Posted 3 июля 2020,, 06:46

Published 3 июля 2020,, 06:46

Modified 3 апреля 2022,, 20:08

Updated 3 апреля 2022,, 20:08

Город-улей: зачем в центре Омска разводят пчел на крыше

3 июля 2020, 06:46
Город55 разобрался в любопытном экологическом эксперименте: пчелиных ульях на крышах многоэтажек. Рассказываем, почему нужно возвращать пчел в городскую среду и какой мед можно получить в индустриальном центре, где что ни день, то выбросы.

Городское пчеловодство уже давно вошло в моду в Европе и Америке. Крыши мировых столиц — Парижа, Лондона, Вены, Стокгольма — населяют тысячи медоносных насекомых. Ульи устанавливают на офисах, театрах, отелях. Крупные компании считают хорошим тоном иметь свою пасеку и дарить клиентам «брендовый» мед, собранный их питомцами с окрестных растений. Пчелы живут на кровле Нотр-Дама, и когда в соборе случился пожар, за судьбой ульев следил без преувеличения весь мир (к счастью, все закончилось хэппи-эндом).

В России этот тренд почти не развит. Тем не менее даже в Омске с его климатом и экологией нет препятствий для разведения пчел. Пока известно только об одном таком эксперименте — улей появился на крыше четырехэтажного бизнес-инкубатора на ул. Чапаева, в самом центре города. Улей лишь один, однако сам экопроект показался нам очень интересным (к тому же он может стать примером для других горожан), поэтому мы поговорили с его автором, владельцем магазина «Свой мед» Артемом Москвиным.

«Понятно, что в Омске это выглядит немного абсурдно. Мы постоянно говорим, что у нас плохая экология, грязно, нельзя ничего выращивать. И это такой протест против того, что мы неправильно относимся к месту, в котором живем. Нужно быть экологичнее. Это попытка привлечь внимание к тому, что мы должны быть частью природы, создавать условия, максимально приближенные к естественным», — рассказывает Артем.

Первый вопрос, который возникает, — почему на крыше? «А куда еще?» — прагматично отвечает пчеловод.

Во-первых, это удобно с практической точки зрения, во-вторых, из соображений безопасности — чтобы разводить пути людей и насекомых. Пчеле нужно задавать уровень, на котором она будет лететь. На пасеке этой цели служат двухметровые заборы или живые изгороди — перелетев их, она уже не будет спускаться, пока не доберется до точки сбора нектара. А если пчела летит низко, то будет воспринимать все встречное как препятствие на своей дороге, может врезаться в человека и агрессивно отреагировать. Поэтому крыша — идеальное место, но желательно, чтобы было не слишком высоко.

«С девятого этажа им будет далеко летать. Хотя могут и с девятого, — говорит Артем. — Они даже до Нефтяников отсюда долетят и вернутся обратно. У них радиус полета 5-7 км — но это в поле, а здесь еще городская застройка, поэтому, скорее всего, ограничатся двумя километрами. Но это тоже приличное расстояние. Все цветы в этом радиусе будут опылены».

По его словам, опасности для людей от этих пчел не больше, чем от любых других, которые встречаются в городе. Посетителям бизнес-инкубатора и соседних зданий ничего не угрожает. Мы сами поднялись на крышу без защитных костюмов, и рой, занятый своими делами, не обратил на нас ровно никакого внимания. Правда, одна пчела все же ужалила Артема, но он признал, что сам виноват — придавил насекомое, когда открывал улей, и сородичи решили обороняться.

«В Европе рой может повиснуть большой жужжащей гроздью где-нибудь на улице, приезжают специальные люди, все оцепляют, собирают пчелу и увозят за город. При этом никто не истерит, не кричит, давайте уничтожим всех пчел на земле. Потому что это часть природного баланса. Это не так, что мы здесь венец эволюции, построили какую-то искусственную конгломерацию, а все остальные пусть умирают. Хотелось бы, чтобы такое отношение и здесь было», — считает он.

Может показаться странным, но в городе для пчел отличные условия. Здесь уйма медоносных растений, начиная от цветов на клумбах и заканчивая дикорастущими в парках и у обочин. Начиная с мая и до августа — пик цветения, когда недостатка в нектаре не бывает. Естественно, мед в городе будет только разнотравный. И это возможность практически попробовать Омск на вкус. В Нью-Йорке есть специальный магазин, в котором продается мед, собранный в разных городах мира. Может быть, когда-нибудь там появится и мед из сердца Омска.

По словам Артема, считается, что выбросы и загазованность не влияют на качество меда. Тем не менее исследований в сильно загрязненных городах не было, поэтому первый улей на крыше — это еще и почти научный эксперимент. Можно будет проверить, не содержит ли омский мед вредных веществ.

«Хочу просто посмотреть, какой мед получится, сдать его на анализы, хотя с одного улья сдавать накладно», — говорит он.

С одного такого улья за сезон можно собрать 40 кг меда и больше — зависит от погоды. Совсем не плохо для пчеловодов-любителей, которые не намерены сильно погружаться в профессию и просто ждут «урожая» без особых трудозатрат.

Еще один «плюс» разведения пчел в городе — здесь нет пестицидов и прочих химикатов, которые уничтожают популяции в естественной среде. В мире уже давно говорят о потенциальной экологической катастрофе — вымирании пчел, диких и не только. Одной из причин считают обработку полей токсичными химическими средствами. Для Омска это тоже не новость — буквально на днях пчеловоды сообщили о массовой гибели насекомых в окрестностях поселка Красный Яр.

«Большая проблема сейчас с рапсом, — рассказывает Артем. — Его сеют очень много, а травят его по 8-10 раз за сезон, вытравливая абсолютно все живое, не только пчел. Причем каждый год засевают только новые поля и льют на них пестициды. Представьте себе, какой ущерб для природы. Диких пчел в радиусе таких полей вообще уже не осталось».

При этом гибель пчел угрожает всей экосистеме. Следствием станет и гибель других насекомых, и прямая угроза растениям (на пчел приходится 90% опыления). Также потенциально это огромный удар для сельского хозяйства — подсчитано, что опыление в разы повышает урожайность с гектара.

Впрочем, разведение городских пчел, даже если войдет в практику, не решит эту проблему, отмечает Артем. Это не связанные процессы, и вымиранием медоносных насекомых в сельской местности нужно заниматься отдельно. Однако и в пределах города их польза для экологии безусловна. А вот коммерческая как раз довольно спорная.

«Этот же улей принесет мне значительно больше меда, если я увезу его к себе на донник [на большую пасеку в Исилькульском районе]. Он будет приносить за день столько, сколько здесь за неделю. Плюс мне не надо будет сюда ходить — у меня же основная задача снизить человеко-часы, которые я трачу на улей», — признается пчеловод.

Поэтому городские ульи — это больше про экологию. Или, как в случае нашего героя, — ради интереса. Но 30-40 кг меда с городских улиц они гарантированно принесут.

Трудностей с этим нет вообще никаких, опыт не нужен, уверяет Артем. Лишь изредка приехать посмотреть, все ли нормально. В теории пчел можно держать и на балконе. Правда, тут есть несколько нюансов. Во-первых, надо договориться с соседями (например, поделиться медом): у соседей снизу леток (выход из улья) будет над головой. Во-вторых, это не очень удобно, если есть дети. В-третьих, весной и осенью пчелы очень злые, поэтому лучше иметь запасное место для зимовки.

«Это больше по фану, если хочется поэкспериментировать. Если нет, поставьте лучше на даче», — предупреждает он.

На крыше улей можно оставить и на всю зиму — пчелы сами позаботятся о нужной температуре. Однако и здесь свои нюансы. Все просто лишь в первый год, поэтому начинающим пчеловодам Артем советует покупать готовые пчелопакеты на сезон, а потом возвращать их профессионалам. Некоторые практические детали, кстати, можно узнать в школе пчеловодства в том же бизнес-инкубаторе.

«В первый год мы, как правило, привозим пакеты — пчелосемьи, которые заранее сформировали. Это закарпатская пчела, она добрая, — объясняет он. — А на второй год они уже зимовалые омские, они планируют роиться [делиться на новые семьи]. Наша задача — не дать им это сделать, их надо немного „задавить“ работой. Тут четко нужно следить за температурой, количеством нектара».

Развивать систему ульев на крышах он сам не планирует, но хотел бы подать пример заинтересованным. Правда, есть еще идея поселить пчел на здании мэрии.

«Я бы на мэрию поставил, хотел бы с ними переговорить. Это все-таки городская тема, Омск ведь город-сад у нас», — отмечает он.