Posted 14 декабря 2018, 06:24

Published 14 декабря 2018, 06:24

Modified 19 августа, 20:56

Updated 19 августа, 20:56

Городок для китайцев под Омском: полная история конфликта

14 декабря 2018, 06:24
Омск снова в федеральных лентах. Безумие. Оккупация. Людей пугают китайцами, призывают требовать смены власти, перекрывать дороги. Кони, люди – все смешалось в доме Облонских. Максимально коротко о причине, участниках и последствиях конфликта вокруг китайского городка в расследовании Город55.

Предпосылкой конфликта можно считать решение о модернизации ОНПЗ, принятое в 2008 году. Проект стоимостью 300 млрд рублей реализовывается в два этапа. Первый закончился в 2015 году: завод полностью перешел на выпуск моторного топлива по стандарту Евро-5. Во втором этапе на ОНПЗ, в том числе, будет модернизирован комплекс глубокой переработки нефти. Для реализации проекта на конкурсной основе были отобраны компании из 14 стран. Среди прочих оказалась китайская компания СС-7.

СС-7 (China National Chemical Engineering No.7 Construction Company Limited или Китайская национальная химико-инженерная строительная компания №7) работает на рынке с 1964 года. Головной офис в Сычуань КНР, но крупными промышленными стройками занимаются по всему миру (Иран, Вьетнам, Бангладеш, Пакистан, Малайзия, Саудовская Аравия, Лаос, Туркменистан). В России строили завод химических удобрений «Аммоний» в Татарстане, нефтехимический комплекс «ЗапСибНефтехим» («ЗапСиб-2») в Тобольске. Теперь компания получила подряд в Омске.

Всего за три года на объекте в Омске должны побывать 3,5 тыс. работников СС-7. Но не разом, а учитывая ротацию: сначала приехали инженеры сделали проект, потом рабочие – возвели, потом снова инженеры для настройки и пуска установки. Всего, насколько известно из публикаций в СМИ, компании необходимо присутствие порядка 1,8 тыс. работников ежегодно. По неофициальным данным, сейчас в Омске находятся чуть больше тысячи китайских рабочих. Очевидно, с самого начала было принято решение о строительстве вахтового городка. Насколько известно Город55, обсуждались варианты аренды квартир в одной из новостроек в Амуре или строительство бараков в Нефтяниках. До тех пор, пока рабочие не получат окончательную временную прописку, компании требовалась тысяча спальных мест. В этот момент по Омску поползли слухи.

Поле страхов

Присутствие иностранных компаний в регионе не афишировалось. Понимали ли тогда в СС-7, что кота в мешке не утаить, но к СМИ никто не обращался. По законам PR информационный вакуум наполняется мусором. В марте Фонд стратегического развития Омской области стал искать места для проживания иностранцев и в СМИ стали утекать негативные инсайды.

Самый очевидный вариант состоит в том, что новости попадали в СМИ через чиновников (они были откровенно обеспокоены и первое время даже не давали квоты на присутствие в регионе иностранных рабочих) и строителей (ОНПЗ – желанный объект сотрудничества для многих застройщиков или поставщиков-производителей отвергнутые и обиженные, они пробовали формировать негативный облик иностранцев). Еще можно уверенно сказать, что в марте-апреле не было точного понимания, кто едет работать в регион: китайцы или турки. Ходили слухи, что почему-то любвеобильные турки создадут напряжение в городе, и из-за их гипотетических притязаний к местным девушкам будут возникать конфликты. Прошло полгода, и подобные разговоры вызывают улыбку, хотя бы потому, что некоторое количество граждан Турции уже пару лет работают в Омске, проживают в санатории «Рассвет» и не замечены в конфликтах с местными.

Публично озвучил претензию к иностранцам только застройщик Валерий Кокорин. В интервью газете «Коммерческие вести» он произнес широко уже известную фразу: «Турки работают, а наших используют, как рабов». Дальше в беседе он проговаривает проблему по существу.

«Наши ребята там работают с ними, но [не напрямую, а] через десятую фирму», - цитирует Валерия Кокорина издание.

Расселение

Временно расселить китайцев удалось в нескольких объектах. По неофициальным данным, которыми располагает Город55, гостей разместили (данные на конец ноября): в гостинице «Молодежная» (102 человека), в санатории «Русский Лес» (148), в гостинице «Амекс» (136), в гостинице «Иртыш» (127), в гостиничном комплексе «Камелот» (51), в поликлинике на Губкина, 2 (435), в санатории «Рассвет» (12). Всего 1011 человек.

Город55 пообщался с сотрудником одной из названных гостиниц. Выяснилось, например, что в марте 2018 года от посредников СС-7 поступило предложение платы за проживание из норматива 250 рублей за человека в сутки. Получив отказ, к теме не возвращались до начала лета, а в июле компания согласилась на плату 850 рублей за человека в сутки.

«О, это очень хорошие клиенты, - рассказывает собеседник. – Их увозят в семь утра, привозят около восьми вечера, в десять часов они уже все спят. В гостинице не питаются, постельным бельем не пользуются (у них свое). Из расходов на них только вода, но они потребляют меньше норматива, который у нас заложен на постояльца. Отапливаем мы с ними или без, свет потребляют – мелочь, сколько там лампочка намотает? Опрятные, чистоплотные, тихие – вечерами все заняты своими ноутбуками».

Из сказанного ключевое – это, конечно, цифры оплаты. Чуть позже мы к ним вернемся.

Городок

Точно не известно, как был выбран участок под городок в полукилометре от поселка Омский. Логично предположить, что его выбирала не китайская компания. Нельзя же приехать в новый регион, ткнуть в карту пальцем и сказать: «Здесь». Вероятно, существовал перечень требований: близость к северной промзоне, возможность подключиться к коммуникациям, чистота сделки. С последним пунктом возникли проблемы.

По данным СМИ, собственником двух земельных участков, отданных под вахтовый городок, является ООО «СТГ Групп», 50% которого принадлежит предпринимаетелю Александру Кардонису (вторая половина у ООО «Русские измерительные системы» с пропиской в Саратовской области).

Информация о возведении городка была опубликована в СМИ в середине сентября. К этому моменту участок уже был обнесен забором, то есть работы какое-то время велись. В СМИ опубликован документ – ответ одному из местных жителей поселка Омский от регионального Минимущества о том, что в сентябре от собственника участка поступил запрос на смену категории земли (исключение из земель сельхозназначения). Ответ датирован 23 октября, и логично предположить, что вопрос был подан не ранее 23 сентября, то есть уже после публикации в региональных СМИ новостей о строительстве городка.

Вот так, по-тихому, не уведомив местных жителей, начали строить объект, где предполагается проживание 1,8 тысячи иностранцев. Почему не обратились к жителям? Почему собственник не оформил документы раньше, почему этого не потребовали в СС-7? Почему сначала с земли сняли плодородный слой почвы (это необходимая процедура для законного использования земли сельхозназначения), а после подали документы? Последовательная работа сняла бы все последующие очаги напряжения.

Начало протеста

Публикация «СуперОмска» о строительстве городка для китайских рабочих стала региональной сенсацией и катализатором последующих событий. Напомним, до этой публикации существовал информационный вакуум, который заполнили слухи о приезде не то турок, не то китайцев. На этих дрожжах произошло неизбежное – о строительстве городка узнали, и непоправимое – источником информации стало СМИ, а не районные власти. Авторитет главы поселения и главы района на какое-то время оказался подорван.

К началу октября группа активистов из числа местных жителей свои иррациональные страхи перед соседством с китайцами сформулировали в рациональные претензии. Водопровод («Мы днями сидим без воды, жены на руках стирают, когда городок подключат, у нас будет Сахара»), дорога («Сколько надо автобусов, чтобы 7 тысяч человек увезти на работу»), безопасность («Вас [жителей] будет в три раза меньше») и детская площадка («Раз они работают на нашей земле, раз тут зарабатывают деньги – пускай и нам помогут! Давайте хотя бы что-то с этого получим!»).

4 октября на сходе граждан поселка Омский многие жители поддержали группу активистов. Под обращением к губернатору Омской области с требованием запретить строительство вахтового городка удалось собрать около 200 подписей (всего в поселке проживают 1,6 тыс. человек). Ни на одну акцию протеста эти 200 человек разом так и не вышли.

Тогда же, в октябре, администрация района совместно с собственником земельных участков, китайской компанией и местными жителя организовали рабочую группу. На ней обсуждалось взаимодействие вахтового городка и поселения. С этого момента формируются две параллельные реальности. В одной активные жители поверили новым соседям и в рамках созданной рабочей группы прорабатывают решение вопросов по воде и дороге. Вторая группа протестует на улицах, требует выгнать китайцев и сменить в поселке власть.

Эскалация конфликта

4 октября на сход жителей поселка Омский неожиданно подъехал десант из профессиональных оппозиционных активистов. Валентин Кузнецов, давно называющий себя правозащитником и закатывавший скандалы еще в середине 2000-х. Ирина Дроздова известная в регионе своими протестными голодовками. При новом губернаторе Дроздова еще не протестовала, а только угрожала ему этим, но предшественникам Буркова досталось: она голодала при губернаторе Викторе Назарове, при губернаторе Леониде Полежаеве. Ах, как она голодала при Леониде Полежаеве. Информационное сопровождение акций оказывала «Новая газета» в Омске и ее редактор Георгий Бородянский.

На первом сходе граждан были и другие представители несистемной, уличной оппозиции. Как сказала в комментарии Натела Полежаева: «Их там очень много фамилий, всех не перечислить».

Их оперативное появление и участие в сходе тогда удивило некоторых журналистов. Но особого значения их роли в конфликте никто не предал, казалось, что, будучи систематическими оппонентами любой действующей власти, активисты просто стремятся «раскачать» ситуацию, привлечь к ней больше внимания, вывести скандал на федеральный уровень.

Именно оппозиционеры, а не местные жители, выступают организаторами первого митинга против строительства вахтового городка. Акция получилась малочисленной. Из жителей поселка Омский на ней присутствовало не более 10 человек. Оппозиционеры поняли ошибку и 9 декабря провели митинг в самом поселке Омский. Но и здесь большая часть присутствующих оказалась привезенной из Омска. Получился эдакий протест с доставкой на дом.

Инициатива оппозиционеров в раскрутке протеста усиливает предположение, что цель – это создание скандала. Но так же легко предположить, что в мотивации у них присутствует корыстный интерес.

Рассвет конфликта

Комитет по правам человека, который возглавляет Валентин Кузнецов, расположен в санатории «Рассвет». Отделение движения «За права человека», координатором которого в Омске является Ирина Дроздова, расположен в санатории «Рассвет». Редакция «Новой Газеты» также расположена в санатории «Рассвет».

«Рассвет» принадлежит Нателе Полежаевой, экс-невестке экс-губернатора Омской области. Объект был приобретен, когда приставок «экс» еще не было. Но после развода с Константином Леонидовичем и отставки Леонида Константиновича дела пошли хуже. По ее словам, суть в том, что санаторий пытается отобрать группа заинтересованных лиц во главе с действующим министром здравоохранения Омской области Андреем Стороженко. Как бы то ни было, два года как «Рассвет» не получает квоты от Минздрава на реабилитацию инвалидов, и Полежаева, чтобы не потерять бизнес, вынуждена искать иные источники заработка. Часть имущества «Рассвета» и лично Полежаевой находятся под арестом, заведено уголовное дело о невыплате зарплат работникам санатория. Глава службы судебных приставов, покровительством которого предположительно пользовалась Натела Полежаева, арестован по обвинению в получении взятки.

В такой ситуации каждый пени имеет значение.

Последние полтора года в «Рассвете» получали прописку и пристанище многие оппозиционеры. В том числе упомянутые Валентин Кузнецов, Ирина Дроздова и Георгий Бородянский. Последний возглавил редакцию «Новой газеты», директором которой также стала Натела Полежаева. Постепенно оппозиционная группа Нателы Полежаевой уже стала главными ньюзмейкерами газеты, главными поставщиками контента, а издание воспринимается как «Вестник Рассвета».

Конфликт интересов

В социальных сетях тиражируется видео, на котором Валентин Кузнецов заявляет, что около тысячи китайцев живут в санатории «Рассвет». То же самое он повторил корреспонденту телеканала «Антенна-7», подконтрольного Валерию Кокорину.

Насколько известно Город55, больше года на территории «Рассвет» живет около 400 турок - рабочие компании ООО «Гемонт». А также с марта 2018 года на объектах, принадлежащих Нателе Полежаевой, живут 447 китайских рабочих из СС-7. 12 из них, по данным Город55, живут в санатории «Рассвет», 435 человек - в реабилитационном центре «Рассвет» на Губкина, 2. Те, что живут в санатории – повара, занимаются приготовлением пищи для всех остальных китайцев СС-7. Они три раза в день приезжают на прием пищи в «Рассвет». Те, что проживают на Губкина, 2 – рабочие.

Город55 обратился за комментарием напрямую к Нателе Полежаевой. На вопрос, проживают ли китайцы в «Рассвете», она сказала, что живут всего 6 граждан КНР, и полностью подтвердила информацию о том, что они занимаются кухней.

«В «Рассвете», правый берег Иртыша, 153, живут вроде бы 6 китайцев и 400 турок. Может быть, он [Валентин Кузнецов] с турками перепутал. А китайцы у нас три раза в день питаются. Приходят строем и уходят. Они тут не живут. Только шесть поваров. За проживание не платят, это входит в стоимость аренды столовой. А это [то, что при открытии вахтового городка для рабочих китайцы съедут и Полежаева потеряет прибыль] - это информационные вбросы, информационная война, направленная против «Рассвета». Это война против граждан», - заявила Натела Полежаева.

А затем бы задан вопрос, проживают ли граждане КНР в поликлинике на Губкина, 2.

«Да, но это не «Рассвет». Это бывшая поликлиника Нефтезавода. Да, там у нас живут 400 китайцев», - пояснила Натела Олеговна.

Интересно, что если набрать в 2Gis адрес Губкина, 2, то первая же организация, находящаяся в здании – центр реабилитации «Рассвет». При этом бывшая поликлиника, ныне центр реабилитации – официально не имеет жилплощади и не предполагает сдачи жилья в аренду.

Как сказано выше, тариф на проживание, который предлагали СС-7, составляет 250 рублей с человека в сутки. Неизвестно, удалось ли Полежаевой сторговаться, как некоторым другим директорам гостиниц, до 850 руб./сут. Поэтому считаем по 250 рублей за человека. От проживания китайских рабочих на своих объектах экс-невестка экс-губернатора получает по меньшей мере 3,3 млн рублей в месяц. Еще 3 млн - за проживание турок.

Забавная ситуация. Одной рукой развивать протест против оккупации Омска иностранными рабочими, другой - сдавать иностранным рабочим жилплощадь. Конфликт интересов.

Насколько известно Город55, сейчас в СС-7 ищут альтернативу всем объектам проживания китайцев. Здесь речь идет не только о конфликте с Нателой Полежаевой и ее оппозиционерами, речь про логистику – не так-то просто ежедневно собирать по всему городу отряды рабочих. Эффективнее организовать проживание в одном месте. И пока вахтовый городок не достроен, предполагается арендовать базу отдыха вблизи города.

Вопросы протеста

Последний митинг наиболее наглядно показал заинтересованность группы «Рассвета» в эскалации протеста. Чтобы протест казался массовым, сюда свезли коммунистов Омска и некоторых районов области, массовку НОДа, казаков, федеральных оппозиционных журналистов. Кажется, привезли всех, кто имеет отношение к санаторию. Не хватило только 400 турок.

В ходе мероприятия жительница Омска призывала жителей Омского активизироваться, перекрывать дороги. Коммунист из Тары заявил, что хоть в поселок и далеко ехать, но если понадобится, люди приедут. Кому понадобится? Для чего приедут?

Отдельно стоит отметить присутствие на митинге казаков. 2 декабря на сайте «Новой газеты» публикуется материал про восстановление в Омске местного самоуправления при участии казаков, а 9 декабря эти казаки уже поддерживают митингующих.

Себя они именуют участниками «Движения восстановления станиц» и никакого отношения к реестровому казачеству не имеют. Атаман Омского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества Владимир Щербань в разговоре с Город55 откровенно называет их «ряжеными» казаками.

«Это волна по России идет. Они ездят по городам, заезжают, чтобы сорвать какие-то деньги. Больше ничего. А вдруг кто-то клюнет, вдруг землю дадут. Наглые ребята. Мы отрицательно относимся к подобным организациям. Мы с ними встречались в августе на координационном совете, услышали только блеф, поняли, что их интересуют деньги», - говорит Щербань.

Но это к слову. Пусть они не ряженные, а истинные, это не имеет отношения к вопросу: что они делали на митинге? Зачем их атаман сказал жителям: «Казаки с вами»? С вами – это против кого?

Какой следующий шаг развития протеста готовится в «Рассвете»?

Отсюда следует главный вопрос: что будет с протестом против вахтового городка, если из уравнения убрать «Рассвет»?

Легко предположить, что ничего не будет – не будет протеста. Вероятно, группа возбужденных жителей предпримет попытки развивать начатое, но при строительстве детской площадки, при восстановлении дороги – то есть при реализации того, чем занимается рабочая группа других местных жителей, аргументы протеста будут убывать. В конце концов, только на «Рассвет» уходит около 3,3 млн рублей в месяц.

Подпишитесь