Posted 24 января 2021, 06:37
Published 24 января 2021, 06:37
Modified 19 августа 2024, 21:40
Updated 19 августа 2024, 21:40
Переход с ЕНВД на патент
В соответствии с изменениями федерального законодательства, с 1 января 2021 в России перестала применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Индивидуальным предпринимателям (ИП), а именно они использовали режим ЕНВД, предложили перейти на другие виды уплаты налогов. В частности, на патентную систему налогообложения (ПСН), которую называли альтернативой ЕНВД, поскольку патент остался единственным режимом, где налоги не зависели от реально полученного дохода.
На деле же получилось так, что ПСН, в зависимости от вида деятельности, оказалась более затратной для предпринимателей, чем ЕНВД. К примеру, в Ставрополье, по подсчетам местных предпринимателей, патентные платежи увеличились почти в 10 раз.
По данным управления ФНС России по Омской области, на конец 2020 года в регионе числилось около 1750 предпринимателей, работавших по патенту, и более 15 тысяч плательщиков ЕНВД. С 1 января 2021 года на патент перешли только 15% вмененщиков. Большая часть (80% ИП) выбрали упрощенную систему налогообложения, 2% стали плательщиками налога на профессиональный доход, 3% никак не оформили переход на спецрежим, по отношению к ним по умолчанию будут применять общую систему налогообложения.
Стоимость патента по-новому
В ноябре 2020 году Госдума РФ приняла закон об увеличении числа видов предпринимательской деятельности, по которым может быть применена патентная система налогообложения. Кроме того, были расширены полномочия регионов по администрированию ПСН. Субъектам дали право самостоятельно устанавливать размер стоимости патентов.
Как рассказала руководитель комитета по бюджету и налогам омского регионального отделения «Опоры России» Карина Пономарева, в Омской области количество видов деятельности, на которые может быть получен патент, увеличили до 80. Что касается стоимости патента в Омской области, то, по словам специалиста, налоговая нагрузка на ПСН останется на уровне ЕНВД.
«В Налоговый кодекс внесено существенное изменение — стоимость патента возможно уменьшить на суммы уплаченных страховых взносов, причем уплаченных не только за себя, но и за своих сотрудников. В итоге годовая стоимость патента будет соразмерна уплачиваемому налогу на ЕНВД», — сказала Карина Пономарева.
В «Опоре России» пояснили, что просчитали стоимость патента в Омской области по многим сферам и определили, что увеличения нет или оно незначительно, и повышать ставки несвоевременно.
Омский опыт
Между тем омские предприниматели, столкнувшиеся с необходимостью выбора нового режима налогообложения, отмечают существенное увеличение платежей на ПСН. По их словам, рост в зависимости от вида деятельности составляет от 30% до 200%.
«У нас увеличились патентные платежи. Мы занимаемся информационными технологиями, разработкой сайтов. У меня, как ИП, патент. Сумма все время была 9600 рублей. С этого года она стала почти 12 тысяч. По сравнению с торговыми компаниями не так много, но тем не менее. В одной из торговых компаний, как мне рассказывали, они платили ЕНВД 26 тысяч рублей, а потом посчитали по патенту — у них получилось 110 тысяч», — говорит учредитель компании «Авега-софт» Сергей Пиданов.
Со слов другого предпринимателя, пожелавшего остаться неназванным, патентные платежи для торговцев оказались одними из самых высоких. Возможность компенсации стоимости патента за счет страховых взносов во внебюджетные фонды в ряде случаев не спасает, поскольку отменены понижающие коэффициенты.
«У моих знакомых, они на патенте работали, за один магазин платили 180 тыс рублей. Но когда было три магазина — шел понижающий коэффициент. За три магазина — 300 тыс рублей. В этом году они пошли, хотели так же три магазина оформить, оказалось, что сейчас понижающих коэффициентов нет. Им сказали платить 286 тысяч за каждый. Получается, если раньше они за три магазина платили 300, теперь 800 с лишним тысяч»,
— рассказывает предприниматель.
Требуется перерасчет
У омича Алексея Каталова микробизнес — небольшой розничный отдел площадью менее 5 кв. метров. Торгует изделиями народных промыслов: сувенирами из природных материалов, бижутерией, картинами из каменной крошки.
«Это наш с супругой первый бизнес-проект. Открылись мы в конце июля прошлого года. Выручка за пять месяцев составила чуть более 450 тысяч рублей. Патент на этот период нам обошелся в 7525 рублей, что было вполне адекватной стоимостью. Плюсы — нет необходимости вести излишнюю документацию. Да и товарооборот, мы предполагали, не будет многомиллионным и режима ПСН для этого хватило бы. В декабре 2020 года мы подали заявление на получение патента.
Уже тогда стоимость патента, которую выдал онлайн-калькулятор, повергла в шок: 286 020 рублей в год. Я решил, что-либо система дает сбой либо расчет ведется по каким-то неверным данным. Ведь нелогично и нереально начислять налог в размере трети годовой выручки от такого мелкого отдела»,
— рассказывает Алексей.
После новогодних праздников, когда пришел бумажный вариант патента, выяснилось, что предприниматель не ошибся. Ему теперь действительно придется уплатить в бюджет почти 300 тыс рублей, или 24 тыс рублей ежемесячно. Алексей решил изучить документы о применении ПСН в Омской области и нашел интересную деталь. Оказывается, при расчете патента для розничной торговли на площадях менее 50 кв. метров размер торговой площади не учитывается.
«То есть что отдел 5 кв. метров, что бутик 50 кв. метров — налог у них будет одинаковый. Мы подготовили письмо в министерство экономического развития Омской области с обоснованием некорректного расчета стоимости патентов на розничную торговлю. И, насколько мне известно, ставки на патент на розничную торговлю будут пересматриваться», — говорит предприниматель.
Взгляд с высоты
У омского ритейлера Виктора Шкуренко, владельца одноименного торгового дома, по поводу повышения платы за патент для омских предпринимателей нет очевидного ответа. С одной стороны, говорит он, всегда плохо, когда поднимают налоги. Но с другой, существует неравенство между теми, кто платит по общей схеме налогообложения, и теми, кто использует льготные режимы.
«Как представитель крупного бизнеса я в данном случае не могу быть объективным. Сегодня действительно существует колоссальнейший разрыв между налоговой нагрузкой по общей системе налогообложения, на которой работает средний и крупный бизнес, и тем, что платит малый бизнес. Он практически ничего не платит. А еще часто средний бизнес маскируется под малый. Это проблема. Я не знаю, как ее решить. И государство, видимо, тоже находится в патовой ситуации по этому вопросу», — сказал Шкуренко.
По мнению предпринимателя, на данный момент ему видится, что делается ставка на крупный бизнес. Это означает, что власть либо перестала верить в развитие малого предпринимательства, либо ей проще и эффективнее контролировать крупный бизнес.
«У нас нет согласия в обществе в этом вопросе. Все-таки мы поддерживаем малый бизнес или нет? Если мы его поддерживаем и делаем ставку на него, то это неправильные действия. Но если мы перестаем в него верить, то тогда это логично.
Если говорить о патентах, полагаю, что сильно пострадает микробизнес, а вот крепкий малый бизнес нисколько не пострадает», — считает бизнесмен.
***
В отличие от ставропольских коллег, которые предрекают гибель всего микробизнеса, работающего на патентах, омские предприниматели пока не говорят о крахе или массовой ликвидации предприятий, но с тревогой смотрят в будущее.
В конце прошлого года Законодательное собрание Омской области приняло закон об установлении пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения (1%, если объектом налогообложения являются доходы, 5% — если доходы минус расходы).
Данная льгота позволила несколько снизить градус напряженности в среде омского микробизнеса. Многие предприниматели, ранее работавшие по ЕНВД, отказались от патента, посчитав его несоразмерно высоким, и перешли на УСН по 1%. (Надо отметить, что пониженную ставку УСН получили только те виды деятельности, которые включены в список пострадавших от пандемии, если их доход упал более чем на 30%.)
Но сколько продлится такое послабление, неизвестно. «Единственная отдушина, которая удерживает от закрытия, — льгота в 1%». В случае возврата к стандартным ставкам УСН (6% и 15%), говорят мелкие предприниматели, лавочку придется закрывать.