Posted 22 ноября 2020, 06:49
Published 22 ноября 2020, 06:49
Modified 19 августа, 21:36
Updated 19 августа, 21:36
Инициатива общественников
В начале ноября организация «Опора России» обратилась в Минприроды РФ с просьбой изменить систему начисления платы за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) для бизнеса. Как отметили общественники, они получают многочисленные жалобы от предпринимателей, в частности владельцев гостиниц и отелей, которые столкнулись со значительным падением оборотов бизнеса из-за весенних коронавирусных ограничений, но вынуждены оплачивать счета за вывоз ТКО, выставляемые региональными мусорными операторами, в полном объеме.
При этом организации оплачивают не фактически вывезенный объем ТКО, а обслуживание мусорных контейнеров, количество которых определяется исходя из нормативов по накоплению отходов, утвержденных на уровне региона.
Активисты призвали природоохранное ведомство пересмотреть данную практику с целью снизить нагрузку на бизнес. Омские предприниматели поддерживают инициативу о тарифных послаблениях, но рассчитывают и на другие перемены в сфере обращения с ТКО.
Омские особенности
В Омской области мусорная реформа стартовала более полутора лет назад, однако противоречия между бизнесом и региональным мусорным оператором «Магнит» сохраняются. Значительная часть юридических лиц (по некоторым оценкам, порядка 70%), действующих на территории региона, уклоняются от заключения договора с регоператором и не платят за вывоз ТКО.
Стоит отметить, что в Омской области, в отличие от других регионов, наряду с нормативной системой оплаты у предпринимателей все-таки существует возможность рассчитаться за вывоз отходов по факту их образования.
Для этого надо оборудовать собственное место накопления отходов, которым не пользуются другие юридические или физические лица, и заключить с региональным оператором договор, где следует указать периодичность и объемы ТКО, подлежащие вывозу. Исходя из этого формируется начисление платы за вывоз мусора. При этом норматив накопления не применяется.
Однако, как говорят предприниматели, перейти на оплату по факту бывает не просто — регоператор неохотно идет на переоформление договора.
В «Магните» в свою очередь отмечают, что при таком способе оплаты предприниматели нередко стремятся занизить объем образуемых ТКО.
«Что касается решения спорных вопросов, то в конце августа этого года был подписан протокол о взаимодействии и сотрудничестве между Региональным оператором и предпринимательским сообществом Омской области. Главная цель этого договора — организация законного вывоза ТКО юридическими лицами. Стороны выработали механизм взаимодействия по урегулированию спорных моментов и предотвращению конфликтных ситуаций по вопросам обращения ТКО. Обе стороны пришли к решению, что обязательным условием досудебного урегулирования спорных вопросов является подписание законного договора с регоператором на вывоз ТКО и погашение сложившейся задолженности. В случаях, когда юрлицо документально может показать, что в определенный период у него не образовывались отходы, исковые претензии к нему не выставляются», — сказали Городу55 в «Магните».
Позиция бизнеса
Между тем, несмотря на заключение соглашения о взаимодействии, разногласия между бизнесом и регоператором остаются и продолжают накапливаться. Только в октябре «Магнит» подал в арбитражный суд Омской области порядка 170 исковых заявлений о взыскании задолженности с предпринимателей.
Идет в суд и бизнес. Алексей Глазачев, директор компании «Восток-Сервис-Спецодежда» пару лет назад заключил договор с «Магнитом», согласно которому регоператор обязуется забирать ТКО по фактическим заявкам.
В этом году предприниматель получил уведомление о новом договоре, хотя старый не расторгнут, и возросшей плате за вывоз мусора.
«У нас внезапно перестают вывозить мусор, и нам приходит уведомление, что ваш предыдущий договор не действует. С вами по умолчанию заключен новый договор, в результате которого вывоз становится не по заявкам, а еженедельно и стоимость услуг возрастает примерно в пять раз.
Мы сейчас специально наняли юриста и находимся на финальном отрезке пути перед походом в суд. По мнению регоператора, у нас уже накопился долг в районе 150 тыс рублей», — рассказывает Алексей Глазачев.
По словам предпринимателя, все заявления регоператора о том, что они будут разбираться с проблемами и находить индивидуальное решение в каждой ситуации, не более чем декларация, которая к практике никакого отношения не имеет.
«Наш начальный договор можно отнести к схеме оплаты вывоза ТКО по факту. Но, видимо, регоператора не устраивает то, что в данном случае сумма получается значительно меньше. Грубо говоря, мы платили в районе 4–5 тысяч рублей в месяц. А по их новому варианту договора — 20–25 тысяч рублей», — отмечает бизнесмен.
В тупиковую ситуацию попал другой омский предприниматель. У Алексея Видинеева несколько видов деятельности: где-то он владелец компании, где-то только руководитель. Одно из предприятий — совместная с московскими партнерами компания, где он директор. Весь штат сотрудников располагается в Москве, продажи идут в онлайн-режиме. В Омске офиса нет, только зарегистрировано юридическое лицо.
«Пришли счета с космическими цифрами. Мы написали письмо регоператору — они нам не ответили. По факту у нас по этому юридическому лицу не формируется вообще никаких ТКО. В „Магните“ говорят: но есть же директор, значит он формирует ТКО. Но я являюсь директором еще одной организации и нахожусь там, в офисе той организации, и там плачу за вывоз мусора. Их логика исходит из того, что хоть немножечко, но я вдобавок мусор формирую», — говорит Алексей Видинеев.
Заместитель директора гостиничного комплекса «Иртыш» Алексей Саяпин считает, что у крупного и среднего бизнеса Омска нет особых проблем ни с регоператором, ни с платой за вывоз мусора. «Определенное недопонимание» существует только у малого и микробизнеса.
«Когда началась пандемия, мы с »Магнитом» нашли язык общения: есть определенная стоимость вывоза кубического метра, мы фактически за эти кубометры и платим. Добавлю: мы платим за место установки контейнеров. Соответственно, влияем на регоператора, можем контролировать процесс вывоза. Микробизнес в большинстве случаев никак не влияет. Он просто физически этого не может сделать.
Я много раз слышал от предпринимателей, что они звонят в «Магнит» и говорят: «Вы не вывозите ТКО. У нас даже ящика нет, куда выкидывать этот мусор, а вы нам выставляете счета». А те отвечают: «А вы докажите, что мы не вывозили. Вы не докажете, поэтому платите по договору и несите мусор в близлежащий контейнер»,
— сказал Саяпин.
Нет диалога и конкуренции
По словам представителей омского бизнеса, главная проблема с мусором сегодня заключается в неумении «Магнита» выстраивать диалог, налаживать взаимодействие с предпринимательским сообществом.
По сути, с весны в отношениях между регоператором и бизнесом ничего не меняется. «Магнит» продолжает в больших количествах подавать исковые заявления по взысканию задолженности, а предпринимателя прячутся и всячески избегают заключения договоров на вывоз мусора.
«На последней встрече предпринимательского сообщества с регоператором его руководитель обозначил возможность для бизнеса заключать договоры как по нормативу, так и по фактическому объёму. Во втором случае предприниматель сам регулирует частоту вывоза ТКО, при необходимости уменьшая количество заявок.
Ключевой проблемой взаимодействия регоператора и бизнеса сегодня мы видим плохо налаженную коммуникацию, в том числе с предпринимательскими сообществами, а также низкий уровень сервиса. Судя по всему, регоператор столкнулся с большим объемом работы и с ней не справляется. Не всегда легко получить ответ на свой конкретный вопрос.
Если диалог будет налажен, а бизнес оперативнее сможет получать разъяснения по своим проблемам, уверен, от этого выиграют все. К этому мы и призываем «Магнит», — говорит вице-председатель регионального отделения «Опоры России» Александр Дерябин.
Самое интересное, что омский бизнес не против платить за вывоз мусора. Цифры в счетах за ТКО зачастую не такие уж большие и, как правило, не вызывают у предпринимателей сложностей. Вопрос в справедливости расчетов и соответствии цены и качества.
Более того, омские предприниматели готовы платить даже больше, чем сейчас выставляет регоператор. Но они должны понимать, за что платят. А такой информации им не предоставляют, ссылаясь на закон, по которому все должны платить. Рынок вывоза и утилизации мусора в Омской области наглядно демонстрирует, что такое отсутствие конкуренции, когда единственный поставщик услуги контролирует цену и качество.