Posted 16 августа 2019, 03:22
Published 16 августа 2019, 03:22
Modified 19 августа, 21:13
Updated 19 августа, 21:13
Волонтерам указали место
Раскол в волонтерском сообществе «Спецавтохозяйства» наметился еще при прежнем директоре Валерии Бегме. Она как раз и начала активно привлекать добровольцев к жизни ранее закрытого бюджетного учреждения, однако в итоге многим не угодила. Критика звучала и со стороны соседнего приюта «Друг», в котором жаловалось на антисанитарию за забором, и внутри самого учреждения. В какой-то момент Бегма, не совладав с ситуацией, устранилась от дел; в этот период «безвластья» волонтеры действительно начали играть главную роль. Штатные сотрудники САХа временно не ловили собак — этим пришлось заниматься добровольным помощникам. Они же на свои деньги закупали корм во время перебоев с поставками. Кроме того, они начали вести в соцсетях кампании по сбору денег на нужды животных.
При этом у Бегмы оставались преданные сторонники, которые считали, что с ее уходом САХ вернется к статусу «концлагеря для собак». На этом фоне принудительная отставка директора (которую она даже пыталась оспорить в суде) и назначение на ее место бывшего сотрудника органов внутренних дел Евгения Вольфа некоторые восприняли в штыки. Новый руководитель решил сразу показать, кто здесь главный. В конце мая стало известно, что «Спецавтохозяйство» ужесточило политику в отношении волонтеров: для посещений вводились строго установленные дни и часы, от помощников потребовали подписать официальные договоры, в которых среди прочего был пункт о неразглашении информации. Тех, кто их не подписал, отказались пускать на территорию учреждения.
Недовольные пожаловались на это в СМИ, заявив, что руководитель ведет себя как «царь и бог». В ответ Вольф сказал, что хаос в отношении с волонтерами мешает работе САХа.
«Некоторые волонтеры неправильно понимают сущность своей деятельности. У нас есть 235-ФЗ, по которому волонтер — добровольный помощник, а не контролирующий орган. Если он хочет оказывать добровольную помощь, должен делать это с разрешения персонала», — говорил он журналистам.
По его словам, некоторые помощники пытались командовать персоналом, что приводило к конфликтам. Кроме того, он выразил недовольство бесконтрольностью акций по сбору помощи — волонтеры, собиравшие в соцсетях деньги на собак, не отчитывались об этом учреждению. Договоры в идеале должны были регламентировать эти нюансы и в том числе ввести финансовую отчетность за сборы.
В администрации эти меры поддержали. Источник в мэрии сказал Городу55, что Вольфа выбрали среди многих кандидатур, как раз ожидая, что он наведет порядок. Установка была на то, что ни собачьих пыток, ни сомнительной благотворительности под «брендом» САХ быть не должно.
Передел сфер влияния
Между тем в среде волонтеров все это время тлел конфликт. Часть из них приняла новые правила и сработалась с новым руководителем. Другие ушли в оппозицию. Вольф говорит, что таких оказалось всего двое. Однако «оппозиционеры» продолжили сборы денег для собак и в своих сообществах выступают с критикой САХа. Сейчас во «ВКонтакте» есть две «лояльные» группы, посвященные САХу, где питомцам ищут хозяев и собирают финансовую помощь — очевидно, с санкции руководства. В них учреждение позиционируется исключительно позитивно. А группа «неугодных» волонтеров в этой соцсети была заблокирована и перекочевала в Инстаграм.
По поводу нее и разгорелась очередная ссора. В этом сообществе под заголовком «Вся правда о САХ» публикуются фото истощенных псов с комментариями, что в учреждении продолжают истязать животных. Волонтеры, которым отказали в доступе на территорию (среди них оказалась заметная прежде активистка Юлия Червонных) пишут, что новое руководство планомерно уничтожает собак.
«Вольф — это волк в овечьей шкуре. Он проводит политику геноцида против бездомных животных. За время его пребывания на посту директора количество собак, содержащихся в САХе, находится на одном уровне, примерно около 500 голов, хотя отлов идет каждый день и, по его словам, они отлавливают 5-12 собак ежедневно, т. е. примерно около 200 в месяц. Но количество собак не увеличивается. […] Собаки умирают голодной смертью. [Там] проводят жестокие опыты над собаками. Ветеринарным врачом работает Ковалев Сергей Васильевич, прославившийся на всю страну как человек, стрелявший в свою девушку», — пишут там.
В комментариях разворачиваются холивары с обвинениями в фашизме. Доходит до призывов вломиться в учреждение, чтобы остановить «беспредел».
При этом в группе собирают деньги для помощи собакам. Однако на какие цели они идут, если у волонтеров нет доступа в «Спецавтохозяйство», не совсем понятно.
САХ наносит ответный удар
Чтобы защитить репутацию, администрация устроила новый пресс-тур в САХ. Все обвинения Вольф отверг и заявил, что подумывает обратиться в правоохранительные органы по поводу распространения дезинформации.
«Действующее законодательство не стоит на месте, есть опыт в городах, что граждан привлекают к ответственности за поступки, которые дискредитируют государство, власть, администрацию. Рассматриваем вариант [подать заявление], но решение еще не принято», — сказал он.
Подробно комментировать конфликт он не стал. За него это сделали «лояльные» волонтеры, которые продолжили работать по новым правилам. Они считают, что их оппоненты преследуют конкретные финансовые интересы — эксплуатируют рассказы про ужасы в САХе для сбора средств, которые тратятся на непонятные цели, и прикрывают зоозащитой очевидное мошенничество.
«У нее была группа „ВКонтакте“. По правилам она должна была выкладывать финансовый отчет, но не выкладывала. Группу заблокировали, и она сделала группу в Инстаграм, где не требуют отчетности», — заявила волонтер Елена Латыш о деятельности бывшей соратницы Юлии Червонных.
Она также заявила, что готовит заявление о мошенничестве. При этом в администрации отмечают, что с этим могут быть технические сложности: чтобы инициировать проверку, нужно заявление пострадавшей стороны, а люди, перечисляющие деньги «по незнанию», ни на что не жалуются.
С другой стороны, волонтеры списывают критику на личные обиды. По их словам, Юлия сама претендовала на пост директора САХ, а после выбора Вольфа начала «подрывную» деятельность. Что касается фото истощенных собак, в учреждении говорят, что это старые снимки, которые были «еще при Плеханове» (директор, руководивший САХом до Бегмы, — ред.).
Получить оперативный комментарий от Юлии о том, на что расходуются собранные в группе деньги, не удалось. Город55 готов опубликовать ее позицию.