Posted 24 января 2020, 05:18
Published 24 января 2020, 05:18
Modified 19 августа, 21:12
Updated 19 августа, 21:12
Но есть и такие, кто сомневается в том, что омские косметологи, кулинары, арендодатели, фотографы и другие самозанятые выйдут на свет.
Город55 выслушал разные точки зрения.
Спецрежим в Омске
Специальный налоговый режим для самозанятых граждан начал применяться с 2019 года в четырех регионах — Москве, Московской и Калужской областях и республике Татарстан. С 2020 года к эксперименту присоединились еще 19 субъектов РФ, в том числе и Омская область.
Согласно новым правилам, самозанятые омичи теперь смогут легализовать свой микробизнес. Достаточно установить на телефон или компьютер приложение «Мой налог» и платить с его помощью 4% от доходов при работе с физлицами или 6% — при работе с юридическими лицами. Вся отчетность формируется автоматически. Осуществлять какие-либо еще платежи (к примеру, в Пенсионный фонд или Фонд соцстрахования) не требуется. Впрочем, есть и ограничения. К примеру, самозанятым нельзя привлекать наемных работников, а размер ежемесячного оборота деятельности не должен превышать 200 тыс рублей.
Как пояснили Городу55 в министерстве экономики Омской области, такие условия для самозанятых будут сохранены до 2028 года. Кроме того, региональным минэкономики сейчас готовятся изменения в правила работы подведомственных учреждений, содействующих развитию предпринимательства, для того, чтобы самозанятые граждане могли пользоваться мерами поддержки бизнеса, действующими в регионе.
«Согласно расчетным значениям Минэкономразвития России, до конца 2024 года в Омской области должно быть зарегистрировано 29.8 тысячи самозанятых, в 2020 году — 15.6 тысячи самозанятых. Но эти цифры скорее носят рекомендательный характер, потому как задача не в том, чтобы добиться выполнения показателей, важно создать условия для комфортной работы в законной плоскости жителям региона, которые планируют или уже зарегистрировались в качестве самозанятых», — сказал замминистра экономики Омской области Денис Кушнер.
В УФНС РФ по Омской области сообщили, что на середину января в регионе зарегистрировано более 1200 плательщиков налога на профессиональный доход и с каждым днем самозанятых омичей становится все больше.
Отзывы бизнеса
Мы поговорили с представителями омского бизнеса. Выяснилось, что часть мелких предпринимателей с опаской относятся к новому закону о самозанятых, предпочитая на условиях анонимности говорить, что не верят в благотворительность государства. Некоторые заявляют, что им лучше заплатить штраф, чем где-то «светиться».
Кто-то не видит необходимости перехода в разряд самозанятых ввиду отсутствия прибыли от своей деятельности.
«Если бы я это делал ради прибыли и жил бы с этого, то тогда, да. А так это хобби и деньги на него я только трачу — так что и налог платить не с чего», — говорит омич Кирилл Горловский, увлекающийся изготовлением роликовых досок — лонгбордов.
А, к примеру, ремесленик Семен Беленко, делающий посуду и домашнюю утварь из дерева, считает более удобной для себя организационную форму — индивидуальный предприниматель.
«У меня ИП открыто с 2011 года, открыл его будучи студентом на 4 курсе. Меня такой вариант устраивает», - говорит он.
Есть и такие, кто, сложив все плюсы и минусы, пришел к выводу о выгоде новых налоговых правил.
«Я решила стать самозанятой, потому что мне так выгоднее. Снимается 4% с заработанных денег, с дохода. Но самый главный плюс — я освобождена от кассового аппарата. Я не обязана его ставить. А это же денег стоит. Я в сообщении или мессенджере присылаю копию чека, и все. До этого я была ИП. У меня не было кассового аппарата, и я постоянно опасалась, что ко мне придут и выпишут штраф. У меня малый-малый бизнес. И по 3 тысячи рублей платить налогов, являясь ИП, мне невыгодно. Это много для моего дохода. Ну, и отчисления в Пенсионный фонд были. А я не очень верю в пенсию», — рассказала парикмахер Виктория Гриднева.
В прошлом предприниматель, а сегодня гендиректор компании «Восток-Сервис-Спецодежда» Алексей Глазачев считает закон о самозанятых здравым шагом со стороны государства, позволяющим «обелить рынок», дающим возможность юридическим лицам нанимать частных лиц без обязанностей налогового агента, но у него есть замечания к новой инициативе.
«Что касается минусов, то, скорее всего, они могут крыться в классификации отраслей, которые попадают или не попадают под эту форму налогообложения. И, конечно, хотелось бы, чтобы эти налоги целиком оставались в том регионе, где они аккумулируются. Но, скорее, это уже мое пожелание как омича», — говорит он.
Предприниматель Наталия Талисман полагает, что нормы для самозанятых решают проблему законности персональной предпринимательской деятельности, а также безопасности покупки услуги.
«Это отличная возможность показать свои доходы без обязательных платежей, которые пугают многих. Регистрация простая. Важно помнить, что есть ограничения по деятельности. Самозанятый гражданин — это персональная деятельность, без сотрудников. Для покупателя услуг очень удобно — есть документ, подтверждающий оказание услуги. В конечном итоге платить налоги надо добровольно», — говорит она.
Мнения экспертов
Ряд омских экспертов воспринимают специальный налоговый режим для самозанятых с недоверием. По словам экономиста Сергея Евсеенко, эксперимент — это не что иное, как отвлечение внимания и пустая трата времени и сил, поскольку затраты на администрирование самозанятых будут существенно больше, чем поступления от их деятельности в казну.
«Результат будет — пшик. Этот бизнес даст 3–4% от всех налоговых поступлений, а то и меньше. Шуму много, а толку не будет. Саму по себе эту проблему (легализацию самозанятых), ее можно обсуждать в области морали, совести, но никак не в области финансов и экономики. Эта деятельность никогда не ломала экономику, не меняла, а просто сопровождала быт. Я думаю, сами самозанятые не пойдут регистрироваться. Только если им создадут безвыходные условия»,
— сказал эксперт.
Руководитель регионального отделения общественной организации «Опора России» Олег Ананьев отмечает, что в омской предпринимательской среде существует две позиции по отношению к закону о самозанятых.
Одни рассматривают его в позитивном ключе — новая форма налогообложения легкая, удобная и справедливая, но есть примерно столько же людей, которые относятся к закону с подозрением.
«Ко мне много обращается предпринимателей. Есть две категории. Первые говорят: «Здорово. Теперь получается справедливая система: ты заработал деньги — тебе начислился налог, не заработал — налога нет». В качестве индивидуального предпринимателя (ИП) ты не знаешь, пойдет у тебя дело или нет, а уже должен внести взнос. Многие считали: я еще ничего не заработал, а государство с меня чего-то тянет. Несправедливый подход, однозначно. Вторая точка зрения — это такие нигилисты, которые все отрицают: «Опять народ обуть хотят. Придумали какую-то ерунду. Сейчас всех пересчитают и как начислят огромные проценты».
«Это идет от накопленного недоверия. Есть такая категория людей. Не раз у нас налоговая система изменялась в худшую сторону и при обещаниях власти заморозить, не ухудшать налоговую систему, все равно ухудшалась. Историческая память, ее никуда не денешь»,
— отметил Ананьев.