Posted 22 сентября 2021, 11:03
Published 22 сентября 2021, 11:03
Modified 19 августа, 21:54
Updated 19 августа, 21:54
Госдума
КПРФ на округах взяла два мандата из трех. «Единая Россия» получила лишь 141 одномандатный округ, на котором предсказуемо выиграла Оксана Фадина, набрав 89.7 тысяч голосов избирателей (42.63%). На 140 округе также без интриг одержал победу действующий депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин с результатом 85.26 тысячи голосов (42.94%). Основная борьба этой избирательной кампании развернулась на 139 округе, где состязались коммунист Андрей Алехин и единоросс Степан Бонковский. Первое время они шли практически нос к носу, но в итоге кандидат от КПРФ обошел конкурента с перевесом в 8.6 тыс. голосов (у Алехина — 61.6 тысячи голосов, или 31.68%, у Бонковского — 53 тысячи, или 27.29%).
По спискам в Госдуму прошли пять партий. В Омской области КПРФ почти сравнялась по количеству голосов с «Единой Россией». У ЕР 32.9%, у КПРФ — 31.19%. В нижнюю палату парламента также проходят «Справедливая Россия — За правду» (8.26%), «Новые люди» (7.62%) и ЛДПР (7.22%). Причем новички — «Новые люди» — даже обошли ЛДПР, которая в этом году не показала заметной избирательной кампании.
Отметим, результат «Единой России» в Омской области оказался одним из самых низких по стране. В целом по России партия власти, по данным ЦИК, набрала 49.82% голосов избирателей, сохранив конституционное большинство, а кандидаты партии победили на 198 одномандатных округах. КПРФ по стране получила 18,93% и 9 мандатов по округам. У ЛДПР — 7,55% и 2 мандата, «Справедливой России — За правду» — 7,55%, 8 мандатов, «Новых людей» — 5,32%, 0 мандатов).
Заксобрание
Омское Заксобрание впервые в истории станет шестипартийным, что опровергло все прогнозы. Ранее в областном парламенте традиционно было четыре партии. В новом созыве будут представлены:
Примечательно, что едва не просочилась в Заксобрание и седьмая партия — «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», которой до преодоления 5%-го барьера оставалось три десятых процента, — партия «зависла» на 4.74%.
Состав фракции «Единой России» сократился с 30 до 26 мандатов, партия потеряла квалифицированное большинство (2/3 голосов при принятии решений) и теперь вынуждена будет блокироваться с другими политическими силами. КПРФ, наоборот, нарастила представительство в ЗС на 2 мандата (было 8, стало 10). Локальным омским феноменом стал результат «Коммунистов России», которые стали третьей по численности фракцией Заксобрания, получив 3 мандата, на часть из которых могла претендовать КПРФ. Справедливороссы сохранили свое положение - 2 места. Новую фракцию в составе 2 депутатов представят «Новые люди». ЛДПР потеряла три места и осталась с единственным мандатом.
Явка на выборах в Омской области составила 41.32%, не дотянув до прогнозируемых 42%. Всего в регионе проголосовали 615.7 тысяч жителей. Этот результат побил показатель выборов 2016 года, когда явка была чуть более 38%, но традиционно оказался ниже среднероссийского (45.15%).
Оценки партий
Город55 попросил прокомментировать результаты выборов представителей политических партий. В «Единой России» заявили, что, несмотря на отдельные потери, партия сохранила свой результат. В КПРФ сетуют, что существенную часть голосов оттянули спойлеры. «Коммунисты России» спойлерство отрицают. А ЛДПР остается только смириться с поражением и работать над ошибками.
Александр Артемов, «Единая Россия»:
— У нас нормальные, ровные результаты. По партийным спискам мы подтвердили свою базу, которая у нас была пять лет назад. Единственное, ряд наших товарищей проиграли одномандатные округа, но это связано с какими-то технологическими недостатками, которые они не смогли исправить. У нас большинство в Законодательном собрании сохранено. Как и раньше, мы готовы к конструктивному сотрудничеству с представителями других партий. Мы находили общий язык в предыдущем созыве, думаю, найдем и в этом.
Андрей Алехин, КПРФ:
— На выборах в Госдуму мы показали один из лучших результатов по стране и гордимся им. По области чуть-чуть отстали от «Единой России», но в городе мы ее порвали, город Омск — красный. Получили два мандата в Госдуму и один по списку. Что касается выборов в Заксобрание — провокация власти, которая использовала партию «Коммунистов России», к сожалению, сработала. Мы потеряли 6 мандатов. Мог выиграть Иван Федин, если бы не было Лжефедина. Та же ситуация с Сергеем Жуковым, Федотовым и Лукиной. 4 мандата мы потеряли только на двойниках. Обидно, что в бюллетене на первом месте оказались «Коммунисты России» — почти 11% омичей ошиблись и проголосовали за лжекоммунистов. Их реальный процент в списках в Госдуму — 2.7%. Власть с ними заигралась. «Справедливая Россия», соратники губернатора, могли вообще не попасть в Заксобрание, а эти три мандата будут иметь. Но все равно мы увеличили свою фракцию, теперь нас будет 10.
Владимир Казанин, «Коммунисты России»:
— Кто следит за моим Истаграмом, видит, что проведена большая работа. Но дело-то не в этом. У нас в городе не было ни одного билборда — все места разобрали в марте–апреле. А я работаю в программе «Управдом». Так что успех нашей партии, я считаю, зависит от тех людей, которым нам удалось помочь, решить их проблемы. Целыми домами шли. И когда я слышу от КПРФ о том, что кто-то что-то перепутал, мне хочется сказать: «Не унижайте своего избирателя». Что же за программа и идеология у КПРФ, если их путают? У нас сейчас такая узнаваемость, что уже неизвестно кто чей спойлер. Наша победа — это вопрос всем задуматься.
Антон Берендеев, ЛДПР:
— Разумеется, мы удивлены результатами, расстроены. Но что делать? Народ выбрал. Нам в любом случае надо работать. У нас есть свой избиратель (пусть в этот раз мы набрали немного по стране), его интересы надо отстаивать и защищать. Будем работать в новых реалиях. Разумеется, в течение пяти лет будем делать работу над ошибками.
Оценки политологов
Также мы попросили дать оценку прошедшим выборам политологов и политтехнологов.
Вадим Дрягин, директор ООО «ГЭПИЦентр II», социолог и политтехнолог:
— О выборах в Госдуму все социологи говорили, что ЕР просядет, она и просела. Что касается «Новых людей» — это удачный бренд. Результат, который они набрали, говорит от том, что содержанием политических программ омский избиратель не интересуется. Наш избиратель отчужден от системы выборов в политическом смысле. То есть он не ориентируется в политических программах, которые в принципе все одинаковые. И не контролирует политическое поведение партии.
Что касается одномандатных округов. Если есть выдвиженец от ЕР и конкурент от оппозиции, который прошел фильтр регистрации и у которого есть ресурсы и высокая мотивация победить, то в этом случае единороссу приходится туго.
При этом надо признать, что набравшая сейчас больше голосов компартия выехала на протестном голосовании.
Они, фактически не занимаясь избирательными компаниями на одномандатных округах, демонстрируя только принадлежность к компартии и получив протестное голосование, переехали, например, Бонковского. Надо отметить, что под знамена КПРФ на эти выборы пришли те, кто раньше за них не голосовал, если судить по электоральной статистике.
О выборах в Заксобрание. ЕР имеет простое большинство. Показатели представленности ЛДПР, «Справедливой России» и «Новых людей» говорят о том, что, если возникнет коалиция, союз, то они могут блокировать ЕР на голосовании. Этого у нас раньше не было. Это, прямо скажем, историческое событие.
И по одномандатникам на выборах в Заксобрание. Абсолютно безграмотная избирательная кампания со стороны ЕР. Исключение составляют Зуга, Веретено, Кокорин. У остальных избирательные кампании не яркие, не осмысленные. Победить они (ЕР) победили на одномандатных округах, но довольно много и потеряли.
Иван Жуков, омский политолог:
Если обозначить одним словом — провал для «Единой России», за который, конечно, спросят с внутриполитического блока и руководства региона.
— Общепартийный результат на уровне ультрапротестного Дальнего Востока. На одномандатных округах все ресурсы были вложены в Оксану Фадину, и она зашла в Госдуму при супермягких условиях. Смолин — все понятно. Изначально уязвимой позицией был Бонковский, которого власть долго игнорировала, и только под конец — подозреваю, после определенных сигналов из АП, — появились мероприятия с его участием, наружная реклама. Для КПРФ эта ситуация была исключительно благоприятной. Ведение полноценной кампании сразу на двух округах они бы не потянули, но, так как со Смолиным расторговка закончилась успешно, с Фадиной тягаться смысла не было, то они направились клином по одному округу с самым слабым кандидатом.
Сама кампания была никакая. Ресурсов у «Единой России» не было, не хотели вкладываться, надеялись по старинке все «зарешать». Второе — на пяти округах выставили спойлеров, полных тезок. Это некомильфо, неизящно, непрофессионально. И даже при наличии спойлера на одном из округов единоросс проиграл.
КПРФ — это успех. 4 одномандатных округа плюс списки, увеличили свою фракцию. «Коммунисты России» прошли как спойлер. У «Новых людей» кампания ничем не отличалась от федеральной: дорого, но бессодержательно. На мой взгляд, были попытки нарастить численность фракции эсеров, но, возможно, кому-то дали по шапке и фракция остановилась на прежнем уровне.
По уровню провала с «Единой Россией» может соперничать только одна партия — ЛДПР. У нее сокращение фракции в 4 раза. Это было довольно предсказуемо, у них нет ресурсов. Звенящая пустота, провал и безнадега.
Алексей Коновалов, екатеринбургский политолог:
— В целом выборы в Омской области прошли не сказать, что активно, они несли среднюю активность. Со стороны власти особых препон не было. Дни голосования прошли относительно спокойно, никаких ярких всплесков не замечено. Есть отдельные нюансы, касающиеся работы самих УИК, но они решались достаточно адекватно.
Омская область вообще уникальный регион относительно роли КПРФ, эффективности работы «Единой России». Красный регион есть красный регион. Относительно результатов — хочется отметить результат «Коммунистов России». Партия, которой просто повезло встать на ту же строчку бюллетеня, что и КПРФ на федеральных выборах. За счет этого очень сильно размылся результат голосования за КПРФ. Это партия-спойлер, бывает — выстреливает, бывает — нет. «Справедливая Россия — За правду» не смогла эффективно использовать образ губернатора, который остается членом партии, что сыграло роль на итоговом результате.
«Новые люди» — партия, которая является, скорее, даже не партией, а структурой сетевого маркетинга.
Гигантское количество людей вовлечены в структуру Faberlic, и они стали становым хребтом агитаторов. Плюс нужно учитывать серьезный финансовый ресурс. И, наконец, у них нет негативного бэкграунда, как и позитивного. Это чистый лист, их никто не знает. Их результат — элемент протестного голосования. При этом фактор «Умного голосования» не сыграл заметной роли, слишком малая у него аудитория. «Умное голосование» могло изменить от 0.5 до 1%, и то в рамках одномандатников. Медиаресурс у него серьезный, но выхлоп крайне мал.
Что касается ЕР, исторически Омская область — регион красного пояса. Плюс много негатива прошло по предыдущему созыву — начиная с той же пенсионной реформы и заканчивая ухудшением качества жизни населения, высоким уровнем инфляции и низким уровнем роста зарплат. Все это складывается в негативную тенденцию регресса, и люди это стали осознавать, поэтому понижается процент поддержки партии власти. Это захватывает в первую очередь людей, которые близки среднему классу. Это люди, которые пришли проголосовать как раз за КПРФ, за «Новых людей» — просто из подхода, что надо попробовать что-то изменить. А что и в какую сторону — это уже детали.