизация которого подросла на 700 процентов за полтора года, сыграет свою роль в ценах на хлеб. Хотя про этот последний фактор многие почему-то забывают и стараются не замечать», — рассказал Городу55 Илья Баринов.

По мнению главного омского пищевика, повышение цен на хлеб было ожидаемым, и далее сдерживать этот процесс не получится. Стоимость, по его мнению, увеличится уже в октябре.

«Мука с конца августа подорожала уже на 10—15 процентов, хлеб прибавит еще больше. До уборочной кампании подорожание в 15—20 процентов было оптимальным, для того чтобы не работать себе в убыток. Сейчас же можно говорить о росте минимум в 25 процентов. Единственное, все произойдет не одномоментно, а разобьется на октябрь — ноябрь текущего года, чтоб не так болезненно ощущалось», — уверен Баринов.

Макароны — наше все

Куда более серьезный рост цен производитель хлебопродуктов спрогнозировал на рынке макаронных изделий.

«По макаронам ситуация еще тяжелее: там цены подскочат куда сильнее. Причина — колоссальный рост цен на твердую пшеницу, из которой и производят макаронные изделия. Плюс витает неопределенность: хватит ли текущего урожая. Во многих регионах, в том числе и у нас, твердых сортов выращивают мало. Потому производители в прямом смысле сейчас гоняются за этим сырьем. К примеру, „Макфа“ активно скупает пшеницу и здесь, и в Оренбургской области, и в Казахстане. Еще одним фактором для такой погони и последующего роста цен стала засуха, которая прошлась и по югу Оренбуржья, и по южным районам Омской области, да и много где еще», — считает президент АППП.

Цены на макароны разгоняют и наши соседи из ближнего зарубежья, в частности Казахстан.

«Казахстан сейчас активно скупает наше зерно, якобы на переработку, вот только львиная его доля из-за чересчур подросших цен перепродается в тот же Китай и другие государства», — пояснил Илья Баринов.

Вторят Баринову и зернотрейдеры. По их информации, если еще недавно тонна пшеницы твердых сортов продавалась за 28 тысяч рублей, то в последнее время цены подскочили до отметки в 32—38 тысяч рублей. И это, уверяют они, еще не предел.

«Пшеница в буквальном смысле улетает в Казахстан. Туда уходят просто колоссальные объемы. Например, сейчас на Алтай, в Новосибирскую и Омскую область из Казахстана для охоты за пшеницей не приехал, наверно, только ленивый», — сообщил перекупщик зерна, пожелавший остаться анонимным.

Картофель по цене мандаринов

В данный момент ситуация на картофельном рынке складывается такая, что в ближайшей перспективе «второй хлеб» может подорожать в два, а то и в три раза.

«Ситуация на картофельном рынке в этом году близка к критической. Неурожай может разогнать цены до заоблачных высот.

«Я своими глазами видел картофель нынешнего урожая под лопатой — мелочь, можно сказать, что его практически нет. Отсюда будут и цены. Рост выше 30 процентов вполне себе реальность», — считает президент Ассоциации пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области Игорь Баринов.

Про измельчавший картофель и неурожай говорят и в Союзе участников рынка картофеля и овощей России (Картофельный союз). По данным объединения, в 2021 году в России соберут картофеля примерно на 15—20% меньше, чем в прошлом. Потому еще в конце августа участники Союза обратились к ритейлерам с предложением пустить на торговые прилавки упакованный мелкий картофель диаметром 45 миллиметров, который раньше до торговых сетей попросту не добирался.

Между тем, по информации производителей, которые входят в Картофельный союз, некоторые торговые сети уже закупают картофель по 30 рублей за килограмм, хотя на сентябрь был прогноз на уровне от 19 до 23 рублей.

Сейчас на омских рынках и других торговых площадках за стандартную овощную сетку картофеля, в которую входит 45—50 килограммов, просят от 1 150 до 1 400 рублей. При этом цена за килограмм не опускается ниже 23 рублей, а у некоторых продавцов взлетала до 28 рублей и выше. И это в основном оптовые и мелкооптовые цены, в розницу они еще выше.

«Сейчас мы торгуем на опте от 25—27 рублей. Опт у нас начинается от 20 тонн. По ситуации с картофелем скажу так: засушливое лето в некоторых регионах привело к тому, что многие ведущие предприятия, которые занимаются выращиванием картофеля, собрали в полтора-два раза меньше, чем годом ранее. Неурожай в этом году и в Центральной России, и на юге страны. Помимо неурожая производители столкнулись и с еще одной проблемой: мелкие клубни. Причина тому — недостаток влаги», — сообщила Городу55 представитель ООО «Эверест», компании, которая занимается выращиванием и продажей картофеля.

По словам нашего собеседника, в этом году уже в сентябре картофель стали закупать регионы, которым ранее хватало своего урожая.

«Впервые за 10 лет мы видим, что уже сейчас картофель у нас закупает не только Дальний Восток, но и Урал — Челябинск и Екатеринбург, Центральная Россия, Москва. В прошлые годы до определенного времени им хватало своего урожая», — пояснили в «Эвересте».

Такой ажиотажный спрос может привести к тому, что к Новому году цены на картофель сравняются с ценами на мандарины, а то и перегонят их.

«К Новому году картофель будет торговаться по 50—60 рублей за килограмм, а то и выше. К весне цена еще подрастет, но там должен сработать сдерживающий фактор: импортные поставки из Египта и Ирана. Надеемся, что они помогут сбить цены», — предположила представитель производителя картофеля.

Если импорт не поможет, то весной на прилавках может появиться картофель и по 100 рублей за килограмм.

Официально

Тем временем министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай Дрофа дал более оптимистичный прогноз по росту цен на хлеб, однако также констатировал, что избежать его не удастся.

«Повышение в 25 процентов — это очень много. И не каждый производитель в регионе, скажем так, условно имеет моральное право или экономически обусловленное право на такое повышение. Если он в период с 2018 или с 2019 года не повышал цены или рост был совсем незначительным, то тогда да, предпосылки для роста есть. Ведь мы с вами помним, что на протяжении нескольких лет хлеб у нас „стоял“, в то время как себестоимость, напротив, шла вверх. К примеру, сырье к настоящему времени уже подросло на 40—60 процентов. Выросли энергоносители, а металлоемкость повысилась на 100 процентов. Все это и другие факторы способствовали тому, что себестоимость производства хлеба за год-два выросла на 25—30 процентов. У тех же, кто регулярно корректировал цены в сторону повышения, ни моральных, ни экономических предпосылок для роста цен, а тем более на 25 процентов сразу, нет», — считает Николай Дрофа.

По прогнозу министра, если брать вкупе всех омских производителей хлебобулочных изделий, то рост у них уже в этом году не должен превысить 15%.

«Предельный рост цен на хлеб не должен превышать 15 процентов, и то только у тех производителей, которые держали цены и, скажем, существенно не повышали зарплаты. На прежнем уровне оплата труда остаться не сможет, поскольку в последнее время в сфере производства хлебобулочных изделий отмечается большая текучка кадров. Уровень технического производства там тяжелый, да и специфика своеобразная. Например, водители. Рабочий день у них зачастую начинается в 3 часа ночи, чтобы получить хлеб и успеть его развезти по торговым точкам до 6 утра. При низкой зарплате держать работников в таких условиях труда проблематично. Нужно повышать, а где брать на это средства, тем более когда и сырье, и себестоимость дорожают? Так что повышение цены неизбежно», — уверен министр.

Что делать?

Однако механизмы для сдерживания все же есть, и на первый план тут должно выходить правительство. Вот только, по словам Игоря Баринова, пока что этих шагов не видно.

«Как будет вести себя правительство, будет ли оно реагировать на все это, пока непонятно. Если в прошлом декабре, когда был рост, реакция была, пусть и запоздалая, но все же была. Административно повлияли на повышение, дотировали, словом, старались что-то сделать. Сейчас же всего этого нет. Интервенция (интервенционный фонд — прим. ред.), что осталась, лежит, и никто ее не трогает, а каких-то запасов для сдерживания нет. Непонятно и как будет работать механизм плавающей пошлины, потому что у нас есть государства ЕврАзЭС, которые под нее не попадают. Отсюда, кстати, и рост цен на сырье — Казахстан рядом, а у него под боком рынок Азии. Они скупают пшеницу якобы на переработку и в лучшем случае перерабатывают и перепродают, а в худшем — просто реэкспортируют на азиатский рынок и тем самым разрывают наши пошлины», — сетует Баринов.

Вот такие перспективы нарисовали перед омичами эксперты. Товары, на которые прогнозируется повышение, входят в ежедневный рацион большей части населения страны. Остается лишь ждать, сбудутся ли прогнозы. И если да, то, судя по всему, многим не останется ничего другого, кроме как потуже затянуть пояса.