Posted 2 марта 2018, 09:25

Published 2 марта 2018, 09:25

Modified 19 августа, 20:49

Updated 19 августа, 20:49

Омские сообщества ВКонтакте заподозрены в незаконной рекламе спиртного

2 марта 2018, 09:25
Дети с бутылками.

Ряд омских интернет-сообществ, посвященных изнаночной стороне подростковой жизни, может оказаться причастным к незаконной рекламе алкоголя – действующие в областном центре группы, объединенные названием «отбросы», полностью повторяют стиль работы схожих пабликов Екатеринбурга, где уже удалось выяснить, что марки спиртного на кадрах со школьниками выбраны неслучайно.

Как показал краткий поиск в интернете, большая часть групп со словом «отбросы» в названии начала работать в 2017 году. Паблики с этим словом в названии появились в различных городах России – Курске, Красноярске, Екатеринбурге, Омске.

На первый взгляд, идеей создателей сообществ было высмеивание социальных пороков и обнажение неприглядных аспектов подростковой жизни. В лентах администраторы публиковали фотографии компрометирующего содержания – пьяных или распивающих алкоголь старшеклассников, школьников в экстравагантной одежде, сцены курения сигарет и кальянов.

Отдельное место в работе пабликов заняло такое явление, как «секстинг» - обмен интимными фотографиями. По различным причинам подростки делились с руководителями групп кадрами «тайной жизни» одноклассников и одноклассниц, а владельцы сообществ выкладывали личные фото на всеобщее обозрение. В частности, в екатеринбургских «отбросах» появилось несколько десятков фотографий такого вида.

В Омских сообществах, тем не менее, администраторы обошлись без публикации изображений интимного характера, ограничившись сценами употребления спиртного и сигарет. При этом на ряде кадров открыто демонстрировались торговые марки продукции «для взрослых».

Взгляд изнутри

На момент публикации материала в социальной сети действовало три омских группы со словом «отбросы» в названии. В самой крупной из них числилось 457 участников, а общее число пользователей, проявивших интерес к подростковой тематике, составило около 1000 человек. В числе участников оказались в основном дети от 10 лет и старше, однако у примерно четверти аудитории в профиле был указан возраст старше 18 лет.

Короткий анализ профилей участников показал, что большая часть подростков – это ученики школ №23, 73, 142, 34, 41, 143, 45, 25, 16, 19. Около двух десятков активных участников группы – ученики омской гимназии №73.

«Поставщиками» компрометирующих изображений в основном оказались сами дети - в сопровождающих надписях в ленте мелькали фразы, указывающие на то, что авторы кадров лично знали изображенного персонажа.

Примечательно, что все группы Омска действовали в «открытом» режиме – увидеть фотографии мог любой человек в интернете, для этого нужно было лишь отыскать сообщество. Никакой фильтрации пользователей администраторы не проводили.

В чем выгода?

Как выяснило издание tagilcity.ru, изучившее работу схожих групп, функционирующих на Урале, администраторы «отбросов» воспринимают свое дело не только как способ времяпровождения, но и как бизнес. Редакцию издания насторожила закономерность в опубликованных фотографиях с распивающими алкоголь школьниками - на большей части кадров фигурировали бутылки с напитками одних и тех же производителей, ООО «Пивоваренная компания «Балтика»» и ООО «Алкона».

Проведенная журналистами контрольная закупка подтвердила предположение о том, что администраторы готовы принимать вознаграждения от производителей алкоголя за размещение скрытой рекламы. В ходе переписки с владельцами сообществ корреспондент представлялся работником PR-службы абстрактной компании, занимающейся производством горячительных напитков и заинтересованной в продвижении своего товара в подростковой среде. В большинстве случаев представители групп открыто назвали стоимость своих услуг. Тариф при этом варьировался в пределах от 500 до нескольких тысяч рублей.

В постах омского паблика также удалось найти закономерность - на нескольких фотографиях фигурировал коньяк, производимый группой компаний ГК «Алвиса», водка, изготавливаемая на заводах Global Spirits, и другие зарубежные алкогольные напитки. Кроме того, в ленте неоднократно появлялась одежда и обувь одного из известных брендов.

Реакция последует?

Примечателен тот факт, что за несколько месяцев функционирования омских «отбросов» (самый ранний пост датирован октябрем 2017 года) ни правоохранительными, ни надзорными ведомствами области не было предпринято никаких действенных мер по изменению ситуации. Группы продолжают работать, несмотря на то, что привлечение несовершеннолетних к рекламе «взрослых» товаров запрещено законодательством.

Вместе с тем в настоящее время на деятельность «отбросов» уже обратили внимание в правительстве области. Как рассказала пресс-секретарь врио главы региона Анастасия Гуливатенко, сведения о группах с провокационным контентом уже переданы в правоохранительные органы в рабочем порядке. Кроме того, информация была направлена и в городской департамент образования. Решается вопрос о необходимости воспитательных бесед с детьми, замеченными на фотографиях в социальной сети.

Источник: ИА «Город55»

Подпишитесь