Posted 15 апреля 2019, 04:45
Published 15 апреля 2019, 04:45
Modified 19 августа, 21:11
Updated 19 августа, 21:11
Зита и Гита родились в 1991 году в Киргизии. В 2003 году девочек разделили в результате уникальной операции в московской клинике. Обе выжили, но спустя несколько лет у Зиты начались проблемы со здоровьем. В 2015 году, в возрасте 24 лет, она умерла от полиорганной недостаточности (одновременное поражение нескольких органов или систем организма). После ее смерти мать посвятила себя благотворительности и заботе о второй дочери, Гите.
Цели в Омске
В Омск Зумрият пригласили сотрудники «Радуги». По ее словам, предложение она приняла не раздумывая. Женщина является волонтером доброты в Киргизии, часто ездит по стране, организовывает сборы средств для больных детей. Однако в России с такой миссией она еще не была. Зумрият говорит, что одна из целей — перенять опыт местных специалистов по паллиативной помощи. Например, ее интересуют современные поддерживающие костюмы для детей с ДЦП, которые на ее родине можно встретить только в платных столичных клиниках. Она ищет способы сделать подобные приспособления доступнее обычным семьям.
Женщина надеется, что омский опыт поможет ее собственному благотворительному центру, который она основала в родном селе в память Зиты. Другая цель визита — моральная поддержка мам, дети которых оказались в хосписе.
«Мне многие мамы пишут, просят совета. Я веду переписку, поддерживаю, чем могу. И они начинают немного по-другому смотреть на жизнь. В Омске буду заниматься тем, чем смогу быть полезной. Мне нетрудно все, и физическая помощь тоже. Хочу быть маленькой частичкой этого дела. Я не могу оказать финансовую помощь, но хочу побыть с сильными, смелыми мамами, которые сражаются за жизнь своих детей», — рассказала Зумрият Городу55.
Жизнь в Киргизии
В Омске женщина пробудет несколько дней. По ее словам, она не может надолго отлучаться из своего центра «Право на лучшую жизнь», который создала в селе после смерти Зиты. Сейчас там находятся 18 детей — сироты и инвалиды, а также 20 пожилых людей, нуждающихся в паллиативном уходе. Содержать центр достаточно трудно не только с финансовой точки зрения — в киргизской глубинке есть проблемы с дорогами и транспортной доступностью. Специалисты там работают практически за копейки: получают 1-5 тысяч сомов (валюта Киргизии). Зарплата самой Зумрият — 7 тысяч сомов (6,5 тысячи рублей). Для сравнения, средняя зарплата в стране, по данным knews.kg, составляет около 15,4 сомов (порядка 14 тысяч рублей), в отдаленных районах не больше 10 тысяч сомов (9,2 тысячи рублей).
Несмотря на медийную известность, вниманием государства семья Резахановых не обласкана. В Киргизии у нее нет особых льгот. Единственная официальная поддержка от России — дарование в 2016 году Зумрият и Гите российского гражданства, которое дало право на бесплатное лечение в стране и пособие дочери по инвалидности — «несколько тысяч», по словам женщины. Гражданство РФ Зумрият с гордостью называет подарком президента (хотя Зита этого так и не дождалась). Других официальных источников дохода нет, зарплата женщины почти целиком уходит на бензин — по роду занятий ей приходится много ездить. Семья занимается сельским хозяйством и живет в основном за счет этого.
«Нам помогают люди. Собираем деньги всем миром. В Турцию летали на лечение. Гита болеет, мы боремся сейчас за ее жизнь», — говорит Зумрият.
Борьба за жизнь Гиты
Оставшаяся в живых близняшка очень тяжело пережила смерть сестры. Спасение она нашла в религии. Сейчас Гита учится на четвертом курсе в исламском колледже, изучает теологию, владеет арабским, частично английским и узбекским языками, выучила наизусть Коран. Она хочет быть теологом и заниматься преподаванием. Родители этот выбор одобряют. Зумрият рассказывает, что боялась отпускать дочь в другой город, решилась только потому, что в колледже был знакомый директор. Но теперь гордится ее успехами.
Однако в последнее время у Гиты начались серьезные проблемы со здоровьем. У нее выросла новая почка, которая не может функционировать и потенциально является смертельной угрозой.
«Это нонсенс в медицине. Организм у нее атипичный, все болезни протекают по-своему. Раньше у Зиты выросла матка, хотя репродуктивные органы удалили, и начала ее убивать. Но тогда смогли прооперировать. У Гиты новая почка величиной в несколько сантиметров, из нее жидкость выливается в организм. Долго не могли понять, что это, но в Турции врачи подтвердили. Правда, так и не увидели, куда она ведет. Сказали, операцию нельзя делать, риск слишком высок. С этим она может прожить и 15, и 30 лет, но любая атипично протекающая болезнь может повлиять очень плохо», — поделилась Зумрият.
Точных прогнозов врачи не дают. Остается только пристально следить за здоровьем и избегать малейших заболеваний.
В этих условиях постоянной борьбы за жизнь Зумрият ищет поддержку в благотворительности.
«Я 27 лет наблюдала, как страдают мои дети, видела, как умирает моя дочь. И для себя поняла, что это испытание. Когда умерла Зита, я надолго попала в больницу. Но пришла к тому, что просто так умереть я не могу, хочу еще пожить, приносить пользу. Хочу передать то, чему научилась», — говорит она.
Отметим, в омском хосписе, который открывается в понедельник после года проволочек, Зумрият ждут 22 апреля.