Posted 17 января 2021, 08:26
Published 17 января 2021, 08:26
Modified 19 августа, 21:38
Updated 19 августа, 21:38
Хроника событий
Первые звоночки надвигающейся проблемы прозвучали еще в ноябре, когда в диспетчерские службы Омска начали поступать обращения от граждан с жалобами на отопление. Но они тогда не носили массового характера. Это были в основном локальные трудности, которые решались на уровне управляющей компании.
Более серьезный сигнал о слабости городской системы отопления прозвучал в середине декабря, когда случилась авария на теплопроводе западного луча ТЭЦ-3 в Советском округе. В результате без теплоснабжения остались 72 объекта, в основном жилые дома на улицах Мира, Культуры, Нефтезаводской, Химиков, Малунцева.
В конце декабря — начале января в регион пришли аномальные морозы (по данным Обь-Иртышского УГМС, средняя температура в первой декаде января была ниже нормы на 9-12 градусов), а с ними и многочисленные жалобы омичей на недостаток тепла в домах.
Также в это время начались проблемы с теплом и в области — у жителей Знаменского и Тарского районов. 28 декабря в Знаменском районе отключили отопление почти в 30 многоквартирных домах, где в качестве топлива использовался газ. На следующий день подача газа для отопления прекратилась в Тарском районе. Под отключение попало почти 200 домов.
Когда ситуация в районах нормализуется, неясно. Трудности связаны с исчерпанием запасов газа на Тевризском газоконденсатном месторождении. Газа не хватает, а из-за морозов давление в скважине еще больше упало. Точно можно сказать, что газовое отопление на север Омской области вернется не раньше чем через два года, когда построят новый газопровод. А пока жителям придется довольствоваться электроотоплением.
Тем временем в Омске в первый день нового года было отключено отопление в микрорайоне Московка-2. Более 40 домов остались без тепла в 30-градусный мороз.
Для справки. Согласно существующим нормативам, температура воздуха в жилых помещениях должна составлять +20 градусов, в угловых комнатах +22. Если температура в квартире ниже, необходимо обратиться в управляющую компанию, теплоснабжающую организацию или в единую дежурно-диспетчерскую службу города Омска. В ситуации, когда управляющая или ресурсоснабжающая организация не выполняет свои обязанности, можно подать жалобу в Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру.
Помимо Московки в первые дни нового года жалобы посыпались от жителей Кировского, Ленинского, Советского округов. К 5 января обращения приняли массовый характер. По данным мэрии, с 1 по 4 января в диспетчерские службы обратилось около 600 омичей. В связи с этим в городской администрации собралось внеочередное заседание межведомственной комиссии по вопросам обеспечения устойчивого функционирования ЖКК. Из принятых решений: ресурсоснабжающим организациям поручено увеличить параметры теплоносителя от теплоисточников, а УК — усилить работу диспетчерских служб. Судя по соцсетям, омичи не заметили каких-либо улучшений в теплоснабжении и продолжали заваливать диспетчеров жалобами на еле теплые батареи.
К 11 января морозы спали. И градус проблем с отоплением в жилых домах несколько снизился. Возникла другая трудность. Родители, которые привели детей в садики после праздников, обратили внимание на холод в помещениях. На страницу мэра Оксаны Фадиной в соцсети пошли жалобы на недопустимые температурные параметры в детских учреждениях. В итоге глава города лично отправилась осматривать дошкольные учреждения, а по итогам инспекции заявила, что в следующем отопительном сезоне работа будет организована по-другому.
Кто виноват
Омские эксперты склоняются к тому, что плохое состояние теплоснабжения в регионе — проблема глобальная. Массовые жалобы на холодные батареи говорят о том, что это проблема не отдельного дома или обслуживающей организации, а системы в целом.
Решаться она должна в первую очередь теми, кто влияет на систему, — ресурсоснабжающими организациями. Именно в их обязанности входит поддержание параметров теплоснабжения в соответствии с температурой наружного воздуха, считают эксперты.
«При температуре наружного воздуха -35 градусов в дом с котельной должно уходить 150 градусов, а на обратке из дома выходить 70. Рассуждения на тему, что тепловая энергия теряется на сетях, не должны быть аргументом, оправдывающим организации, поставляющие ресурсы. Людей как потребителей это не должно интересовать.
Все было хорошо, пока на улице не грянули морозы. Проблемы в домах омичей возникли, потому что поставщики тепла не выдержали график. Вместо положенных 150 градусов дали максимум 100-110. И давления, которое требуется по нормативам, тоже не дали. В результате в трубы поступал холодный и стоячий теплоноситель, так как не было ни температуры, ни давления», — рассказывает Даниил Терентьев, эксперт в области ЖКХ, член регионального штаба ОНФ.
По мнению специалиста, вероятная причина недопоставок тепла в период новогодних морозов связана с ветхостью трубопроводов городской системы отопления. У ресурсников была альтернатива — чуть-чуть поморозить отдельных омичей или допустить массовую коммунальную аварию. В итоге, считает Терентьев, выбрали из двух зол меньшее.
«Они недопоставили тепло, но не остановили теплоснабжение города в целом. Их сети и трубы выдержали эти 100-110 градусов. Да, какое-то время дома прошли на низких температурных режимах, но они не разморозились. И когда на улице стало теплее, ресурсоснабжающие организации смогли подать нужное тепло, а сети остались в рабочем состоянии. Было ли это оправданно? Есть основания полагать, что сети находятся в таком изношенном состоянии, что никогда бы не выдержали 140-150 градусов. Возможно, это бы привело к техногенной катастрофе. Сети бы разорвало, дома разморозило, вся социальная сфера оказалась бы парализована. Причем это было бы на неопределенный срок, потому что никто не знает, как восстановить эти сети в период морозов и за счет каких ресурсов потом восстанавливать размороженные системы отопления домов. В общем, они избежали этой катастрофы», — отмечает эксперт.
В такой ситуации возникает вопрос: почему теплосети должны рваться в морозы при повышении температуры и давления теплоносителя? Ведь в Омске каждый год летом проводятся гидравлические испытания, которые выявляют слабые места. А после ремонта многоквартирные дома, тепловые источники и тепловые сети получают паспорта готовности к отопительному сезону.
По мнению председателя правления ОО «Общество потребителей в сфере ЖКХ» Александра Лихачева, сегодняшний паспорт готовности — не имеющий значения листок бумаги.
«Испытания на бумаге писаны. Тот акт, который город получил, — я смеюсь над ним. Если бы проводили испытания под давлением, как положено, то тогда бы трубы зимой не рвались. Последние два года чиновники радуются тому, что Омск получил акт готовности, но бумагой трубу не заткнешь.
Сейчас ничего сделать нельзя. Если дать большое тепло, давление и температуру, все порвется. Поэтому до конца года надо жить как живем. А летом необходимо принимать меры по централизации тепловых сетей», — считает эксперт.
Разнородность и разобщенность организаций, занятых обеспечением теплом омичей, — еще один фактор, по мнению экспертов, негативно влияющий на качество оказания услуги. Из-за того, что разные участки сетей от производителя тепла до потребителя находятся в собственности у разных лиц, а содержанием занимаются сторонние подрядные организации, отладить работу по ремонту, содержанию и оптимизации объемов потребления тепла сложно.
«Вина лежит на всех организациях солидарно, так как одни не сообщили, что отсутствует теплоизоляция, другие не отремонтировали в срок, так как порывов было в этот период много, и так далее. Так как в Омске за все время действия Жилищного кодекса РФ потребители платят за тепло напрямую ресурсоснабжающим организациям, то управляющие организации не заинтересованы материально в управлении коммунальными ресурсами и проведении энергоэффективного капремонта. Сейчас из-за действия моратория на проверки их деятельности дополнительных рычагов повлиять на это стало меньше», — отметил депутат Горсовета Алексей Сокин.
Расчетные сопла
Ряд экспертов считают, что жалобы на холод в квартирах связаны с установкой в домах расчетных сопел. Сегодня в омских многоквартирных домах существует несколько типов подключения к центральным сетям отопления. Есть автоматизированные узлы подключения, а есть элеваторные, где регулировка температурного режима производится подбором диаметра сопла. Чем меньше диаметр входного отверстия, тем меньше в дом поступает горячего теплоносителя с котельной.
Диаметр рассчитывается ресурсной организацией. Ей по экономическим соображениям выгодно максимально уменьшить размер отверстия элеваторного узла. Управляющие компании по собственному желанию не могут уменьшить или увеличить размер сопла в домовом узле, иначе они не получат справку о готовности к отопительному сезону.
Специалисты отмечают, что нередко расчетные сопла оказываются меньше, чем те, которые были установлены ранее. Отсюда и холодные стояки отопления в квартирах.
«Я сторонник увеличения диаметра сопла. Лучше больше заплатить, но в доме будет тепло. „Омск РТС“, МП „ТК“ — как поставщикам тепла, им выгодно, чтобы на те дома, где, подчеркиваю, нет счетчиков, отдать тепла меньше. Потому что оплата все равно по нормативу. Хоть тепла больше, хоть меньше. Там, где счетчик, никаких вопросов по соплам нет. Собранием дома принимается решение, чтобы расширить сопло, и все. Но надо понимать, конечно, что люди будут платить больше, если его расширить», — поясняет Александр Лихачев.
Ответственность управляющих компаний
Стоит отметить, что качественное теплоснабжение зависит не только от температуры теплоносителя, но и от подготовки тепловых систем в домах специалистами управляющих компаний. Один из примеров — дом по улице Дмитрева, 2/4. Как рассказывают жильцы дома, в одном подъезде люди маются от жары в квартирах, а в соседнем — замерзают, спят в кофтах и под двумя одеялами.
«2 января звонили в диспетчерскую управляющей компания „Левобережье“. Приняли у нас заявку на 5 января. Все эти дни в квартире было около +17 градусов. Шестого числа снова звоним в УК. Отвечают, вчера заявка отработана — установлены низкие параметры теплоносителя. Выход — ждать, когда поднимут температуру теплоносителя, которая должна соответствовать температуре наружного воздуха», — говорят жильцы.
Между тем, как пояснили Городу55 в «Омск РТС»,
«По адресу ул. Дмитриева, 2, корпус 4 поступило обращение от 03.01.2021. Параметры теплоносителя обслуживающая организация ЗАО «УК «Левобережье» оперативно не предоставила. Кроме того, справка о проведенных мероприятиях по подготовке к осенне-зимнему периоду АО «Омск РТС» не выдавалась, а соответственно, и техническая готовность жилого дома к отопительному периоду со стороны АО «Омск РТС» не подтверждена», — сказал генеральный директор «Омск РТС» Владимир Дмитриев.
По мнению эксперта Александра Лихачева, в данном случае наиболее вероятна вина управляющей компании.
«УК экономят на жителях, ставят вместо регулировочных вентилей простые шаровые краны, которые работают в двух положениях — включено и выключено. А должен быть более дорогой регулировочный вентиль на каждом стояке, который может быть повернут в любое промежуточное положение. Слесарь обязан каждый год по новой делать регулировку по подъездам. Он должен примерно поровну поделить тепло путем изменения положения регулировочных кранов. А там, где регулировочных вентилей вообще нет или вместо них стоят шаровые, — слесарь ничего сделать не может. Поэтому, как правило, если в двух подъездах отопление разное, это косяк управляющей компании», — отметил специалист.
Что делать
Хочется надеяться, что омские власти сделают выводы по итогам отопительного сезона 2020-2021. Надо официально признать, что все сети теплоснабжения в Омске вряд ли смогут выдержать температурные параметры, установленные нормативами. Исходя из этого уже и принимать меры по инфраструктурной модернизации теплосетей.
На сегодняшний день неясно, кто должен ремонтировать старые изношенные сети, являющиеся потенциальным источником аварий. И непонятно, сможет ли помочь этому централизация в одних руках управления всем сетевым хозяйством.
Наконец, надо разобраться с настройками домовых тепловых узлов. Какими должны быть элеваторные сопла — расчетными или реально обеспечивающими омичей теплом? На данный момент получилось, что автоматизированная система расчета гидравлики теплосетей, примененная в прошлом году «Омск РТС», привела к серьезному сбою всей городской системы отопления.
Судя по последним высказываниям, в городской администрации, похоже, правильно оценивают причины сбоев в подаче тепла и низких температур в жилых домах и детских садах.
«Я услышала, что произошло этим летом: вы купили новый программный комплекс, актуализировали схему теплоснабжения. Но почему-то ни разу не обозначили этот вопрос на повестке подготовки к отопительному сезону отдельным пунктом, поскольку он носил системно-массовый характер.
Таким образом, ваша ресурсоснабжающая организация («Омск РТС» — прим. ред.) этой зимой полгорода поставила колом. Проблема ведь не только в промывке двух стояков данного конкретного садика. Новая автоматизированная программа строит не идеальный мир, она выдала вам нормативы отопления с учетом введенных параметров зданий образовательных учреждений. По выданным параметрам отопления вы уменьшили диаметр шайбы или сопла, оптимизировав, по вашим словам, систему и сэкономив бюджетные средства. И должно было быть все хорошо. Но у нас в этом году вообще нехорошо. Причем везде. Вы бюджет сэкономили, пожалели, но дети спят в носках, кофтах. Зачем так делать?»
— сказала мэр Омска Оксана Фадина по итогам изучения ситуации в детских садах.