Posted 3 марта 2021, 03:11

Published 3 марта 2021, 03:11

Modified 19 августа 2024, 21:36

Updated 19 августа 2024, 21:36

Скандал с политическим оттенком. Как в глухом омском селе расселяют дом престарелых

3 марта 2021, 03:11
В селе Народное Береговое Черлакского района идет борьба за социальный дом, который решили расселить, чтобы не ремонтировать. Постояльцы возмущаются, а в администрации уверяют, что для них же будет лучше. Подключились к истории и депутаты.

Предыстория

Народное Береговое — полузаброшенная деревня в составе Татарского сельского поселения, где, по данным переписи 2010 года, жили около 100 человек. Местные говорят, что в реальности там остался 21 житель.

Единственное учреждение — «Специализированный дом жилого типа», под который переоборудовали здание закрытой начальной школы. 15 лет дом существовал «по старинке», без особых формальностей. Местные порядки больше напоминали коммуну или колхоз, как говорит глава Татарского Андрей Васягин. Постояльцы сами скидывались на оплату отопления и коммунальных услуг, сообща покупали мебель и бытовую технику. Как позже выяснилось, не у всех была прописка. В спецдом принимали всех, кому некуда податься: одиноких пожилых людей, инвалидов, бездомных, иногда уже постфактум занимаясь оформлением. В общем, во многом люди жили сами по себе.

При этом учреждение, которое находится в ведении муниципального района, все же отвечало минимальным требованиям: там есть горячая и холодная вода (что вообще редкость для сельской местности), душевые, туалеты, приспособленные для колясочников, столовая. Три года назад проводился капремонт по федеральной программе.

Постояльцев, которых сейчас осталось 13 человек, условия вроде бы устраивают. У каждого есть отдельная комната, годами налаженный быт.

Однако осенью 2020 года прошла проверка прокуратуры, которая выявила ряд нарушений. В частности, каждую комнату потребовали оборудовать раковинами и индивидуальными приборами учета. Такие требования исходят из СанПИНов для соцучреждений жилого типа. Постояльцы настаивают, что им это не нужно (при этом на счетчики они согласны скинуться сами), однако районная администрация обязана «устранить нарушения». Ремонт будет стоить 8 млн рублей, и этих денег ради 13 человек выделить не готовы. Выполнить требования прокуратуры решили через закрытие спецдома.

Людей предлагают переселить в Нежинский геронтологический центр. Большинство категорически против, но вопрос о расселении уже решен. Помещения должны освободить в апреле. При этом постояльцы пожаловались, что персоналу уже приказано готовить еду только раз в день, что они восприняли как дополнительное давление.

В то же время в районной администрации утверждают, что людей на самом деле переселяют в лучшие условия.

Позиция 1: постояльцы

Город55 пообщался с постоялицей дома, 76-летней Жанной Васильевой, которая входит в «инициативную группу» по сохранению учреждения. Она считает всю ситуацию попыткой администрации района высвободить помещение для сдачи в аренду пограничникам (деревня находится у самой границы с Казахстаном).

«Это длится с сентября-месяца. Мы просто спросили, правильно ли делает наша администрация, беря с нас плату за уголь. Мы оплачиваем все расходы, но за уголь 15 лет не платили. А потом нас заставили покупать его из своей пенсии. Приехала прокуратура нашего района, определила недостатки [помещения] и представила руководству. Оно решило — чем исправлять, вкладывать деньги, лучше нас закрыть. Хотя до этого было три федеральные программы, по которым 3 млн выделяли на нашу крышу, пол, душевые, туалеты», — рассказывает женщина.

Новые требования к помещению она считает нелепыми. При этом само представление прокуратуры жильцам не показывали.

«Это же смешно. Даже в Омске нет душевых в каждом номере. Нас все устраивает. На наш дом две душевых — мужская и женская, — хорошие, с кафелем, и два туалета. И столовая у нас есть, и вода, холодная и горячая, и есть нам готовят. Мы живем очень хорошо, у каждого своя комната, свое имущество — телевизоры, холодильники. И потом, живя здесь, мы сдавали неоднократно деньги, покупали для нужд дома три холодильника, газовую плиту, стиральные машины. Тоже это все бросить? И на уголь мы собрали 300 тыс. рублей. А сейчас нас забирают в Нежинский — без ничего. Мы должны с двумя пакетами туда уехать. А в таком возрасте, как у нас, каково остаться без своих вещей? Нам говорят — возьмите и продайте. Вышвыривают нас как котят. Голову морочат, валерьянку пьем каждый день», — возмущается она.

Кроме того, по ее словам, закрытие спецдома окончательно поставит крест на деревне. Сейчас это единственное учреждение, дающее хоть какие-то рабочие места (9 мест). Вся инфраструктура сосредоточена в соседней Татарке, даже за хлебом местные жители ходят в спецдом.

«Почему нас так мало? Раньше было 20-24. А потом администрации потребовалось наше здание, и они просто последние полгода никого сюда не посылают. Я лично знаю двух человек, которые просились сюда — не взяли. Специально», — утверждает она.

Она говорит, что пенсионеров насильно везут на медосвидетельствование перед отправкой в Нежинский центр. А соцработники, по ее словам, запуганы — им пообещали другую работу в соседней Татарке и якобы запретили защищать спецдом под угрозой лишить места вообще. В спецдоме они работают до 19 апреля.

Постояльцы считают, что дом можно было бы спасти, переведя помещение в маневренный фонд, либо сделав ремонт и поместив сюда подопечных другого черлакского центра «Родничок», еще менее приспособленного для инвалидов. Однако в этих просьбах им отказали.

Позицию жильцов разделяют в администрации Татарского сельского поселения. Там сказали, что заинтересованы в сохранении дома, но не имеют полномочий.

«Где-то нашли какие-то новые СНИПы — хрипы, как говорит президент. Вот надо в каждой комнате туалет, умывальник. Там лучше, чем любые городские общежития. Чистый воздух, Иртыш в 100 метрах, люди рыбачат, живут в свое удовольствие. Инвалидам все условия обеспечены. Мы заинтересованы, чтобы этот дом подбирал людей, от которых отказываются родственники. Контингент не самый благополучный, но деваться им некуда», — отмечает глава поселения Андрей Васягин.

Позиция 2: администрация

Иначе смотрят на вопрос в администрации Черлакского района. Замглавы района по социальным вопросам Галина Наумова настаивает, что людей переселяют в лучшие условия, и жаловаться им не на что.

«Мы не можем создать для них достойные условия. Было совещание у зампреда правительства Куприянова с главой района. Мы согласовали, что людей поместим в Нежинский центр в самые лучшие условия. Решается вопрос, чтобы они вещи с собой могли взять. Кто-то, может, хочет поехать в Тавричанку или в другое место. К каждому у нас индивидуальный подход», — уверяет Наумова.

Вопрос о закрытии, по ее словам, уже решен.

«Ремонт требует 8 млн рублей вложений из муниципального бюджета. Мы сегодня необходимую ростовую мебель не всегда можем приобрести [в бюджетные учреждения], кровли ремонтировать. И тут 13 человек постояльцев, которых мы поместим в условия лучшие, чем здесь. Тем более, по представлению прокуратуры колясочники там не могут проживать, слепые, там 9 человек с инвалидностью», — говорит она.

Заинтересованность администрации в здании чиновница отрицает.

В пресс-службе министерства труда Омской области заявили, что постояльцам предложена помощь в оформлении документов на проживание в других домах-интернатах. По данным ведомства, на переезд в стационарные учреждения согласились 8 человек, для них уже подготовили документы. «Остальные рассматривают другие варианты проживания», — утверждают в минтруда.

Отметим, наши источники в правоохранительных органах полагают, что в учреждении в Народном Береговом происходила подмена социального обеспечения граждан, они ютились в помещениях, не приспособленных для этого. Иногда это приводит к трагедиям. Так, только в январе по стране было несколько пожаров в подобных центрах, погибли люди.

Политический аспект

У истории появилось еще одно измерение — политическое. Замглавы Черлакского района Наумова полагает, что против переезда людей настроили коммунисты, которые пытаются заработать очки на этой теме.

«Люди были не против, мы со всеми провели беседу, они сами подписали уведомления. Просто здесь политика. [Депутат Заксобрания] Виниченко приезжает и с людьми проводит работу. Этим старикам — кому-то за 80 лет — внушают другое мнение», — считает чиновница.

К истории действительно подключились два депутата от противоборствующих партий, которые отстаивают прямо противоположные позиции.

Депутат Заксобрания от КПРФ Владимир Виниченко настаивает, что выселить людей могут только по решению суда. Соответственно, после 5 апреля, когда постояльцы должны освободить помещение, могут последовать судебные иски. Коммунисты готовы предложить им юридическую помощь.

«Администрация просто пытается лишний балласт с себя сбросить. Проверка выявила факты, что люди жили без прописки, незаконно деньги с них брались, еще ряд нарушений. Чтобы проблему загасить, учреждение просто решили закрыть. Основная масса категорически против. О Нежинском интернате не такая хорошая молва идет, люди хотят жить в своем доме», — считает он.

Депутат-единоросс Павел Кореной, напротив, полагает, что за дом в Народном Береговом постояльцы держатся только потому, что не видели ничего лучше. Им предлагают жить более комфортно.

«Ситуация не такая, как пишут в соцсетях. Люди, по сути, не видели лучших условий проживания. Я готов помогать индивидуально каждому, какое бы учреждение они не выбрали. Люди за это время несколько раз меняли мнение относительно того, переезжать или нет. В субботу два человека изъявили желание переехать в пансионат „Гармония“, который находится в Красноярке. Их туда уже перевезли. Наконец-то они нормально одеты, помыты, накормлены, имеют чистую комнату на двоих, медицинское обслуживание и все необходимое. Людям все нравится», — рассказывает он.

По его словам, в «Гармонию» хотят переехать еще двое, и несколько человек рассматривают Нежинский центр. Судя по фото, в «Гармонии» условия действительно несравненно лучше.

***

В целом история выглядит неоднозначно. С одной стороны, можно понять постояльцев, которые привыкли к своему дому и, видимо, более вольготным условиям, чем в более крупных интернатах. Люди не хотят вникать в формальности и считают, что соблюдение СанПИНов ничем не улучшит их жизнь. С другой стороны, учреждение это муниципальное, и чиновники обязаны исполнять предписания. Компромисс честно попытались найти — но устроил он, конечно, не всех.

Город55 будет следить за развитием событий.

Подпишитесь