Posted 3 ноября 2018, 08:45
Published 3 ноября 2018, 08:45
Modified 19 августа, 21:00
Updated 19 августа, 21:00
Согласно последним правкам, с июня 2018 года рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится и в районных судах, поэтому Ровейн смог подать ходатайство в Октябрьский районный суд.
Присяжные отбираются случайным образом из баз данных об избирателях, участниках референдума, говорится в федеральном законе «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ». В каждом субъекте РФ каждые четыре года составляются список и запасной список кандидатов в присяжные, включая постоянно проживающих на территории конкретного региона.
При этом заседателями не могут быть люди младше 25 лет или старше 65 лет, имеющие непогашенную судимость, недееспособные, подозреваемые или обвиняемые по другим делам, сотрудники правоохранительных органов, чиновники, военнослужащие, адвокаты, судьи. Попавшим в выборку приходит соответствующее извещение.
«Участие является их гражданским долгом», - отмечено в законе.
Присяжные призываются один раз в год на 10 рабочих дней или дольше, если того требует рассмотрение дела. За счет средств федерального бюджета им выплачивается компенсация в размере половины оклада судьи конкретного суда пропорционально числу занятых дней. Но не меньше среднего заработка заседателя по месту его основной работы за такой период. Также суд возмещает ему командировочные, транспортные расходы. Разумеется, на это время заседателя не могут уволить. Более того, на присяжного временно распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.
В омском регионе суд присяжных рассматривает не больше 1-2 дел в год, рассказали ИА «Город55» в областном суде. Ни по одному из них не было оправдательного решения.
«Люди обращаются к присяжным от безысходности. И каждый надеется, что суд присяжных – это справедливость. Ожидают, что такой суд беспристрастный. Потом разочаровываются, а становится поздно. Еще и сроки получают больше, чем могли быть», - рассказал ИА «Город55» адвокат Олег Любушкин, в личной практике дважды сталкивавшийся с судом присяжных.
Исходя из практики работы присяжных в областном суде, на процесс изначально приходят 30 человек, затем идет отсев до 12 человек – такова норма. Отсев может быть по личным причинам с согласия суда. Люди не подозревают, что попали в выборку. Например, мать не может оставить маленьких детей, кого-то не отпускают с работы. Также до 6 немотивированных отводов может заявить прокурор. «Так остаются те, кто может кивнуть. Убирают тех, кто готов с интересом поучаствовать. Потом просто подписывают бумаги, жалованье и уходят», - делятся между собой некоторые адвокаты.
Присяжные не исследуют все материалы дела, Верховный Суд рекомендовал упрощать процесс, так как у заседателей нет специального образования. Вопросы и доказательства, которые планируется представить присяжным, заранее согласовываются с председательствующим - профессиональным судьей.
«По Батталову просили суд присяжных, так как были сложные обстоятельства со вторым фигурантом. Нам сказали не сообщать присяжным, что он мог быть психически не здоров, что это им знать не надо. <…> Но должно быть по-другому. Судья должен дать возможность адвокату и прокурору состязаться перед присяжными», - заявил адвокат.
Если суд присяжных и вынесет оправдательный вердикт, последнее слово все равно за председательствующим, который и определит итоговое наказание. Московские адвокаты делились, как судьи могут применять разные «рычаги», например, найти повод для роспуска коллегии присяжных.
«Систему терпят, потому что она есть, но ее испортили сами правоприменители. Это не то, что было задумано законодательством, на деле идея выхолощена полностью», - сделал вывод Любушкин.
К слову, Батталова суд присяжных не оправдал.
Источник: ИА «Город55»