Posted 15 ноября 2020,, 06:46

Published 15 ноября 2020,, 06:46

Modified 23 февраля 2022,, 15:07

Updated 23 февраля 2022,, 15:07

«Это смерти подобно». Омский бизнес не переживет нового локдауна

«Это смерти подобно». Омский бизнес не переживет нового локдауна

15 ноября 2020, 06:46
Фото: Медиахолдинг 1MI
В Омской области в течение последнего месяца наблюдается ежедневный прирост числа заболевших коронавирусом. В начале октября регион преодолел отметку в 100 ежедневно подтвержденных диагнозов, достигнув к 14 ноября 227 выявленных заражений за сутки.

Город55 решил разобраться, стоит ли ожидать на фоне такого роста ужесточения ограничительных мер и выдержит ли омский бизнес возможное повторение весеннего сценария.

Неумолимая статистика

Безусловно, ежедневный рост числа заболевших является тревожным параметром. Но помимо него у эпидемиологов одним из важных показателей, дающих объективную картину заболеваемости на территории (на его основе, кстати, планируются все лечебно-профилактические мероприятия в регионе), считается индекс заболевших на 100 тысяч жителей.

Мы проанализировали изменение индекса в субъектах Сибирского федерального округа (СФО) в течение последнего месяца и пришли к выводу, что на фоне других сибирских регионов эпидемиологическая ситуация в Омской области не такая плохая, как принято считать. (В данном случае мы не принимали во внимание проблемы с предоставлением медицинской помощи в омских больницах, нехватку врачей, коечного фонда и дефицит лекарств в аптеках.)

Согласно официальной статистике информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом (ИЦК), ситуация с заболеваемостью в Омской области складывается следующая — регион, несмотря на рост почти в 50%, второй месяц подряд занимает третье место в рейтинге СФО с самыми благополучными показателями по числу заболевших на 100 тысяч жителей (индекс 898.9).

В тройке регионов с наихудшими показателями три республики — Алтай (4049, рост за месяц на 123%), Тыва (3214.6) и Хакасия (1556, рост на 81%). Кстати, на ситуацию в Республике Алтай и Тыве уже отреагировали на федеральном уровне. Этим территориям в составе 35 других регионов правительством РФ предложено усилить ограничения из-за резкого распространения коронавируса. Омская область в данном списке не значится.

Стоит отметить, что в октябре по мере роста заболеваемости регионы Сибири начали водить ограничительные меры. В основном ориентировались на рекомендации Роспотребнадзора и московский опыт борьбы с ковидом. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.

Сегодняшняя статистика говорит о том, что у регионов с худшими уровнями заболеваемости (республики Алтай, Тыва, Хакасия, может быть, еще Томская область с 77%-м ростом индекса заболеваемости) имеются минимальные запреты, которые введены буквально несколько дней назад или только планируются к введению.

Что характерно, у регионов с лучшими показателями по числу заболевших, куда входит и Омская область, примерно схожие запреты, принятые еще в октябре, примерно в одно и то же время. Если судить по статистике, то на данный момент эпидемиологическая ситуация на этих территориях не требует принятия каких-то жестких ограничительных мер.

Бизнес против карантина

Тем не менее на фоне роста количества выявляемых зараженных и проблем в региональных системах здравоохранения все чаще ведутся разговоры о возможности введения в России нового карантина. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Омской области Юрий Герасименко считает, что в случае введения локдауна по примеру весенних ограничений бизнесу придется непросто.

«Все зависит от срока и глубины возможных ограничительных мер для бизнеса. Общие тенденции в стране по данному направлению имеют негативный формат для бизнеса. Институт бизнес-защиты в создавшихся условиях предпринимает все допустимые действия по поддержке предпринимателей», — сказал омбудсмен.

В свою очередь омский бизнес категорически не приемлет установление новых жестких ограничений. Часть из опрошенных Городом55 предпринимателей заявили, что могут не пережить нового отлучения от работы.

Среди тех, кто в меньшей степени пострадал весной от ковида, — омский продуктовый ритейл. Уровень доходности торговых предприятий в апреле — мае оставался относительно стабильным из-за устойчивого спроса. Между тем сегодня и у этого сектора настроение невеселое.

По словам предпринимателя Виктора Шкуренко (владелец «Торгового дома «Шкуренко», сети магазинов «Низкоцен», «Победа»), осенью бизнес начал ощущать снижение покупательской способности населения, у людей попросту закончились деньги.

«Особенно заметно снижение покупательской способности в таких сферах бизнеса, как кафе, рестораны и торговля. Второй момент: сейчас ухудшается эпидемиологическая остановка и все ждут возможной реакции властей. У нас принято ориентироваться на Москву при введении мер. А там уже ограничивают, например, кинотеатры — разрешают наполнять зал только на 25%. Это означает, что мы вам ничего компенсировать не будем, но работать можно в усеченном формате. На фоне того, что сейчас и так проблема с выручкой, ограничения могут привести к дополнительным сложностям. В целом, конечно, бизнес выстоит, но отдельные игроки уйдут», — сказал предприниматель.

Директор кинотеатра «Слава» Дмитрий Савельев убежден, что омские кинопрокатчики нового локдауна не выдержат. По его мнению, московский вариант ограничительных мер в виде 25%-й заполняемости кинозалов для Омска не походит, поскольку приведет к банкротству. Расходы на кинопрокат у нас схожие, но вот цена билета в Омске существенно ниже.

«Это смерти подобно. Мы и сейчас-то концы с концами сводим кое-как. Народ потихоньку идет в кино, и это позволяет нам держаться на плаву.

У нас в кинотеатре цена билета в среднем 187 рублей. В Москве — в районе 300 рублей. Но все, что касается расходных материалов, к примеру, комплектующих для кинооборудования, цены примерно одинаковые. Смотрите, лампа для кинотехники стоит 52 тысячи рублей. Сколько я должен продать билетов чтобы ее окупить? И сколько билетов должен продать московский кинотеатр? Разница в полтора-два раза. Так что для Москвы ограничение в 25% мест в кинозале, быть может, и возможно, у них есть дельта, чтобы нивелировать снижение выручки. А нам куда дальше?» — задается вопросом кинопрокатчик.

С оценкой о смертельности нового карантина для бизнеса согласен предприниматель Юрий Чащин, владелец торговой марки «Сибирский провиант». По его мнению, несмотря ни на что, экономику останавливать нельзя. В том или ином виде, но субъекты бизнеса должны вести свою деятельность, платить налоги, формировать региональный бюджет.

«Мы относимся к общепиту. Сегодня мы относительно легко трансформировали бизнес в продовольственную торговлю навынос. Апрель был очень тяжелый. Половина мая тоже, но где-то к концу мая мы выровнялись. Несмотря на то, что четыре объекта из восьми закрывали на целый месяц вследствие падения продаж. Наверное, бизнесу пережить новый локаут, как весной, будет сложно или просто убийственно. Это так и есть.

У всех и кредитные обязательства, и обязательства по зарплате, и проблема сохранения персонала. Бизнес трудно сохранить, не сохраняя людей»,

— отмечает бизнесмен.

Против новых ограничений выступают и владельцы небольших магазинов Омска, арендаторы торговых центров. Как рассказала Городу55 одна из таких предпринимателей, выручка у них сейчас минимальная из-за того, что проходимость в течение недели в ТЦ практически нулевая и лишь по выходным наблюдаются всплески. Шансов сохранить бизнес в случае закрытия комплексов немного.

«Мы переживем закрытие, если нам, как весной, выплатят компенсацию — те же 12 130 рублей. Сейчас ОКВЭДы у всех в порядке. Для города это будет плохо. Представляете, сколько налогов недополучит бюджет? Я думаю, закрытие торговых комплексов на карантин совершенно не имеет смысла. В силу того, что ТЦ сейчас практически пустые, их закрытие вряд ли кардинально изменит эпидемиологическую ситуацию в лучшую сторону», — считает предприниматель Лариса Носова.

Не поддерживают введение жесткого локдауна в Омске и общественники. В омском отделении общероссийской организации «Опора России» считают, что введение ограничений весной этого года оказало сильный отрицательный эффект на экономику страны и допускать повторения просто нельзя.

«Я не поддерживаю введение значительных ограничений для бизнеса, но не замечать уровень заболеваемости также нельзя. На мой взгляд, вводимые в регионах ограничения выглядят разумно относительно текущей ситуации с заболеваемостью. И очень надеюсь, что они не будут ужесточаться», — отметил вице-председатель регионального отделения «Опоры России» Александр Дерябин.

Оценка ситуации

На минувшей неделе правительство РФ поручило главам субъектов при необходимости вводить дополнительные коронавирусные ограничения, но эти меры не должны приводить к негативным последствиям для экономики. Отметим, что последнее уточнение видится маловыполнимым, поскольку любые ограничительные меры так или иначе сказываются на экономике.

С самого начала эпидемии регионы, вводя запреты на своих территориях, ориентировались на опыт и решения Москвы. Видимо, так будет и дальше. С 13 ноября в столице вступили в силу дополнительные противоэпидемические действия. Они включают следующие пункты: приостановку работы детских комнат в ТЦ, детских лагерей и развлекательных центров, введение ограничений по заполняемости спортивных трибун, театров и кинозалов — не более 25%. Кроме того, в Москве решено отменить все новогодние праздничные мероприятия, а корпоративы можно проводить до 23 часов и с участием не более 50 человек.

Надо полагать, что в ближайшее время большую часть из этих мер регионы применят на своих территориях. Между тем на примере Омска наиболее разумным и безвредным для экономики представляется введение дистанционного обучения для школьников. Напомним, 16 ноября в регионе возобновляют работу в очном режиме школы и учреждения дополнительного образования.

Не исключено, что после выхода школьников с каникул омская система образования может столкнуться с проблемой массового заболевания учителей. Высока вероятность, что при дальнейшем росте числа заболевших перевод школьников и учителей на «удаленку» будет первым шагом, на который пойдет омский региональный штаб. Логичным также представляется запрет новогодних мероприятий и корпоративов, а вот ТЦ и кинотеатры в этот раз вряд ли закроют.

«Будем смотреть за развитием эпидемической обстановки для того, чтобы принимать новые ограничительные меры. Пока у нас разработан пакет дополнительных ограничительных мер. Но все это будет приниматься на оперативном штабе коллегиально с учетом мнения специалистов Роспотребнадзора и здравоохранения», — прокомментировал возможность ведения новых ограничений губернатор Александр Бурков.

"