Posted 20 сентября 2018, 06:13
Published 20 сентября 2018, 06:13
Modified 19 августа, 20:53
Updated 19 августа, 20:53
Дело в том, что Иван Колесник – известный в Омске спортсмен, соратник чемпиона мира по версии Bellator, руководителя авторской школы ММА Александра Шлеменко. На сайте УФССП журналисты нашли сообщения о том, что Колесник выступал за ведомство на соревнованиях по армейскому рукопашному бою, а также являлся инструктором. Людям, далеким от спорта, это может показаться странным, но только на первый взгляд.
В интервью ИА «Город55» известный тренер по рукопашному бою Владимир Пекшев рассказал, откуда в России появилась система привлечения сильных спортсменов для участия в турнирах правоохранительных органов, как эта система работает сейчас и почему сами спортсмены в ней заинтересованы.
- Владимир Михайлович, не стану ходить вокруг да около – я представляю, что многие омские спортсмены участвуют в соревнованиях за правоохранительные ведомства, лишь формально являясь их сотрудниками. Но не знаю, насколько это распространено.
- Давай так, раньше в СССР не было такой профессии – спортсмен. Ни в единоборствах, ни в легкой атлетике, ни в хоккее. Это сейчас хоккеисты стали профессиональными, появилась индустрия, а раньше были рабочими на заводах, слесарями, токарями и милиционерами. Как и все спортсмены всех видов спорта. Официально спорт был любительский. Но любительский спорт, во-первых, не приносит денег, во-вторых, не способен давать результат. Поэтому в порядке вещей было, когда предприятие или силовое ведомство курировало некоторые клубы. Лучшие спортсмены получали возможность тренироваться постоянно, то есть профессионально. А завод платил им зарплату, оплачивал командировочные, когда те выезжали на соревнования, покупал экипировку и так далее. Завод получал своего именитого спортсмена – гордость района, города. Остальные заводчане тоже тянулись в секции. Так популяризировали любительский спорт.
Вот, например, мой тренер Владимир Зборовский – выдающийся человек, заслуженный тренер России, да у него столько наград и достижений, что всю стену можно завесить. Он числился слесарем. При этом сам тренировался, ребят тренировал. Ты знаешь, что у него, например, занимались детдомовцы? Этим ребятам больше других в жизни нужен правильный ориентир, правильная среда общения. И Зборовский стал для них таким ориентиром. Спорт стал для них средой. Сейчас многие из них – это бизнесмены, прекрасные тренеры и так далее. А числился, как я сказал – слесарем.
- Но по специальности не работал?
- Пока выступал – нет. Закончил карьеру, пошел работать по специальности. Ну, какое-то время. Зарплата у тренера – это всегда гроши. Так было тогда, так же и сейчас. Любой клуб держится на помощи друзей и спонсоров. Некоторым помогает администрация города, но они же не могут всех содержать.
А когда карьера спортсмена заканчивается, куда идти? По специальности? И здесь хорошую службу для спортсменов играют войсковые части или силовые органы. Им нужно готовить кадры, повышать квалификацию, обучать приемам рукопашного боя, а ставки инструктора нет. Вот как им быть? Даже в частной организации, например, которая занимается охраной, не предусмотрен тренер или инструктор. Я через это прошел. Они приглашают на должность сотрудника, но устно договариваешься, что будешь тренировать ребят. Точно так же это выглядит в государственных учреждениях.
- А почему бы систему не изменить? Предусмотреть в штате профессиональных инструкторов. Так их и назвать. Зачем делать это полулегально, зачем держать подставных бойцов? Я специально посмотрел сообщения на сайте регионального УМВД. Пожалуйста, в 2009 году на первенстве «Динамо» победу одержал сержант милиции Александр Шлеменко. 2010 год – победители соревнований МВД – милиционер патрульно-постовой службы Александр Шлеменко, старший сержант милиции, сотрудник ППС Александр Сарнавский. Ну, мы же все знаем, кто такой Шлеменко – это чемпион мира! Какой из него сотрудник ППС? Что он, жуликов задерживал, что ли?
- Я понимаю, о чем вы. Но тут же не это важно, задерживал Александр жуликов или нет. Здесь важно другое. Во-первых, тогда он еще не был так известен. Он просто был очень способным спортсменом. И когда он выступал на соревнованиях, в том числе за МВД, другие сотрудники пытались равняться на него. Он был примером. Во-вторых, его квалификация была выше, чем у многих других сотрудников, а значит, он мог передать свой опыт и знания другим. Это же и есть задача тренера.
- Это понятно. Я про другое. Не лучше ли, чтобы на соревнованиях МВД выступали действительные сотрудники МВД, а не приглашенные «гладиаторы»?
- С одной стороны, вы верно рассуждаете. Но мы возвращаемся к тому, с чего начали. Нет индустрии профессионального спорта. По крайней мере, в единоборствах. Если бы спортсмены, которые сегодня известны на весь мир, которые теперь являются гордостью Омска, в свое время не прошли через такую систему содержания, если бы они не числились где-то и не получали этой финансовой поддержки, то и не было бы у нас этой гордости. Невозможно совмещать спорт высоких достижений и работу.
Если бы от Шлеменко требовали работать в ППС, а не тренироваться по 6 часов в день, то не было бы у нас прекрасного спортсмена. И так со всеми. Зборовский, Пушница и так далее до Карелина. Или, представьте, если бы Владислав Третьяк (советский хоккеист, президент Федерации хоккея России, полковник в отставке – прим. ред.) вместо тренировок занимался бы сыскной деятельностью – он же полковник милиции, кто бы играл за страну? А сколько людей занялись спортом, стали поддерживать здоровый образ жизни, ориентируясь на легендарных спортсменов? А ничего бы этого не было. Вот и подумайте, нужна такая система или нет. Чего от нее больше, пользы или вреда?
- Очевидно, что пользы больше.
- Вот. Или если человек все-таки выбирает спорт, а поддержки нет. Что ему делать? Семью кормить надо и тренироваться надо. Он либо концы с концами еле сводит, а потом все-таки уходит из спорта. Либо уезжает. Много же спортсменов омских просто уехали. А Зборовский остался. Пушница остался. Шлеменко остался. Тищенко остался. И слава богу, столько позитивного сделали для города.
- Это тоже очевидно.
- Правильно. А теперь, что касается именно нашего спорта – рукопашного боя. Нет спортивного рукопашного боя, есть армейский и милицейское «Динамо» (то есть правоохранительных структур). Гражданский спортсмен не может участвовать в соревнованиях. Напрямую не может. Официальные турниры, соревнования проходят только внутри армии или «Динамо».
В свое время проходил турнир имени Александра Невского в Санкт-Петербурге. Мой ученик (не буду называть имя) – мастер спорта, неоднократный чемпион России. Его пригласили участвовать. Но участвовать он не мог, так как не является военнослужащим. Одна из военных частей, расположенных в Омской области, предложила ему участвовать от них. Для него это опыт, для них – заявка на победу. Все в выигрыше. И биться ему приходилось с такими же, как он, профессиональными спортсменами, выступающими от других военных частей. Потому что других вариантов выступать у них просто нет.
- А как умудрились его оформить временным военнослужащим?
- Это уже не ко мне.
- Если вернуться к первоначальному вопросу. Владимир Михайлович, как вы считаете, Колесника справедливо вплели в уголовное дело?
- Я не знаю нюансов, но выглядит все это несправедливым. Несерьезно это. Его вины здесь точно нет. Он не крал, не обманывал. Парень занят делом, тренирует, выступает, развивается. Не там они жуликов ищут.
И, в конце концов, если на него завели уголовное дело, получается, так можно многих спортсменов под уголовную ответственность подвести. И многие ведомства. Вот интересно: те, кто завел дело – у них за ведомство кто выступает на соревнованиях?
Источник: ИА «Город55»