Posted 5 апреля 2021, 06:25

Published 5 апреля 2021, 06:25

Modified 19 августа, 21:45

Updated 19 августа, 21:45

В заложниках у паводка: нужно ли в Омске плавить снег?

5 апреля 2021, 06:25
Каждую зиму Омск утопает в сугробах, а весной тонет в лужах, которые разливаются в целые озера. Город55 задался вопросом, не эффективнее ли было бы использовать снепоплавильные установки, чем полагаться на естественный ход вещей, и выяснил, что в городе даже есть свое ноу-хау, но пока не востребованное.

С потеплением жалобы на неубранный снег в соцсетях сменились фотографиями рек, в которые превратились многие дороги и тротуары. Горожане постят снимки «омских каналов» и вспоминают мемы с героями «Титаника» посреди затопленных улиц. Проблема избытка снега традиционна для Омска. И прогресс предлагает, казалось бы, простое решение — снегоплавильные машины. Установки, которые растапливают снег сразу после уборки улиц, без необходимости складировать его на полигонах, и сбрасывают воду в коллекторы.

Такая практика уже применяется в некоторых российских регионах. В Москве, например, где зимы несравненно менее снежные, чем в Сибири, работает около 80 снегоплавильных пунктов, в Санкт-Петербурге — 11, но строится еще одна мощная станция. Аналогичная техника используется в Казани, Самаре, Пензе и ряде других городов.

Токсичный снег

В Омске этот вопрос публично даже не поднимался. Снег в городе должны свозить на шесть специальных полигонов. Управляющим компаниям и частным лицам предлагается покупать талоны по тарифу 70 рублей за вывоз 1 кубометра снега. Обращаться за талонами нужно в окружные администрации. Очевидно, что многие УК и частные хозяйственники уклоняются от этой процедуры: снег просто перемещают с пешеходных транзитов на обочины и газоны, где иногда вырастают сугробы в человеческий рост. Если его все-таки вывозят, то далеко не гарантия, что в нужное место: свалить могут на любую пустую площадку на окраинах.

Весной все это накладывается на слабую сеть ливневой канализации, которая не справляется с талыми водами. Только в этом году мэрия сообщила, что подтопление угрожает 220 участкам в пределах города.

Кроме прочего, накопление снега несет экологические риски. Снег, который собирают с улиц, содержит много примесей, в том числе токсичных. В процессе таяния эти вещества попадают в почву и в воздух. Загрязняются и земли, используемые под снежные свалки.

«В частном секторе, понятно, снег чище. А вдоль дорог и в районе предприятий — весь набор веществ, которые сбрасываются промышленностью и автотранспортом. Он может содержать нефтепродукты, тяжелые металлы, золу, мелкодисперсную пыль, которая очень опасна при вдыхании. С реагентами вопрос сложнее. Нормальные реагенты не должны после себя оставлять следов. Если используются некачественные, то может оставаться кислота, щелочь. Главный реагент у нас — песок с гранитной крошкой, это как раз дополнительный источник пыли по весне, когда все это поднимается в воздух», — комментирует омский эколог Сергей Костарев.

Слишком дорого для Омска

Снеготаялки в городе не используют, так как это затратный процесс. Директор Управления дорожного хозяйства и благоустройства Владимир Казимиров сообщил Городу55, что вопрос упирается в финансы.

«Планы были, но когда мы все посчитали, приняли решение, что пока не будем внедрять эту практику. Стоимость одной снегоплавильной установки — в пределах 150 млн рублей плюс затраты на ее содержание. Разогревать установку нужно либо на газе, либо на дизельном топливе — это недешевые ресурсы. Образовавшуюся воду нужно отводить в горканализацию, там тоже надо будет платить за ее очистку и прочее. То есть сумма набирается неплохая. Пока целесообразнее вывозить снег на снежные полигоны», — рассказал он.

Похожая ситуация и в других сибирских городах, где, казалось бы, проблема снега острее, чем в центральной России. Однако сибирские регионы не могут себе позволить такие новшества. Например, снеготаялки пытались внедрять в Новосибирске и Тюмени, но потом сочли их слишком затратными и закрыли.

По словам главного дорожника Омска, городу невыгодно закупать снегоплавильные установки, в том числе потому что за утилизацию вод придется дополнительно платить «ОмскВодоканалу».

Впрочем, это не единственный способ организации системы искусственного плавления снега.

Омское ноу-хау

Реализовать такую систему возможно на базе самой ресурсоснабжающей организации. И два сотрудника «ОмскВодоканала» — обходчик сетей Александр Баталов и слесарь Антон Пестряков — разработали проект утилизации снега с помощью канализационных отходов. На первый взгляд звучит не очень привлекательно, однако такой способ широко применяется и считается вполне эффективным — в этом случае не нужно использовать топливо или электрическую энергию для нагрева, растапливать снег будут сточные воды.

Сам принцип не нов, однако омичи придумали, как совместить снеготаялку с точками по приему жидких бытовых отходов на одной площадке: это местное ноу-хау.

«Снегоплавильная станция и точка по приему ЖБО размещаются сразу на одной площадке, так как оборудование и коммуникации, которые к ним нужно подводить, одни и те же. Сосредоточить их в одном месте выгоднее, чем разбрасывать по разным площадкам», — говорит изобретатель Александр Баталов.

Принцип работы построен на нагреве снега сточными водами, температура которых составляет 1718 градусов. Снег будут привозить к комплексу, размельчать снегодробилками и направлять в плавильные камеры под землей, параллельно отсеивая твердый мусор с помощью песколовок. Затем образовавшиеся воды будут сбрасываться в канализационный коллектор и поступать на очистные сооружения.

По расчетам изобретателей, для Омска будет достаточно трех комплексов, которые предлагают расположить в Октябрьском, Кировском и Центральном округах.

«В идеале лучше больше, но это достаточный минимум. Рассчитывали расположение с учетом удобства транспортировки и соблюдения санитарных норм — должно быть определенное расстояние до жилых домов и социальных учреждений. Также нужно, чтобы в этих местах находились коллекторы нужного диаметра. С учетом логистики рассчитывали размещение так, чтобы было выгоднее свозить снег в эти точки, а не на полигоны», — рассказывает Баталов.

Авторы проекта даже сделали приблизительный экономический расчет, по которому установка трех комплексов обойдется всего в 7–8 млн рублей, а стоимость вывоза снега для горожан уменьшится вдвое. Впрочем, в этом вопросе потребуется более детальное исследование.

«По нашим оценкам, потребуется около 7–8 млн рублей. Окупиться это может в течение пяти лет. Чистая прибыль будет составлять порядка 17 млн ежегодно. Сейчас примерная стоимость вывоза снега 60–70 рублей за куб, мы бы сократили до 30–35 рублей», — заявляет он.

Изобретатель говорит, что компания выходила с этим проектом в мэрию, однако идея подвисла на стадии обсуждений. При этом глава УДХБ Казимиров в разговоре с редакцией признал, что эта схема может быть вполне жизнеспособной. Он считает, что муниципалитету закупать установки невыгодно, однако ресурсоснабжающей организации ничто не мешает реализовать снеготаялки на своих собственных сетях — администрация возражать точно не будет.

«Ресурсоснабжающие компании по большому счету и должны быть инициаторами, они должны предлагать свои услуги, потому что они эту воду будут сбрасывать в свои канализационные коллекторы. Это может быть для них эффективно и даже выгодно. Наработки у них хорошие, но проект пока в работе», — отметил Казимиров.

Не панацея

При этом эколог Костарев считает, что необходимость снегоплавильных станций не так однозначна: главная проблема в плохой уборке снега, а не в способе его утилизации.

«Что изменится, если мы начнем использовать снегоплавильные установки? По сути, снег все равно придется куда-то везти и чистить то, что останется после него. С точки зрения экономики это довольно затратный механизм, если говорить о целом городе. На мой взгляд, самое главное — вовремя вывозить. И не куда попало его сваливать, а в специальное место. И вторая задача, которая у нас не решается, — организация нормальной канализации для поверхностных вод. Нужно все дороги, тротуары правильно оборудовать. Но это вопрос десятилетий», — отмечает специалист.

По его словам, снежные полигоны допустимы, однако они должны находиться на специальных местах с категорией земли, предназначенной для этого, и системой контроля загрязнения почвы.

Аналогичного мнения придерживается урбанист Николай Кондаков.

«На экстренные случаи можно иметь такую штуку, но в первую очередь надо правильно убирать снег. Это работает так, что, если вы не можете вывезти снег на полигоны из-за нехватки ресурсов, то надо топить его на месте. Если можете, наверное, лучше вывозить. Важно понимать, что для снегоплавильных установок нужны нормальные сливы и канализации», — считает он.

***

Таким образом, снегоплавильные установки вряд ли избавят город от сугробов и подтоплений — вопрос в системе уборки снега, которая во многом возлагается на добросовестность УК и частных хозяйственников (хотя и муниципальные территории далеко не всегда убраны надлежащим образом). Тем не менее проект по открытию «таялок» на объектах «Водоканала» выглядит перспективным — если это не станет панацеей, то, возможно, сократит расходы на транспортировку снега до полигонов.

Подпишитесь