Стакан наполовину пуст: омичи покупают дешевую питьевую воду вместо качественной

Стакан наполовину пуст: омичи покупают дешевую питьевую воду вместо качественной

30 сентября 2019, 09:00ЭкономикаPhoto: pixabay.com
Россияне с каждым годом отказываются от соков и газированных напитков в пользу питьевой и минеральной вод. Город55 разбирается в тонкостях и нюансах растущего рынка в Омской области.

Общероссийский тренд

В России наблюдается тенденция к росту потребления воды. Все чаще начинающие предприниматели выбирают производство и поставку воды как стартовую точку для входа в бизнес, а с каждым годом потребление ее населением растет. В 2018 году продажи бутилированной воды в России выросли на 16 процентов, отмечает РБК. В этом году, по оценкам участников отрасли, рынок увеличится в пределах 10%, а потребление бутилированной воды в стране может достичь 42 литров на человека.

Российский рынок бутилированной воды замкнут сам в себе — всего 6% воды на рынке являются импортированными. Общие же объемы инвестиций в этот бизнес исчисляются сотнями миллиардов рублей — только оборот российского рынка бутилированной воды в 2018 году оценивался в 187 млрд рублей, было продано 7.5 млрд литров воды.

«Чистой доступной воды в мире становится все меньше. Потому что масштабы освоения среды обитания, которые часто производятся варварскими методами, приводит к тому, что добывать эту воду и обеспечивать ее для населения становится все сложнее и сложнее», — отмечает председатель Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России Александр Борисов.

Одно из самых крупных предприятий в России — «Холдинг «Аква», принадлежащий госпредприятию «Кавминводресурсы» и коммерческим структурам застройщика «АФК «Система». При этом бизнесу принадлежит больше половины предприятия, владеющего скважинами «Нарзан» и «Ессентуки».

Порядка 70 процентов вод «Холдинга Аква», по данным самой компании, поставляется в крупные торговые сети. Четверть объема уходит мелким оптовым покупателям. Пять процентов продается через аптеки и один процент - через интернет. В планах компании с ростом объема продаж в разы увеличить долю аптек и интернета. Наряду с этим «Холдинг» намерен плавно поднимать цену на свой самый известный продукт — «Ессентуки».

«На рынке есть вода „Боржоми“, которая стоит от 80 до 100 рублей за бутылку. Мы понимаем, что они везут воду из-за рубежа, а мы находимся на российском рынке. И мы хотим иметь минус 10 процентов от „Боржоми“ до конца следующего года», — отмечает Александр Борисов.

Однако федеральные власти обсуждают ввод маркировки всей водной продукции в стране. Это может помочь в борьбе с контрафактом. За цифровой контроль выступают Налоговая служба и Ростех. Но большинство производителей бутилированной воды и отраслевой союз — против маркировки.

«Проблема маркировки — важная, насущная. В некоторых сегментах она уже сыграла положительную роль. Но пока сказать, что в этом сегменте рынка это решение проблемы, ведущие игроки не готовы», — считает Александр Борисов.

Местные игроки

Эксперты выделяют несколько видов воды, различающихся по количеству солей. Если их меньше полуграмма на литр, в бутылке питьевая вода. До одного грамма минералов на литр приходится в столовых водах. От грамма до десяти — в лечебно-столовых. Выше показатель — в лечебных. Пить их желательно по рекомендации врача.

Производства исключительно лечебной минеральной воды в Омске нет. Самый известный в городе бренд «Омская-1» относится к разряду лечебно-столовых вод. Разливается она силами ЗАО «Завод розлива минеральной воды «Омский». Также там разливается местная марка питьевой воды «Вундервелле».

Принадлежит предприятие, согласно данным сервиса «Раскрытие», Наталье Волковой, Алексею Косых (он же директор предприятия), а также Ольге и Сергею Мизе. Средняя выручка предприятия за последние 5 лет — 170 млн рублей в год. Самым прибыльным за это время оказался 2016 год — 15.4 млн рублей прибыли, а самым тяжелым — 2018 год, когда чистая прибыль компании составила всего 960 тыс рублей.

Photo:Фото: скрин программа «Бизнес-Вектор» телеканал РБК

Основным конкурентом компании является новосибирская марка «Карачинская», которая разливается на ООО «Карачинский источник». Новосибирское предприятие крупнее омского по всем фронтам — численность работников превышает 500 человек (не более 100 человек на омском), в 2018 году выручка «Источника» превысила 2.2 млрд рублей, а прибыль — 252 млн рублей.

Однако в городе есть рынок, по словам местных игроков, на который почти не заходят иногородние компании, — поставка дешевой питьевой воды в больших объемах для кулеров.

«Мы воду производим только в 19-литровых баллонах и с каждым годом выпускаем ее больше и больше. Спрос среди людей растет, потому что водопроводная вода не отвечает всем потребностям», — отмечает представитель компании ЗАО «Чистая вода» (марка «Подгородная») Николай Мартынов.

Еще несколько лет назад, по его словам, люди делали упор на качество воды, сейчас же больше смотрят на цену. Цены «Подгородная» повышает каждые 3 года, а то и реже. Помимо этого, отмечает он, каждый производитель ищет свою «фишку» — новый способ очистки, например.

Не прямыми, но все же конкурентами специалист считает производителей фильтров для воды. Однако товары, которые можно купить в магазинах Омска, по его словам, не соответствуют требованиям покупателей — качество отфильтрованной водопроводной воды будет все равно заметно ниже, чем купленной бутилированной. В итоге большинство потребителей вновь возвращаются к покупке чистой воды, считает Мартынов.

При этом подделывать питьевую воду в больших бутылках, считает эксперт, невыгодно. Дело в том, что на таких производствах вода производится и тут же разливается, маскироваться под такие предприятия очень сложно.

«Обязательная маркировка воды как идея, скорее всего, относится именно к минеральной или столовой воде, к той, что продается в литровых и схожих по объему бутылках. Мы же производим питьевую воду первой категории, она полностью описана в ГОСТах, к нам эта идея, мне кажется, не относится», — резюмирует Николай Мартынов.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter