Posted 7 декабря 2020, 04:39
Published 7 декабря 2020, 04:39
Modified 19 августа, 21:41
Updated 19 августа, 21:41
Вокруг вырубок в Омске постоянно возникают конфликты. Одни готовы с пикетами отстаивать каждое дерево, другие пачками подают заявки на снос, потому что заросли загораживают фасады с вывесками, мешают рекламным конструкциям или попадают в зону строительства.
Роль арбитра в этих спорах отведена действующей при администрации комиссии по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений, без санкции которой в городе не имеют права срубить ни одной ветки. Поэтому каждый месяц туда обращаются десятки жителей и предприятий, чтобы согласовать снос деревьев, которые по какой-то причине кому-то помешали. Город55 решил проанализировать протоколы заседаний комиссии за последние полгода (раньше они не публиковались в открытом доступе), чтобы понять, где и сколько в Омске вырубают деревьев и чем это обосновывают.
За шесть месяцев в городе постановили снести 4920 деревьев и почти столько же обрезать. При этом компенсационное озеленение за то же время предполагает высадку лишь порядка 3000 саженцев.
Справка: компенсация вырубок в Омске проводится по схеме 1:3, если сносится здоровое дерево ради каких-либо хозяйственных нужд, и 1:1, если убирается аварийное. Также есть вариант денежного возмещения. При этом от компенсации освобождены бюджетные учреждения, например, школы и детские сады, а также управление дорожного хозяйства и благоустройства (УДХБ), которое проводит работы на землях общего пользования за счет бюджета. В этом случае новые высадки могут включаться в план озеленения, но юридически к компенсации это не относится и остается на усмотрение чиновников. Поэтому цифры компенсационных высадок по протоколам меньше, чем вырубок.
Ноябрь
Только в ноябре в Омске разрешили вырубить около 1170 деревьев и обрезать 1400. Самыми масштабными оказались рубки под строительство нового кадетского корпуса в районе парка Победы. АО «ОмскВодоканал» вышло с просьбой убрать 366 деревьев и 468 кустарников на участке между улицами 60 лет Победы и Суворова, АО «Омскгоргаз» — 184 дерева и 70 кв. м поросли для выноса газопровода из пятна застройки. Комиссия не возражала, постановив, что компании должны возместить этот ущерб высадкой 1018 и 304 крупномеров соответственно. Места посадки не определены.
32 дерева снесут для строительства заездного кармана на дублере ул. Лукашевича. В департаменте городского хозяйства заверили, что эти потери включат в план озеленения округа и восстановят за бюджетный счет, но еще не ясно, где и когда. Также 300 штук кронируют на «Зеленом острове» в рамках благоустройства. Большой объем — 320 деревьев — составляют заявки школ и детских садов, которые в массовом порядке обращаются за вырубкой аварийных деревьев на своих территориях. Эти вырубки, как уже говорилось, не возмещаются. Еще около 150 сносит сам муниципалитет силами УДХБ. Обычно это либо аварийные деревья, либо те, что мешают ремонту коммуникаций или другим работам (сюда же входят вырубки на дублере Лукашевича).
Нужды бизнеса тоже оказываются в приоритете. Например, медиахолдингу «Слово» одобрили вырубку 4 и обрезку 25 здоровых деревьев, которые мешали установке рекламных конструкций. За снос компания заплатит в городской бюджет всего 9.8 тыс рублей (кронирование при этом оказывается бесплатной «услугой» для бизнеса). 6 тополей и лип помешали ООО «Дарина» — растут ближе 5 метров от фасада, поэтому убрать их разрешается безвозмездно.
Октябрь
В октябре согласовали вырубку порядка 860 деревьев и обрезку 1090. 120 решили снести на «Зеленом острове» (треть из них здоровые). 270 аварийных срубает Омский аграрный университет — при условии высадить то же количество на своей территории. 330 убирает УДХБ в разных округах — это больные либо закрывающие коммуникации деревья. Еще от 38 аварийных посадок решили избавиться в Советском парке на участке, который сдается в аренду бизнесу.
98 штук добилось права кронировать АО «Омскшина», так как заросли задевали систему сигнализации. «Первой башенной компании» разрешили снести 4 здоровых тополя и 121 кв. м «порослевого возобновления» для установки вышки сотовой связи (компенсация — 12 саженцев). Школы, садики и спортивные учреждения согласовали вырубку около 90 и обрезку 380 старых деревьев.
Сентябрь
Такое же количество — около 860 деревьев — разрешили вырубить в сентябре. Сразу 511 по заявке департамента строительства отправили под топор в поселке «Биофабрика», где возводится новый детский сад. По той же причине сносится 18 кленов в Безымянном переулке на Московке. По заявкам школ и детских садов вырубают более 110 аварийных деревьев. В округах силами УДХБ сносят 160 штук. Обрезка затронула 825 деревьев. Компенсация — 90 штук плюс 12.8 тыс рублей.
Август
Август был еще более обильным на вырубки. Всего подлежащими сносу признали более 1080 деревьев, обрезке — около 1250. 78 попали в зону строительства ЖК «Дачный» на 2-й Кольцевой (заявка КСМ «Сибирский железобетон»), компенсация — 234 крупномера. 88 в основном здоровых насаждений помешали ремонту теплотрассы в 17-м Военном городке (АО «Омск РТС»), возмещение не предусмотрено. МП «Парк им. 30-летия ВЛКСМ» на ул. Андрианова сносит 51 и обрезает 250 деревьев.
231 старое дерево решили убрать с территории ОмГТУ — посадки обязаны возместить в том же объеме. 327 получили право срубить школы и детские сады. В округах «зачистили» 250 деревьев, в основном аварийных. Кроме того, снести 3 березы позволили подрядчику «Лимакмаращстрой» на месте строительства «Арены Омск» — правда, планы озеленения там фантастические: 187 деревьев высотой 4-5 м и 3626 кустарников. Вообще же компенсация за вырубку больше тысячи деревьев — 696 штук.
Июль
В июле темп был ниже — согласован снос 630 и обрезка 230 деревьев. Самыми масштабными стали рубки в рамках благоустройства берега Оми и строительства новой гостиницы у «Туриста». В эту зону попали 160 здоровых деревьев, а также заросли клена, вяза и кизильника. Живые изгороди также ликвидировали по периметру Театральной площади во время реконструкции. В целом по инициативе УДХБ в разных округах разрешили 470 вырубок, в том числе 201 — на участках, предоставленных многодетным семьям для ИЖС. На школы и садики пришлось около 160 разрешений.
При этом обязательная компенсация составила лишь 2 дерева взамен аварийных и одно денежное возмещение в 3.7 тыс рублей. Все остальные вырубки не предполагали ее, так как проходили в рамках работ за счет бюджета.
Июнь
В июне выдали меньше всего разрешений на снос за весь период — 320 штук (и 230 обрезка). 147 деревьев решили снести для строительства крытого катка у Советского парка за спорткомплексом «Сибирский нефтяник» (компенсация — 441 саженец). 14 вязов отправили под топор у «Главпочтамта», так как, по мнению собственника помещения на 1 этаже, они скрывали фасад (компенсация — 70 кустарников). На школы и садики пришлось 50 вырубок. В округах УДХБ убрал около 100 деревьев, в том числе шаровидные ивы на Герцена, затрудняющие видимость дорожных знаков, «в связи с тем, что обрезка указанных деревьев ухудшит их внешний облик».
Почему так много рубят?
Члены комиссии не видят в этом проблемы избыточных вырубок. Депутат горсовета Алексей Саяпин, входящий в ее состав, объясняет цифры тем, что много заявок поступает от школ и детских садов.
«Большинство деревьев, которые сносят, — аварийные. Большое количество разрешений на вырубки берут детские сады и школы. Деревья старые, они несут опасность для детей. Денежные средства на снос и кронирование не были заложены в прошлые годы, и сейчас их выделяется немного. Но школы все равно заявляются. Поэтому у нас и появились эти изъятия зеленого фонда. В течение года, когда выдано разрешение, не все будет вырублено, и через год они так же обратятся на комиссию», — говорит он.
Восстанавливать эти фонды стараются за счет компенсации, которые выполняют за вырубки другие хозсубъекты. При этом депутат признает, что возмещение не всегда выполняется правильно, не все высадки приживаются. И механизмы контроля этого пока вызывают вопросы.
Полагаться на денежные выплаты тоже не очень приходится — как видно выше, в бюджет за счет них поступают сущие копейки.
«Ситуация с вырубками и компенсацией у нас вообще не отрегулирована. Существующая комиссия ангажирована администрацией и принимает решение, которое администрация транслирует. Аварийным у нас могут признать любое дерево. Никаких исследований, по крайней мере, раньше, у нас не проводилось, просто идет человек и говорит — вот это дерево аварийное. Таким они считают дерево, которое что-то закрывает: свет, провода и т. д. Наклон ветки на 40 градусов у них уже авария», — считает эколог Сергей Костарев.
По мнению Костарева, система компенсации в нынешнем виде профанация еще и потому, что молодые высадки не будут полноценной заменой срубленным деревьям еще долгие годы.
«В городе, конечно, много деревьев, но теряем мы их там, где они нужнее всего: вдоль дорог, во дворах. К ним относятся как к мебели — давайте их переставим. Но деревья так не работают. Мы не Москва, где за миллионы рублей можно ставить 5-метровые крупномеры. У нас все равно прутики втыкают, которые начинают работать через 10 лет — если начинают, — говорит эколог.
Проблему могла бы решить планомерная реконструкция зеленых насаждений, когда проводится подбор деревьев по видам вместо спонтанных вырубок и высадок в случайных местах.
Однако дело упирается в деньги.
«Мы [комиссия] пилим только то, что имеет плохое санитарное состояние. Говорят, что нужно осуществлять подбор по видам деревьев. Да. Но все упирается в деньги — было бы больше средств, больше бы высаживали», - признавал проблему член комиссии, декан ОмГАУ Алексей Гайвас.