Posted 31 мая 2020, 09:27
Published 31 мая 2020, 09:27
Modified 19 августа, 21:18
Updated 19 августа, 21:18
Государственная компания «Российский экологический оператор» (РЭО), которая сопровождает мусорную реформу в регионах, представила правительству РФ проект федеральной территориальной схемы по обращению с отходами.
В документе уточняются источники образования отходов, существующие объекты инфраструктуры и маршруты перемещения твердых коммунальных отходов (ТКО).
Согласно проекту федеральной территориальной схемы, более десятка российских регионов оказались на грани мусорного коллапса из-за отсутствия легальных мест размещения ТКО. Один из таких регионов — Омская область.
Сегодняшняя ситуация
На территории Омска и Омской области ежегодно образуется около 1 млн тонн отходов. Мусоросжигательные и мусороперерабатывающие комплексы в регионе отсутствуют. Единственным объектом размещения ТКО, включенным в реестр и имеющим лицензию, является полигон на территории Называевского района. Однако мощность данного объекта составляет всего 3.5 тыс. тонн мусора в год и не позволяет осуществить размещение всего объема образующихся ТКО.
Других действующих полигонов на территории региона сегодня нет вообще. В Омске ранее работали полигоны в Ленинском, Кировском и Советском округах, но теперь они закрыты по решению суда.
Сбор ТКО в городе осуществляется на обустроенных площадках временного накопления на Ленинской и Кировской свалках. А также на ближайшем к Омску полигону в селе Надеждино Омского района.
Заметим, надеждинская свалка прекратила размещение отходов с февраля 2017 года. Сегодня она работает в режиме площадки накопления отходов, но срок разрешения на работу у нее истекает в 2020 году, и куда будет свозиться городской мусор с января следующего года — непонятно.
Признание проблемы
В региональном минприроды Городу55 подтвердили: на территории Омской области, и особенно в областном центре, действительно существует острая потребность в объектах размещения ТКО, соответствующих требованиям действующего законодательства.
Тем не менее чиновники не считают ситуацию критичной и убеждены, что мусорный коллапс в регионе не случится. Проблему с недостатком мощностей для размещения ТКО они рассчитывают временно решить за счет использования полигонов, которые не включены в государственный реестр объектов размещения отходов.
Добавим, такая возможность у области действительно имеется. В 2018 году Госдума РФ приняла поправки, которые позволяют до 1 января 2023 года легально свозить ТКО на полигоны, закрытые для размещения.
«Руководствуясь требованиями приказа Минприроды РФ от 14 мая 2019 года № 303, в адрес Минприроды РФ в октябре 2019 года направлены заявления о включении 32 объектов в перечень объектов размещения ТКО на территории Омской области (по одному объекту в 30 районах Омской области и два объекта на территории города Омска).
При условии согласования Минприроды РФ эти объекты позволят осуществлять легитимное размещение всего объема ТКО до 1 января 2023 года»,
— сообщили в омском минприроды.
В то же время кардинально разрешить ситуацию с мусором в Омске и области можно только за счет ввода в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры обращения с ТКО, говорят чиновники.
Такими объектами должны стать межмуниципальный центр обращения с отходами на территории Таврического района мощностью 400 тыс тон мусора в год (по плану, разработка проектной документации будет завершена до октября 2020 года, срок окончания строительства — 2023 год).
А также возведение аналогичных комплексов на территории Тарского и Омского муниципальных районов (в настоящий момент идет подготовка конкурсной документации для заключения концессионных соглашений по строительству этих объектов).
Нужна планомерная работа
Председатель общественной организации по охране и защите природных ресурсов «Российское экологическое общество» Рашид Исмаилов уверен, что никакого мусорного кризиса в Омске не произойдет, хотя признает: проблема с полигонами стоит остро.
По его мнению, первая часть проблемы — наследство мусорного прошлого: закрытые свалки на территории Омска и муниципальных районов. В данном случае эколог не исключает возникновения сложностей с получением документов на работу этих закрытых полигонов в режиме временного накопления.
«Для того, чтобы они стали полностью легальными, регион подал предложения в Минприроды России для согласования возможности их использования при соблюдении определенных экологических требований. Пока вопрос в стадии отработки. Но хочу подчеркнуть: по стране существуют лишь единичные примеры утверждения подобных объектов», — сказал Исмаилов.
Вторая часть — строительство новых полигонов. По этому пункту могут возникнуть трудности из-за ограниченности средств, считает эксперт, и тогда потребуется финансовая поддержка со стороны федерального центра и корректировка сроков. Хотя, по последним данным, все идет по плану.
«Насколько я знаю, сейчас проводится работа со Сбербанком, с инвестором. Решаются вопросы строительства в рамках национального проекта „Экология“. Горизонт планирования 2-3 года, поэтому никакого коллапса нет, идет планомерная работа», — отметил Исмаилов.
Временное складирование мусора — профанация
Между тем омский эколог, профессор ОмГУПС Сергей Костарев видит ситуацию несколько иначе. По его словам, «Российский экологический оператор», проведя исследование и заявив о нехватке мусорных полигонов в регионе, лишь подтвердил то, что было давно известно.
Идею с временным разрешением на складирование мусора эксперт считает искажением смысла мусорной реформы. В то же время корень проблемы он видит в неудачной территориальной схеме, разработанной в Омске.
«На мой взгляд, временное складирование — это профанация. Я слабо представляю, что до 2023 года мусор будет складываться, а потом его куда-то вывезут.
Та территориальная схема, которая была разработана в 2016 году, она предусматривала строительство шести полигонов на территории Омской области. Потом пришел новый регоператор с очень странными предложениями, и был разработан новый вариант схемы. Мне непонятно противоречие, которое заложено в нашей территориальной схеме, которая предусматривает в течение первого года работы регионального мусорного оператора переработку 85% отходов, а начиная со второго года — 90%. Это нереальные цифры. Но это было условием лицензионного соглашения с нашим регоператором. Прошло уже полтора года, как они получили лицензию, но ни полигонов, ни переработки — ничего нет», — говорит эксперт.
26 мая 2020 года министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья Лобов утвердил новый вариант территориальной схемы обращения с отходами, но и ее эксперт считает недостаточно проработанной.
«В ней рассматривается четыре возможных варианта размещения объектов и логистики. От „базового“ — три объекта (сортировка и полигон) на всю область — до „текущего“ (ссылка на схему 2016 года), где ни компостирование, ни захоронение вообще не указано в описании. В общем, схема полностью нерабочая и стратегически ошибочная. Работать не будет», — уверен Костарев.
Есть ли выход
Проблема отсутствия в Омске мусорных полигонов не нова. Она была обозначена еще в 2005 году. Тогда же экспертами была сформулирована и принята стратегия по обращению с отходами в Омской области. После 2010 года о ней позабыли.
Сегодняшняя ситуация — следствие того, что почти 10 лет в Омской области ничего не делалось для повышения ресурсов имеющихся мусорных полигонов и строительства новых площадок.
В сложившихся обстоятельствах очень актуальна легализация до 2023 года закрытых полигонов. И такое разрешение наверняка будет предоставлено региону, иначе мусорного кризиса не избежать. Но после не должно быть никакого успокоения. Следующий шаг — срочное строительство полигонов. По мнению экспертов, при достаточном финансировании вполне реально за год построить один новый мусорный комплекс.
Выходом могло бы стать внедрение раздельного сбора мусора. По некоторым оценкам, если сегодня в Омске запустить раздельный сбор мусора, то через 3-4 года количество образующихся отходов резко снизится.
Кстати, Минприроды РФ уже разработало «дорожную карту», которая сейчас находится на согласовании в соответствующих ведомствах. Предполагается, что на первом этапе (вероятно, теперь не ранее 2021 года) будет проведен эксперимент в нескольких пилотных регионах, и в случае положительного результата опыт распространят по всей стране.
Но до этого еще далеко. В ближайшей перспективе к всеобщему внедрению раздельного сбора мусора не готов никто: ни население, ни инфраструктура, ни региональный оператор.